Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Проявление зависти у студентов с разным уровнем совладающего поведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы изучения особенностей проявления зависти у лиц с разными уровнями совладающего поведения 5
1.1 Понятие «зависть»: структура, функции, виды 5
1.2 Особенности совладающего поведения личности 14
Вывод по главе 1 22
2. Опытно-эмпирическое исследование проявлений зависти у студентов с разным уровнем совладающего поведения 23
2.1 Организация опытно-эмпирической деятельности 23
2.2 Анализ результатов проведенного экспериментального исследования 28
Вывод по главе 2 32
Заключение 33
Список литературы 34

  

Введение:

 

Зависть является достаточно сложным психологическим феноменом. Исследования зависти в психологии начали проводиться сравнительно недавно. Так, первые исследования в данном направлении были проведены Муздыбаевым К.А. в 1997 году. В настоящее время достаточно активно феномен зависти и ее влияние на поведение человека исследуются такими учеными, как Бескова Т.В., Дмитриева Н.А., Орлова А.Б., Лабунской В.А., Ильина Е.П. и др. Однако можно говорить о том, что пока еще это направление является новым.
Интересным для изучения является вопрос соотношения зависти и совладающего поведения человека. Можно предположить, что переживание зависти будет источником стресса для субъекта. Это можно связать с тем, что, во-первых, переживание зависти само по себе является отрицательной эмоцией, указывающей на определенное неблагополучие человека. Во-вторых, данное переживание не одобряется обществом, соответственно человек будет пытаться избежать его либо замаскировать. Все это может стать причиной стрессовых переживаний, обуславливающих необходимость прибегания к той или иной стратегии совладающего поведения.
Проблема заключается в низкой исследованности данного соотношения, что и обуславливает актуальность исследования.
Цель исследования: изучить особенности проявлений зависти у студентов с разными стратегиями совладания.
Объект исследования: проявления зависти студентов.
Предмет исследования: особенности проявлений зависти, характерные для разных стратегий совладающего поведения студентов.
Задачи исследования:
1) Проанализировать подходы ученых к пониманию зависти;
2) Изучить теоретические представления о совладающем поведении;
3) Провести эмпирическое исследование соотношения проявлений зависти и стратегий совладания у студентов.
Гипотеза: можно предположить, что применение неконструктивных стратегия совладания, таких как конфронтация, избегание, дистанцирование соотносятся с более активными формами проявления зависти (зависть-неприязнь, зависть-уныние), а конструктивные стратегии совладания (поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка) соотносятся с подавлением чувства зависти, его маскировкой.
Теоретическая значимость: в данном исследовании произведен анализ и систематизация имеющихся научных исследований и представлений о проявлении чувства зависти, а также соотношения проявления чувства зависти и различных психологических характеристик личности.
Практическая значимость: данное исследование позволит получить практические данные о соотношении проявлений зависти и совладающего поведения личности, которые могут быть использованы практическими психологами и педагогами в своей деятельности.
Методы исследования: анализ научной психологической литературы, копинг-тест Лазаруса, методика исследования завистливости личности Т.А. Бесковой, качественный и количественный анализ полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Зависть в настоящее время является достаточно малоизученным психологическим феноменом.
Т.В. Бескова понимает зависть как негативное переживание по отношению к Другому, связанное с неспособностью субъекта получить определенные блага или достичь какого-то статуса, который принадлежит этому Другому. Она создала методику исследования завистливости человека, в которой отражены три основных формы проявления зависти: зависть-неприязнь (активное выражение зависти), зависть-уныние (пассивное переживание зависти, без осуществления активных действий), маскировка (маскировочная шкала).
Совладающее поведение понимается как стратегия преодоления личностью сложных жизненных ситуаций, в том числе негативных переживаний в связи с завистью.
Было проведено эмпирическое исследования соотношения проявлений зависти у студентов второго курса педагогического университета. Было установлено, что стратегия совладания – конфронтация соотносится с завистью-неприязнью, зависть -уныние соответствует стратегиям избегания и уныния, все остальные стратегии совладания продемонстрировали максимальное значение по маскировочной шкале зависти. Это может быть объяснено социальным неодобрением чувства зависти и ее проявлений, что обуславливает желание респондентов скрыть собственные переживания в плане зависти.

   

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы изучения особенностей проявления зависти у лиц с разными уровнями совладающего поведения
1.1 Понятие «зависть»: структура, функции, виды

Проблема зависти в социальной жизни субъекта не нова для современной науки, упоминания о ней можно встретить в самых древнейших текстах человечества. Изучению данного социально-психологического феномена посвящены многочисленные труды философов-мыслителей, начиная со времен античности (Гесиода, Демокрита, Аристотеля, Ксенофонта, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Ф. де Ларошфуко, И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, М. Шелера и др.). Проблема зависти традиционно занимает одно из главных место в текстах святых отцов, в которых на первый план выходит обсуждение ее греховности и порочности.
Первая попытка исследования зависти в отечественной психологии была предпринята лишь в 1997 г. К. Муздыбаевым [23]. Однако в последнее время наблюдается явная активизация усилий социальных психологов по исследованию рассматриваемого социально-психологического явления, согласно наблюдениям Бесковой Т.В. [5]
Наиболее значимыми для понимания психологической сущности и природы зависти можно назвать исследования Л.С. Архангельской, О.Р. Бондаренко, Н.В. Дмитриевой, И.Б. Котовой, В.А. Лабунской, У. Лукана, К. Муздыбаева, В.С. Мухиной (В. Флай), Е.Е. Соколовой, Р.М. Шамионова.
Преобладающим подходом в исследовании зависти в современной науке до сих пор остается аналитический, который порождает описательность, фрагментарность, «мозаичность», феноменологизм знаний об изучаемом явлении. Логика исследования столь сложного социально-психологического образования, каким является зависть, диктует необходимость перехода на более высокий теоретический уровень его разработки. Наиболее продуктивным, с точки зрения Т.В. Бесковой, является системный подход [7]. Исходя из ее авторской концепции, структурная организация зависти как системного образования, метасистемой для которой является личность, рассматривается нами как совокупность субсистем отношений к превосходящему объекту, предмету его превосходства, самому себе и отражающих их внутренний конструкт компонентов (когнитивного, аффективного, потребностного, поведенческого и нравственно-ценностного), представленных, в свою очередь, элементным составом. Предложенная структура отношения зависти позволяет охватить многообразие и многоаспектность исследуемого феномена, дать его сущностное определение.
Под завистью понимается отношение к достижениям (успеху) Другого, включающее в себя отношение к объекту, предмету превосходства и самому себе и сопровождающееся комплексом преимущественно негативных эмоций, осознанием своего более низкого положения и желанием прямо или косвенно нивелировать выявленное превосходство и восстановить субъективное равенство.
Генетически исходным механизмом формирования зависти является интериоризация. как присвоение личностью общественно-исторического опыта и в качестве основного механизма социализации. Участие механизма интериоризации в формировании зависти заключается в том, что личность, помимо социальных и моральных норм, свойственных разным стадиям и формам человеческого существования, присваивает и тот общественный опыт, который способствует развитию негативных отношений и личностных новообразований. Центральное место в формировании зависти занимает механизм социального сравнения. В психологической литературе при анализе механизма социального сравнения в формировании зависти чаще всего обсуждается сравнение в системе «Я – Другой», которое субъект может осуществлять как в непроизвольной, так и в произвольной форме. В первом случае социальное сравнение возникает автоматически, являясь «почти неизбежным элементом социального взаимодействия» [8], которое может быть и бессознательным, то есть человек не до конца осознает, что он сравнивает себя со своими сослуживцами или соседями [6]. Второй случай подразумевает совершение определенных целенаправленных усилий со стороны субъекта. Безусловно, сравнение в системе «Я – Другой» играет ведущую роль при формировании зависти, но все же не исключительную. Сравнение может осуществляться не только самим субъектом, но и другими людьми (родителями, учителями, коллегами и др.). В этом случае субъект выступает в роли объекта сравнения. В результате сравнения, произведенного в системе «Я – Другой» и внешнего сравнения, Другой по отношению к субъекту оценивается как более или менее успешный, превосходящий или не превосходящий его по каким-либо параметрам. Сравнение себя с самим собой, осуществляемое в системе «Я-реальное – Я-идеальное», во многом совпадает с сопоставлением «Я могу – Я хочу» (соотнесением своих возможностей, результатов своей деятельности со своими же потребностями) и выявляет отсутствие или наличие разрыва между ними. При несоответствии «Я могу» с «Я хочу» первоначально субъект проводит «ревизию» своих внутренних и внешних ресурсов, необходимых для достижения уравновешенного состояния между сравниваемыми «Я». Осознание недостаточности ресурсов и несогласие субъекта на роль в соответствии со своими возможностями может приводить к формированию зависти, как указывает В.Н. Панферов. Отрицательный для субъекта результат социального сравнения, полученный в разных системах координат, может приводить к многообразным, порой противоположным социально-психологическим эффектам, одним из которых является зависть [27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы