Курсовая с практикой на тему Проявление эмоций в старшем дошкольном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Современное состояние проблемы эмоционального развития дошкольников 4
1.2. Особенности формирования и проявления эмоций в период дошкольного детства 9
1.3. Условия и средства формирования произвольного проявления эмоций у дошкольников 14
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Процедуры проведения исследования: цель, задачи, методики 20
2.2. Анализ результатов проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста 22
2.3. Рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников 30
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Введение:
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования эмоциональных форм общения ребенка. Закладывающиеся в дошкольном периоде образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют и эмоциональное развитие. Наряду с возникновением способности ребенка осознавать и контролировать собственные эмоции происходит качественное их развитие в процессе воспитания и деятельности.
В настоящее время зачастую не придается особого значения эмоционально-личностному развитию ребенка, связанному с психологическим и социальным благополучием ребенка. Как следствие этого возникают недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. У детей дошкольного возраста появляются внутриличностные проблемы, которые перерастают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Проблема изучения эмоциональных проявлений дошкольников является одной из наиболее актуальных, поскольку именно положительное эмоциональное развитие является важным условием формирования личности ребенка.
Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами — А.В. Запорожцем [17], Л.И. Божович [7], Л.С. Выготским [13], С.Л. Рубинштейном [30], Д.Б. Элькониным [38] и др.
Цель исследования: изучить особенности проявления эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоции дошкольников.
Предмет исследования: особенности проявления эмоций у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в старшем дошкольном возрасте не полностью проявляется эмоциональная экспрессия и недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях, но развита эмоциональная отзывчивость и эмпатические гуманистические реакции.
В соответствии с целью и предметом исследования и исходя из гипотезы, определяются задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, обобщить психолого-педагогический опыт.
2. Рассмотреть понятийно-категориальный аппарат «эмоций». Выявить развитие эмоциональных проявлений у дошкольников.
3. Определить оптимальные психолого-педагогические условия и средства развития эмоциональных проявлений у дошкольников.
4. Провести эмпирическое исследование эмоциональных проявлений у детей старшего дошкольного возраста и дать анализ полученным результатам.
5. Выработать рекомендации по оптимизации эмоциональной сферы дошкольников.
Методологическую основу исследования составили:
— представления о центральной роли эмоций в развитии ребенка (П.К. Анохин [2], Л.И. Божович [10], В.К. Вилюнас [14], У. Джеймс [19], А.В. Запорожец [27], К.Э. Изард [29], А.Н. Леонтьев [42], С.Л. Рубинштейн [54], Д.К. Эльконин [65]);
— психологический подход (Г.М. Бреслав [11], А.М. Прихожан [53], А.С. Спиваковская [58] и др.);
— деятельностный подход (Л.С. Выготский [16], А.В. Запорожец [27]);
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы — теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; синтез; обобщение, классификация; эмпирические: наблюдение; беседа, анкетирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
Структура работы. Курсовая включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Эмоции — это «субъективная форма развития потребностей» (С.Л. Рубинштейн); «субъективный носитель мотивации поведения» (В.К. Вилюнас); «переживание» (Л.С. Выготский); «особая форма отражения действительности» (А.В. Запорожец), и т.д. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.
Особенностями эмоционального развития дошкольников является: освоение социальных форм выражения чувств; изменения роли эмоций и формирование эмоционального предвосхищения; становление осознанности, обобщенности, разумности, произвольности и внеситуативности чувств; формирование высших нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств. В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы эмоциональной регуляции: эмоциональное предвосхищение, произвольность эмоциональных процессов, вербализация эмоций; эмоциональная коррекция.
Изменения в эмоциональной сфере детей обусловлены развитием мотивационной и познавательной сфер личности и самосознания. В эмоциональном развитии ребенка вырабатываются и формируются более сложные чувства: симпатии, антипатии, развитие социальных чувств, эстетических и нравственных, развиваются общественные мотивы. В процессе усложнения эмоций возникает способность сопереживания, эмпатии, сочувствия, чувства становятся более рациональными, эмоции утрачивают ситуативность.
Исходя из полученных результатов исследования, становится очевидным подтверждение гипотезы.
Результаты исследования доказывают, что в дальнейшем необходимо проведение систематической работы по развитию эмоциональных проявлений дошкольников. Для этого необходимо использовать в работе различные эмоционально-экспрессивные средства дидактического обучения, средства художественной литературы, дидактические игры и упражнения, арт-терапевтические методики, психогимнастические игры.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Современное состояние проблемы эмоционального развития дошкольников
Эмоции человека всегда были предметом научных изысканий. Ряд наук занимается изучением данного психологического феномена, однако множественность подходов к исследованию эмоций обусловливают неупорядоченность категориального аппарата эмоций. В качестве эмоций на протяжении продолжительного периода времени рассматривали способность человека переживать; и психическую реальность, состояние; и внутреннее состояние; и эмоциональную деятельность; и формы отражения мира.
Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [32, с. 783].
Эмоции являются непременной составляющей процесса жизнедеятельности, а также средством активизации сенсорно-перцептивной личностной деятельности. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы – так называемые чистые эмоции, включенные во все психические процессы. Любые проявления активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [27, с. 436]. Эмоции включают многообразных диапазон форм и оттенков. Самые распространенные эмоциональные состояния – это радость, печаль, наслаждение, отвращение, гнев, страх, тоска, удовлетворенность, тревога, разочарование и т.д.
Эмоциональные состояния подразделяются на собственно эмоции, чувства и аффекты. Чувства и эмоции определяют смысловую направленность ситуации с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящей деятельности.
Применительно к психическому развитию ребенка Л.И. Божович [7] занималась проблемой эмоциональных переживаний ребенка, ориентируясь в своих исследованиях на использование введенного Л.С. Выготским понятия «переживание» [13]. С.Л. Рубинштейн определяет эмоции как субъективную форму существования и развития потребностей [30]. П.Я. Гальперин полагает, что эмоции можно трактовать с точки зрения способов ориентировки при оценке ситуации или предмета [14].
По В.К. Вилюнасу, эмоции — это субъективный носитель мотивации поведения [11, с. 11-18]. А.В. Запорожцем эмоции описываются как мотивационно-смысловая ориентация [17]. С точки зрения Е.Ю. Артемьевой, существуют эмоциональные универсалии: визуальные объекты оцениваются с точки зрения их эмоционально-оценочных свойств с семантическим перцептивным анализом [3]. В. Вундт осуществил попытку в своих исследованиях объединить эмоции в единую систему — «как многообразие трех измерений, в котором каждое имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» [12, с. 49-50].
П.К.Анохин определяет эмоции как «физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [2, с. 156]. По В.К. Вилюнасу эмоции выступают как специфические субъективные состояния, феномен внутренней жизни человека [11].
П.А. Рудик при трактовке эмоций обозначает их как «психические процессы, содержанием которых является переживание отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности» [31].
С позиции Е.П. Ильина эмоция рассматривается как «рефлекторная психовегетативная реакция, связанная с проявлением своего субъективного пристрастного отношения к ситуации и её исходу» [20, с.65].
Применительно к психическому развитию ребенка Л.И. Божович [7] занималась проблемой эмоциональных переживаний ребенка, ориентируясь в своих исследованиях на использование введенного Л.С. Выготским понятия «переживание» [13].
А.В. Запорожец придавал огромное значение эмоциональному развитию ребенка. По его мнению, эмоции представляют собой особую форму отражения действительности, посредством которого осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения в форме мотивационно-смысловой ориентации [17].
По мнению И.А. Васильева самые ранние эмоциональные проявления ребёнка связаны, прежде всего, с органическими потребностями и ощущениями [10]. Потребность в пище, ощущения холода и мокроты, утрата равновесия, давление и препятствие свободе движений вызывают первые отрицательные реакции ребёнка эмоционально-аффективного типа, аналогичные реакции страха, гнева и др. Ласка вызывает многообразные внешние проявления, обычно связанные с чувством удовольствия: общее возбуждение, потягивания, вздохи, ускорение пульса и периферического кровообращения, больший блеск глаз и пр. Аналогичное возбуждение вызывают движения. Мышечные, кинестетические ощущения очень рано порождают проявления, напоминающие выражение радости, — общее возбуждение, вздрагивание, гортанные звуки и щебетание, очень похожее на выражение удовольствия. С возрастающей лёгкостью движений сопровождающие их положительные эмоциональные проявления увеличиваются [6].
Внешние возбудители эмоциональных реакций сначала очень немногочисленны и ограничиваются элементарным раздражителем: реакция «гнева», например, вызывается стеснением движений при пеленании, реакция «страха» — утратой опоры и громкими звуками. Н.Л. Кряжева говорит о том, что важнейший этап в дальнейшем эмоциональном развитии ребёнка наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления начинают вызывать всё более многообразные и сложные чувства. На этой новой основе возникают новые чувства, расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции [24].
Заодно с расширением круга явлений, которые вызывают у ребёнка определённые, уже доступные ему эмоции, расширяется и круг эмоций или чувств, доступных ребёнку. Рано проявляется у ребёнка чувство симпатии к близким людям, непосредственно его окружающим, заботящимся о нём. Уже в раннем детстве, в преддошкольном возрасте можно наблюдать у детей более или менее ярко выраженные симпатии и предпочтения к матери или отцу, к бабушке и т. д. Это чувство симпатии постепенно начинает распространяться на более широкий круг людей, обнимая и тех, кто менее близко соприкасается с ребёнком, на животных и т. д. Оно становится вместе с тем всё более сознательным [8].
В связи с развитием социальных чувств совершается и развитие личностных чувств — самолюбия, чувствительности к обиде, к порицанию и к похвале и т. д. В.М. Минаева утверждает, что тонкостью своего эстетического чувства некоторые дети резко выделяются среди своих сверстников. В отношении эстетических, как и вообще всех высших, более тонких чувств существуют очень значительные индивидуальные различия; индивидуальные особенности в этом отношении уже сравнительно рано начинают перевешивать возрастные [26].
Дошкольный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у дошкольников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.