Курсовая с практикой Гуманитарные науки Современный русский язык

Курсовая с практикой на тему Псевдонимы актёров как разновидность имён собственных: функционально-коммуникативный аспект

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Псевдонимы как
разновидность имен собственных. 5
1.1 Псевдонимы в
лингвистике. 5
1.2 Причины появления
псевдонимов. 10
Выводы по главе 1. 18
Глава 2. Псевдонимы
актеров как разновидность имен собственных. 19
2.1
Структурно-функциональный аспект псевдонимов актеров. 19
2.2 Коммуникативный
аспект псевдонимов актеров. 24
Выводы по главе 2. 30
Заключение. 31
Список литературы. 33

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена
возрастающим интересом лингвистам к проблемам имен собственных. Проблематика ономастических
исследований опирается на солидную традицию (Дж. Милль, Б. Рассел, А.Ф. Лосев,
A.A. Реформатский и др.). Исследованы общие вопросы ономастики (В.А. Никонов,
Н.В. Подольская, A.B. Суперанская и др.), описаны основные разряды имен
собственных (М.Э. Рут и др.), рассмотрен функциональный аспект имен собственных
(JI.A. Введенская, Н.П. Колесников, Т.Н. Кондратьев и др.); выявлена роль имен
собственных в тексте (В.Г. Дмитриев, С.И. Зинин, В.Н. Михайлов и др.). Но, несмотря
на достаточно длительную традицию изучения (ономастика в ее современном статусе
существует с 1960-х годов), проблема разновидности собственного имени  находится в фокусе внимания лингвистов.

В настоящее время
популярно изучение отдельных областей ономастики. Изучается топонимика, обозначения
внутригородских объектов, названия праздников, фестивалей. Активно изучается
также периферийная зона ономастики. К ней относятся, в частности, псевдонимы и
прозвища.

Псевдонимы
представляют особый интерес для лингвистики. Прежде всего, до сих пор в науке
не существует классификации псевдонимов, что связано с тем, что в различных
сферах приняты разные виды псевдонимов. Так, в театральной сфере XIX века были
довольно популярны двойные фамилии, а на современной эстраде часто псевдоним
является просто именем. Актуальность темы определяется также ее выходом за
рамки лингвистики. Интерес представляет причина, по которой актер (актриса)
обращается к вымышленному имени, семантика псевдонимов. Изучение псевдонимов
поможет полнее представить историю развития театра и кино в целом.
Ономастическая лексика быстро реагирует на все социальные и культурные
изменения, что становится способом использовать псевдонимы как источник фактов,
имеющих экстралингвистическую значимость.

Объектом исследования стала система
псевдонимов современного русского языка, представляющая собой подсистему
ономастического континуума.

Предметом исследования являются псевдонимы
актеров как разновидность имен собственных.

Цель настоящей работы – исследовать функционально-коммуникативный
аспект псевдонимов актеров.

Достижение
указанной цели предполагает решение следующих задач:

1) сопоставить
существующие в лингвистике точки зрения на проблему псевдонимов;

2) уточнить
особенности функционирования псевдонимов актеров.

Практическая значимость. Материалы и результаты
работы могут быть использованы для спецкурсов и семинаров по ономастике; в курсе
преподавания русского языка в школе и в вузе.

Методы исследования: метод лингвистического
описания, сопоставление и обобщение, а также классификация анализируемого
материала. В исследовании применялись элементы статистического анализа (прием
математических подсчетов).

Материалом для исследования лингвистических
особенностей псевдонимов послужили материалы интернет-сайтов, телевизионных
передач, средств массовой информации.

Структура работы включает введение, две
главы, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ономастическая
система русского языка включает такие единицы, как псевдонимы. Они получили
широкое распространение в культуре, особенно среди таких профессиональных
групп, как писатели, журналисты, артисты и художники. Псевдонимы образуют
особый пласт лексики в русском языке, характеризуясь функциональной
специализацией. Поэтому псевдонимы разных групп имеют свои особенности,
связанные с требованиями профессии.

