Курсовая с практикой на тему Проявление тревожности у студентов гуманитарного и технического профиля.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения тревожности
личности в учебных заведениях 6
1.1. Психологический анализ тревоги как состояния личности. 6
1.2. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной
деятельности обучающихся 9
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности у обучающихся
гуманитарного и профиля технических
дисциплин. 17
2.1. Организация и проведение процедуры исследования. 17
2.2. Анализ результатов исследования. 19
2.3. Рекомендации по преодолению тревожности в
юношеском возрасте. 28
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 34
Приложение 1. 38
Введение:
Студент
– это качественно новый статус, который получает ученик старшей школы после
вступления в высшее учебное заведение. Теперь перед бывшим школьником возникает
ряд других задач и испытаний, которые он должен самостоятельно решить и пройти.
И хотя первые этапы пребывания студента в стенах вуза в основном с насыщенными
положительными эмоциями, прежде всего от осознания им самого факта вступления в
желаемый вуз, наряду с этим вчерашних старшеклассников сопровождает чувство тревожности
от изменения окружения. Ведь здесь нет поддержки старых и верных друзей –
одноклассников, любимых учителей, родителей, страх перед всем незнакомым, что
связано с получением профессии в университете. В то же время подобные
негативные эмоциональные чувства присущи и опытным обучающимся, особое волнение
в которых вызывают многочисленные самостоятельные, модульные контрольные
работы, экзаменационные сессии (привыкнуть к которым через их естественную
напряженность просто невозможно), участие в научно-практических конференциях,
где каждый должен показать себя как можно с лучшей стороны, максимально
раскрыть свои знания, проявить собственные умения и навыки. Сопровождая таким
образом будущего специалиста на всех этапах его профессионализации в вузе,
тревожность отрицательно сказывается не только на физическом, но и психическом
здоровье студенческой молодежи, требует основательного изучения путей ее
предупреждения и преодоления.
Актуальность
данной работы обусловлена недостаточностью знаний о системной взаимосвязи
между некоторыми психологическими переменными такими, как тревожность и
самооценка.
Потребность
в этих знаниях выражается не только в научном, но и практическом интересе,
поскольку они открывают возможности целостного понимания личности.
Изучение
ситуационных и личностных характеристик тревожности у обучающихся первых и профиля технических дисциплин предусматривает изучение как общего уровня
тревожности студента в целом, так и отдельных факторов и ситуаций, которые
повышают уровень их тревожности в учебном заведении (то есть изучение
реактивной и личностной тревожности). Поэтому мы решили построить свое
исследование таким образом, чтобы в результате получить целостную картину
тревожности обучающихся.
Преодоление
тревожности у обучающихся должно стать одним из ведущих задач функционирования
психологической службы в вузе, но действительность свидетельствует, что
профилактике и коррекции тревожности до сих пор не уделяется необходимого
внимания и времени.
Таким
образом, коррекция тревожности у обучающихся первых и профиля технических дисциплин остается актуальной проблемой.
Объект исследования: тревожность
у обучающихся гуманитарного и профиля
технических дисциплин.
Предмет исследования: особенности
проявления уровня тревожности у обучающихся гуманитарного и профиля технических дисциплин.
Цель –
теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности проявления
уровня тревожности у обучающихся гуманитарного и профиля технических дисциплин.
Задачи:
— провести психологический анализ тревоги как состояния
личности;
— выявить эмоциональную регуляцию учебно-познавательной
деятельности обучающихся;
— проанализировать способы проявления уровня тревожности у обучающихся
первых и профиля технических дисциплин и
методы их регуляции;
— на основании эмпирического исследования представить
сравнительный анализ в уровнях проявления тревожности у обучающихся гуманитарного
и профиля технических дисциплин.
Заключение:
Подводя
итог проведенного нами анализа понятия тревожности, можно констатировать, что
отечественными психологами исследования данной проблемы проводились, довольно
редко, и они носят разрозненный и фрагментарный характер. Анализ основных работ
зарубежных авторов показал, что в понимании природы тревожности прослеживаются
два подхода – понимание тревожности как данной человеческой свойства от природы
и как реакцию на опасный внешний мир. Тревожность, с одной стороны,
способствует успешности деятельности в простых для индивида ситуациях, а с
другой препятствует и даже приводит к полной дезорганизации деятельности в
сложных ситуациях.
То есть тревожность как личностная черта
оказывает неоднозначное влияние на эффективность познавательной деятельности,
определяется степенью соответствия уровня тревоги оптимального для конкретного
человека состоянием. В целом, эффект может быть мобилизующий, так и
дезорганизующее, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятный
дезорганизующий эффект.
Тревожная
личность характеризуется низкой самооценкой, страхом потерпеть неудачу,
конформизмом, но и развитыми чувствами ответственности, совестливости,
обязательности, скромности. Стойка тревожность влияет на деятельность и
развитие личности. Анализ ряда форм тревожности свидетельствует, что она сама
нередко выполняет защитную функцию. Иногда тревожность может оказать и
положительное влияние на развитие личности и на деятельность, но это зависит от
особенностей приспособительной, адаптивного поведения индивида.
Так,
рассматривая уровень факторов формирования тревожности в высшем учебном
заведении оказалось, что у обучающихся первых и профиля технических дисциплин повышенная тревожность, связанная с
фрустрацией потребности в достижении успеха, общей тревожностью, страхом
самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих, непопулярностью выбранной
профессии, отсутствие вакансии на рынке труда
и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы изучения тревожности личности в учебных заведениях 1.1. Психологический анализ
тревоги как состояния личности Тревога — это явление, присутствующее в
современном обществе на всех уровнях и во всех сферах, влияющее на
психоэмоциональное состояние человека.
Результатом
преодоления состояния тревоги является стресс, возможный переход в другие
дезадаптивные состояния (например, депрессию), чрезмерное эмоциональное
напряжение, непропорциональные реакции на стимул и т.д.
Профилактика
и предотвращение тревожности включает в себя обучение родителей, подготовку
учителей, психологическую работу с детьми, разработку специальных программ для
учеников, разработку программ для лучшей адаптации к новой среде, программы
самоанализа, консультирование, индивидуальную работу с учениками, групповую
работу с учениками и т.д.
Проблема
личностной тревожности, которая в большинстве случаев является деструктивным
психическим расстройством, является одной из самых актуальных на сегодняшний
день. Л. Хьелл назвал это невротическими потребностями. К ним относятся:
потребность в любви и одобрении, четкие ограничения, потребность во власти,
потребность использовать других, самовосхищение, самодостаточность и
независимость, потребность в социальном признании и другие. Эти потребности
присущи всем людям, но здоровый человек не зацикливается на одной из них и проявляет
гибкость в их удовлетворении, что невозможно для невротика, зацикленного на
одной потребности [19, с.303].
Факторы
тревоги могут возникать во всех сферах человеческого существования, условно
разделенных на объективные и субъективные, и проявляться на
психофизиологическом, социальном и психологическом уровнях жизнедеятельности
личности. Сосредоточив внимание на психологических и индивидуальных
особенностях обучающихся, мы можем определить личностные, адаптационные и
мотивационные факторы, теоретическая модель которых представлена на рисунке 1.
Это
длительное состояние может привести к повышенной тревожности в любых ситуациях,
особенно при самораскрытии, что вызывает у таких обучающихся отсутствие
инициативы и желание быть незаметными.Противоречивая перспектива времени — это
определенные отношения между человеком и его собственным трехмерным
пространством, поэтому временная единица жизни: "здесь и сейчас", при
положительном отношении к прошлому и будущему измерениям была бы оптимальной.
Позиция
контроля рассматривается как тенденция личности брать ответственность за
собственную жизнь (интернализация, облегчающая психологическую адаптацию к
новым условиям) или сваливать ее на внешние факторы (социальная и
психологическая дезадаптация, пассивное поведение, трудности общения,
дисгармония по отношению к себе, дискомфорт).
Противоречивое
взаимодействие причин приводит к определенному уровню притворства.
Немотивированный ученик пассивен в жизни, для него жизненные трудности
непреодолимы, что негативно сказывается на реализации собственного потенциала и
вызывает эмоциональный дискомфорт, фрустрацию, страх отвержения и тому
подобное. Таким образом, высокий уровень тревожности вызывает негативное
чувство благополучия, с последующим ухудшением психического функционирования,
что приводит к нарушению гармоничного развития личности. Рисунок 1.
Факторы личностной тревожности в период студенчества