Курсовая с практикой на тему Прожиточный минимум и потребительская корзина: российская специфика расчета и использования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 5
1.1. Сущность прожиточного минимума и потребительской корзины 5
1.2. Подходы к определению прожиточного минимума за рубежом 9
ГЛАВА 2. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА В РОССИИ 15
2.1. Методика расчета прожиточного минимума в России 15
2.2. Динамика прожиточного минимума и состава потребительской корзины 21
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РОССИИ 26
3.1. Проблемы расчета прожиточного минимума и потребительской корзины 26
3.2. Перспективы изменения потребительской корзины 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
Введение:
Низкий уровень жизни населения уже более чем два десятилетия представляет собой одну из ключевых проблем российской действительности. В то время как Конституция РФ определяет, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Неоспоримым является также тот факт, что, помимо отсутствия каких-либо политических ограничений, для обеспечения достойного уровня и качества жизни гражданина требуются деньги, и именно получение денежных средств каждым человеком в достаточном количестве способно обеспечить реальное, а не номинальное исполнение положений, зафиксированных в Конституции РФ.
С самого момента принятия Конституции РФ государство приняло на себя обязанность по установлению минимального размера оплаты труда, который практически каждый год корректируется в связи с ростом цен. При этом сумма прожиточного минимума, которая ежеквартально рассчитывается правительством РФ и руководством субъектов РФ, до 2018 года постоянно превышала минимальный размер оплаты труда, а, следовательно, отсутствовала практическая значимость гарантированного государством минимальном размере оплаты труда.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что в Конституции РФ планка гарантированности указанных прав снижена. Простое обеспечение государством минимального размера оплаты труда, который может быть настолько незначительный размер, что не позволяет решить насущных проблем простого жизнеобеспечения человека, в настоящее время недостаточно, такая гарантия должна быть установлена посредством иной составляющей – прожиточного минимума.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучение теоретических и практических подходов к определению прожиточного минимума.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— определение сущности прожиточного минимума как экономической категории;
— изучение подходов к определению прожиточного минимума;
— ознакомление с подходами к установлению прожиточного минимума за рубежом;
— изучение генезиса прожиточного минимума в России;
— проанализировать динамику прожиточного минимума;
— выявить проблемы и перспективы использования прожиточного минимума.
Объект исследования – прожиточный минимум.
Предмет исследования – современное состояние прожиточного минимума в России и за рубежом.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Теоретической базой исследования выступает учебная и периодическая литература по данной теме, а также публикации в сети Интернет.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Заключение:
В заключение можно сказать следующее.
Прожиточным минимумом называется тот наименьший уровень дохода, который необходим для поддержания жизнедеятельности человека на определенном уровне и в определенном месте. При этом подразумевается, что данному человеку должны быть доступны не только простейшие нужды – вода, пища, лечение и кров, но и образование, информация, пользование услугами. В случае, когда цена рабочей силы становится дешевле этого минимума, то, по словам К. Маркса, она падает ниже своей стоимости, потому что в подобных условиях эта рабочая сила «способна существовать только в хиреющем виде».
Как видно из такого определения, в разных странах прожиточный минимум будет значительно отличаться. В государствах так называемого третьего мира он, как правило, ниже, чем в экономически развитых.
Понятие прожиточного минимума, как некоего стандарта жизни граждан, имеется в большинстве стран, достигших определенного развития и финансовой стабильности. Люди, или семьи, со средним доходом ниже определенного показателя, считаются малоимущими и в развитых странах имеют право получать социальную поддержку.
Термин «прожиточный минимум» введен правительством для того, чтобы провести границу между малоимущими гражданами, нуждающимися в поддержке государства, и всеми остальными. С этим показателем сравнивается уровень ежемесячного дохода, и принимается решение о тех или иных компенсационных выплатах. Чаще всего это касается неполных и многодетных семей.
Для его установления используются сведения Росстата о величине потребительских цен, собранные в каждом отдельно взятом регионе. Правительство берет в расчет не только стоимость продовольственных товаров первой необходимости (хлеба, овощей, мясной и молочной продукции и т. д.), но и расходы на жилищно-коммунальные услуги, транспорт, одежду, медицинскую помощь и товары бытового назначения.
Поскольку расценки на минимальный набор товаров и услуг в разных субъектах федерации далеко не одинаковы — порой они отличаются в разы — прожиточный минимум не является фиксированной величиной и рассчитывается по каждому из регионов РФ. Также, с учетом разных потребностей различных социально-возрастных групп, существуют индивидуальные «минимумы» по каждой из 3 категорий: для трудоспособного населения, пенсионеров и несовершеннолетних детей. И наконец, непрекращающаяся инфляция и рост цен требуют, чтобы размер прожиточного минимума увеличивался каждый квартал (даже если этот рост будет абсолютно незначительным).
Следует отметить, что прожиточный минимум на всем анализируемом периоде превышал минимальный размер оплаты труда.
Процесс повышения МРОТ Госдума инициировала в кризисном 2008-м, сумма выросла тогда практически в два раза до 4330 руб. Но в 2011 г. Правительство отложило в долгий ящик вопрос о сколько-нибудь значимом повышении МРОТ, и депутатская идея свелась к индексации.
Только с 1 мая 2018 г. показатели прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда сравнялись.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
1.1. Сущность прожиточного минимума и потребительской корзины
Прожиточный минимум представляет собой выражение уровня и качества жизни населения и, соответственно, критерий эффективности российской социальной политики. На протяжении пары десятилетий остаются в центре внимания государства и общества многие историко-теоретические и правовые вопросы исчисления и применения прожиточного минимума в современной экономике.
По определению, прожиточный минимум представляет собой минимальный набор важнейших продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности человека.
Изучение ранних нормативно-правовых актов, касающихся формирования и применения прожиточного минимума, а также правовых документов, действующих на данный момент, дает возможность выделить основные функции прожиточного минимума. Прежде всего, прожиточный минимум законодательно определяет черту бедности населения, иными словами, граждане относятся к бедным, если их доход граждан ниже прожиточного минимума, установленного государством. Кроме того, прожиточный минимум выступает в качестве нижней границы, на базе которой должны устанавливаться такие социальные гарантии, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), минимальный размер трудовой пенсии и другие виды социальных выплат .
В многоуровневой системе государственных социальных гарантий прожиточный минимум представляет собой своеобразный «краеугольный камень». Перефразируя известную крылатую фразу, можно сформулировать актуальный на данный момент лозунг: «Скажи мне, какой у вас в стране прожиточный минимум, и я скажу, насколько сильна ваша экономика». Таким образом, прожиточный минимум выступает в качестве «порога бедности» в любой стране.
Таким образом, чем больше в стране доля населения с доходами выше прожиточного минимума, тем благополучнее ситуация в стране в экономическом смысле. Однако следует отметить, что существует такое понятие, как «формальная бедность»: ведь если уровень среднедушевого дохода семьи незначительно превышает прожиточный минимум (например, на сто рублей), такая семья уже официально не считается малообеспеченной. При этом и к среднему классу причислять таких людей нельзя .
Прожиточным минимумом называется тот наименьший уровень дохода, который необходим для поддержания жизнедеятельности человека на определенном уровне и в определенном месте. При этом подразумевается, что данному человеку должны быть доступны не только простейшие нужды – вода, пища, лечение и кров, но и образование, информация, пользование услугами. В случае, когда цена рабочей силы становится дешевле этого минимума, то, по словам К. Маркса, она падает ниже своей стоимости, потому что в подобных условиях эта рабочая сила «способна существовать только в хиреющем виде».
Как видно из такого определения, в разных странах прожиточный минимум будет значительно отличаться. В государствах так называемого третьего мира он, как правило, ниже, чем в экономически развитых.
Понятие прожиточного минимума, как некоего стандарта жизни граждан, имеется в большинстве стран, достигших определенного развития и финансовой стабильности. Люди, или семьи, со средним доходом ниже определенного показателя, считаются малоимущими и в развитых странах имеют право получать социальную поддержку .