Псевдоним
становится следствием способности людей к творчеству и к самовыражению. Если
имя дано с рождения, то псевдоним позволяет человеку проявить свою собственную
индивидуальность. Он выбирает оптимальный для себя способ номинации. При этом
при принятии псевдонима возможна значительная свобода творчества, которая
ограничена только требованиями профессии.

Анализ 40
псевдонимов актеров и актрис показал, что чаще всего актеры берут только новую
фамилию, оставляя свое настоящее имя. Реже встречается ситуация, когда к своей
настоящей фамилии актер подбирает новое имя. Женщины-актрисы склонны усложнять
свое имя, или делать его оригинальнее по форме. Мужчины-актеры стремятся к
упрощению своего имени. Реже всего актер полностью заменяет имя и фамилию. Наибольшее
распространение имеют псевдонимы из двух и трех слогов. Псевдонимы длиннее пяти
слогов не встречаются, что объяснимо их практическим неудобством.

При выборе
псевдонима актеры стремятся к двум взаимоисключающим целям: придумать себе имя
и фамилию, которые не выбиваются из общего ряда русских имен собственных, и
придать этому новому имени выразительность. Анализ показал, что современные
актеры делятся на две группы: для одних важно, чтобы псевдоним был похож на
обычную русскую фамилию, для других задачей становится выбор выразительного
псевдонима, который часто может иметь нетипичную для русского языка форму.

Причинами
псевдонимов являются желание заменить некрасивую или невыразительную фамилию,
желание скрыть иностранное происхождение своей фамилии, избежать путаницы с
однофамильцами. В качестве псевдонима может браться фамилия литературного
героя. Возможен и необоснованный выбор, когда реальное имя или фамилия не
устраивают по каким-либо внутренним соображениям.

Псевдонимы
актеров используются так же, как и обычные имена и фамилии. Внешне часто
невозможно сказать, что человек пользуется псевдонимом, так как он может ничем
не отличаться от привычных имен и распространенных в русском языке фамилий. Его
особенность, по сути, состоит просто в том, что такое имя не дано родителями, а
придумано самим носителем псевдонима.

В заключение можно
отметить пользу, которую имеет изучение псевдонимов актеров. Включая область
псевдонимов в сферу научного исследования, можно углубить теорию имени
собственного. Поэтому у данного исследования есть перспективы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Псевдонимы как разновидность имен собственных

1.1 Псевдонимы в лингвистике

Псевдонимы относятся к разряду малоисследованных
ономастических единиц, но они имею широкую перспективу лингвистического,
типологического и сопоставительного изучения. Если основные антропонимические
единицы (имена, отчества, фамилии) уже давно являются предметом
заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в
различных аспектах, то псевдонимы – большой пласт неофициальных именований – анализируются
в основном в трудах литературоведов, культурологов и недостаточно изучены с точки
зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический
интерес.

Псевдоним – наиболее позднее неофициальное именование человека.
Несмотря на то, что псевдоним является одним из видов антропонимов, до сих пор
не существует единого определения этого термина. В различных источниках
представлены различные дефиниции.

Псевдоним (греч. pseudonymos,
от pseudos – вымысел и
onoma – имя) – это вымышленное имя (фамилия), под которым автор публикует свои
произведения [50, с. 335]. Однако есть и другие причины зашифровывать свое имя,
поэтому выделяют также сценические псевдонимы [34, с. 410].

Псевдоним вид антропонима, вымышленное имя, существующее в общественной
жизни человека наряду с настоящим именем или вместо него. В
русской традиции псевдоним может заменять фамилию (чаще всего), имя личное,
отчество, всю формулу имени [46, с. 113].

Псевдоним условное имя автора или артиста, которое заменяет его
настоящее имя или фамилию (либо то и другое) [21, с. 974].

Псевдоним выдуманное имя или условный знак, которым
автор подписывает свое произведение; известен с древности. Псевдоним
служит практической цели: заменяет собою настоящее имя, которое по тем или иным
причинам желательно скрыть. Под псевдонимом выступают представители

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы