Психология дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Психическое развитие ребёнка первого года жизни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 7

1.1. Основные закономерности психического развития детей первого года жизни 7

1.2 Ведущий тип деятельности детей первого года жизни 11

1.3 Физическое развитие как условие формирования автономной речи детей первого года жизни 18

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АВТОНОМНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 23

2.1. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной проверки возможности влияния физического развития на формирование автономной речи ребёнка первого года жизни 23

2.2 Формирующий этап 41

2.3 Контрольный эксперимент 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60


  

Введение:

 

Актуальность темы. Возраст младенца является чрезвычайно важным для развития человека. Именно в этот период закладывается основа личности. Развиваются речь, мышление, моторика. Человек получит первые впечатления, впервые чувствует себя частью окружающего мира. Однако в этом возрасте мы наиболее уязвимыми и чрезвычайно зависим от родителей.

Период развития ребенка от рождения до одного года согласно Медицинской энциклопедии называют стадией младенца. В ней выделяют чрезвычайно важную фазу новорожденности (от момента рождения до одного-двух месяцев). Физически отделившись от матери, ребенок должен адаптироваться к совершенно иным условиям жизни (привыкнуть получать кислород из воздуха, принимать пищу извне, переваривать ее, выделять ненужные организму вещества и т.п.).

Социальная ситуация развития младенца неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, биологически ребенок вполне беспомощна, она не может удовлетворить ни одной жизненной потребности без помощи взрослого. В результате младенец максимально социальным существом. С другой стороны, при полной зависимости от взрослых ребенок лишен основных средств общения с ними, прежде всего, человеческой речи. На этом противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения основывается весь дальнейшее развитие ребенка в этом возрасте.

Собственно, новорожденность является тем периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в «чистом виде врожденные, инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение органических потребностей человека (в кислороде, пище, тепле и т.д.).

Однако, и это принципиально важно, названные потребности обеспечивают только выживание ребенка, а не его психическое развитие.

Степень изученности проблемы. Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы [2; 4].

Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

Объект исследования – психическое развитие ребенка первого года жизни.

Предмет исследования – влияние физического развития на формирование автономной речи ребёнка первого года жизни.

Цель курсовой работы – исследовать психическое развитие ребёнка первого года жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить основные закономерности психического развития детей первого года жизни.

2. Рассмотреть ведущий тип деятельности детей первого года жизни.

3. Изучить физическое развитие как условие формирования автономной речи детей первого года жизни.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку возможности влияния физического развития на формирование автономной речи ребёнка первого года жизни.

Психодиагностический инструментарий:

1. Методика оценки физического развития у детей первого года жизни (М.В. Чичко).

2. Оценка нервно-психического развития у детей первого года жизни по методике К.Л. Печора и Г.В. Пантюхиной — Э.Л. Фрухт.

3. Методика В. Мановой-Томовой для исследования динамики развития младенцев.

Экспериментальной базой исследования является ГБУЗ РБ Детская поликлиника №55 города Москва. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 1 года, из них 5 девочек и 5 мальчиков; медработников – 2 человека, родителей – 10 человек.

Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют представления о проблемах применения комплекса занятий в психическом развитии детей первого года жизни.

Практическая значимость исследования: полученные в работе материалы могут быть использованы, как в работе с родителями детей младенческого и раннего возраста, так и в работе психологов-консультантов.

Проведение исследования было организовано в несколько этапов.

Первый этап – констатирующий – включал в себя теоретический анализ источников по проблеме психического развития у детей первого года жизни; формирование комплекса методик, соответствующих цели исследования, подборка группы участников исследования, первичная диагностика психического развития у детей первого года жизни.

Второй этап – формирующий – апробация эффективности занятий в рамках повышения психического развития у детей первого года жизни.

Третий этап – завершающий – повторная диагностика достигнутого уровня психического развития у детей первого года жизни, а затем осуществлялся сравнительный анализ полученных результатов, обработка результатов исследования, анализ и интерпретация полученных результатов, составление рекомендаций.

Структура и объем курсового проекта обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит содержания, введения, двух глав, списка использованной литературы.

Общий объем курсового проекта – 61страниц. Основная часть – 57 страниц, включая 4 таблиц, 8 рисунков.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возраст младенца представляет собой очень важный и ответственный период в жизни человека. В этот сравнительно короткий срок человек проходит естественный путь развития, когда в социальной среде в процессе взаимодействия со взрослыми у ребенка создаются основные предпосылки социогенеза.

И природные формы психического отражения, элементы предметной деятельности, доречевого общения, структура двигательной активности. Все это развивается на основе созревания наследственно заданных механизмов в процессе их функционирования и путем новообразований. Психическое развитие в этот период носит наиболее интенсивный характер, что связано со спецификой действия основных законов онтогенеза. В этом возрасте начинается формирование сложных психических форм (мышление, речь), что создает благоприятные предпосылки для их раннего функционирования еще до момента достижения достаточной зрелости. Характеризуясь многоканальность, психическое развитие младенца осуществляется вместе с тем в разных направлениях относительно автономно.

Психическое развитие в это время отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и по качественным преобразованиям.

Многофазовость формирования, включая ранние генетические степени, проявляется в развитии как простых, так и сложных психических функций. В настоящее время установлены микро-стадии в развитии всех видов моторики, мышления, предпосылок речи, перцептивной функции, которые свидетельствуют о чрезвычайной интенсивность психического развития в младенческом возрасте в плане новообразований. На этой основе после года жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека осуществляется социальное развитие психики, который носит разнообразный и многоуровневый характер и включает как новообразования, так и преобразования, и социализацию различных природных форм психики в процессе дальнейшего развития.

Основными новообразованиями этого периода развития являются формирование структуры языковых действий (в конце первого года ребенок говорит первые слова) и предметных (ребенок осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира).

Язык годовалого ребенка называют автономным. Он служит мостом между пассивной и активной речью. По форме это общение, по содержанию — эмоциональная прямая связь между взрослым и ситуацией.

Характеристики автономной речи: не совпадает с языком взрослых, артикуляторно-фонетическим, а также по смыслу (многозначность вокализаций детей) может использоваться для общения только с теми, кто приобщен к «шифрованию» речи дети и в конкретных ситуациях; своего рода связь между словами, в результате чего слово напоминает ряд восклицаний, произносимых в состоянии аффекта.

Нами было спланировано и проведено исследование динамики развития младенцев, в ходе которого была использована методика В. Мановой-Томовой.

Исследование особенностей развития ребенка возраста младенца проведено, используя методику В. Мановой-Томовой. Исследуемые: 4 человека в возрасте от 10 до 11 месяцев.

Исследование происходило в два этапа, промежуток времени между которыми составлял четыре недели. Полученные данные заносились в протокол. После проведения обоих срезов, полученные результаты сопоставлялись. Первый срез состоялся 15-16 ноября 2020 года. Второй срез — 14-16 декабря 2020 года.

При первом измерении у всех четырех исследуемых была зафиксирована небольшая задержка общего психического развития (хотя каждом конкретном случае отставание в развитии происходило в различных сферах и было выражено в недостаточном уровне развития различных показателей). При втором измерении результаты трех исследуемых были на уровне нормы, а у одного — задержка общего психического развития на две недели. Полученные результаты могут быть объяснены компенсаторным развитием психики ребенка.

Мы можем сделать вывод, что, несмотря компенсаторное развитие обоих испытуемых, было обнаружено значительное различие между полученными данными.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

1.1. Основные закономерности психического развития детей первого года жизни

Развитие человека начинается еще до рождения и проходит следующие стадии: зарождение (формирование из половых клеток эмбриона), развитие в организме матери, рождение ребенка.

Внематочной жизни ребенка, а именно на первом этапе развития ребенка (от рождения до года), Н.М. Аксарина выделяет две фазы [1, с.26]. Первая фаза новорожденного длится до четырех недель. Он начинается со свидетельства о рождении — кардинального изменения образа жизни ребенка, проверки его подготовки к внематочному существованию, адаптации к новым условиям.

После физической разлуки с мамой ребенок начинает дышать легкими, получая кислород из воздуха, а не из крови матери, извне, чтобы принимать пищу, переваривать ее и выводят ненужные организму вещества. В течение первых недель жизни тело до некоторой степени адаптируется к новой среде (более сухой, холодной, светлой, разнообразной), в которой постоянно происходят изменения, иногда внезапные и неожиданные.

Новорожденный ребенок имеет особые анатомо-физиологические характеристики: вес, длину тела, развитие мускулов и костей, а также нервной системы. Итак, 70% его тела — вода, вес — около 3-3,5 кг, длина тела — 48-50 см. [1, с.28].

Мышцы, связки, кости еще очень слабы, нервные механизмы не формируются. Однако нервная система ребенка морфологически (по внешнему виду, по строению) уже сложена. Вес мозга примерно от 372 до 400 г. [1, с.31].

В коре головного мозга основные борозды и извилины столько же нервных клеток и в головном мозге взрослого человека. Однако большая часть нервных путей еще не покрыта миелиновой оболочкой, что приводит к диффузному характеру всех реакций у ребенка. Нервные клетки в головном

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы