Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Проявление дисграфии у младших Школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1
Теоретические аспекты изучения проявлений дисграфии у младших школьников  6

1.1
Психофизиологические основы письма. 6

1.2 Дисграфия
как специфическое нарушение письма. 9

1.3 Психолога
педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией  13

Выводы по 1
главе. 16

2
Методические аспекты изучения проявления дисграфии у младших школьников  17

2.1 Анализ
методик обследования дисграфии у младших школьников. 17

2.2 Анализ
методик коррекции дисграфии у младших школьников. 19

Вывод по 2
главе. 22

3
Опытно-экспериментальная работа по выявления дисграфии у младших школьников. 23

3.1 Выявление
дисграфии и ее причин у младших школьников. 23

3.2
Планирование работы по коррекции дисграфии у младших
школьников. 28

Вывод по 3
главе. 34

Заключение. 35

Список
литературы.. 37

Приложения  42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Дисграфия
является специфическим расстройством речевой деятельности у младших школьников
и одновременно нарушением усвоения функционирования одного из важнейших
школьных навыков — письма. Сложность расстройства и многоаспектность его
исследования объясняют особый интерес ученых к изучению указанной формы речевой
патологии. Поскольку нарушения письма является наиболее распространенной формой
речевой патологии у учащихся младших классов, то эта проблема исследуется
логопедами, психологами, нейрофизиологами и нейропсихологами, однако и сегодня
она остается одной из самых сложных и актуальных.

Проблема изучения
нарушений письменной речи у младших школьников, в том числе письма, нашла
широкое отражение в коррекционно-педагогичному опыте. В научных разработках Т.В.
Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А.
Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А.
Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др. Имеется ряд работ,
посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н.
Садовникова, А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова). В отдельных исследованиях
представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев,
Р.Е. Левина).

Несмотря на большую
количество научных разработок, посвященных проблеме дисграфии, вопрос,
связанный с комплексным исследованием и коррекции психоречевого нарушений у младших
школьников с дисграфией остается на сегодня одним из самых сложных и важных.

В то же время не в полной
мере остались изученными некоторые ее аспекты: недостаточно изучено
терминологическое поле искомой проблемы, не стало предметом всестороннего
выявления и обоснования педагогических условий, способствующих эффективному
исправлению дисграфии у младших школьников, не разработаны пути и средства
исправления дисграфии у учащихся младших классов.

Вышеизложенное обусловило
выбор темы нашего исследования: «Проявление дисграфии у младших школьников».

Проблема данного
исследования заключается в выявлении необходимых методов и приемов по выявлению
и устранению дисграфии у младших школьников.

Объект исследования:
нарушения письменной речи у младших школьников общеобразовательных организаций.

Предмет исследования:
особенности выявления коррекции дисграфии у младших школьников в условиях
общеобразовательной организации.

Цель исследования:
теоретически обосновать, разработать содержание логопедической работы по выявлению
и коррекции дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной
организации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психофизиологические
основы письма.

2. Проанализировать
особенности дисграфия как специфическое нарушение письма.

3. Изучить психолого-педагогическую
характеристику младших школьников с дисграфией.

4. Проанализировать
методику обследования и коррекции дисграфии у младших школьников.

5. Выявить дисграфию её
причин у младших школьников.

6. Раскрыть содержание
работы по коррекции дисграфии у младших школьников.

Теоретической базой
исследования являются труды учёных, исследовавших:
Р.Я. Лурии о психофизиологических механизмах письма;
Р.И. Лалаевой о классификации дисграфий, в основе которой лежит
несформированность определенных операций процесса письма;
Л.В. Венедиктовой, Е.В. Мазановой, Л.Г. Парамоновой, М.А. Поваляевой, И.Н.
Садовниковой предлагающих различные методики коррекционной работы по устранению
дисграфий.

Методы исследования:
теоретический: анализ психолого-педагогической, лингвистической и
психолингвистической литературы по проблеме дисграфий; эмпирический: изучение и
обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших
школьников; педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов
деятельности (письменных работ учащихся 2-го класса по русскому языку).
Качественный и количественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость
исследования. Предложенная разработка содержания
логопедической работы поможет учителю – логопеду и учителю начальных классов в
работе по преодолению специфических нарушений при письме у младших школьников.

Структура работы. Курсовая
работа включает введение, две главы, завершающиеся выводами, заключение, список
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Письменная речь — сложная
аналитико-синтетическая деятельность, которая предполагает порождение
высказывания: создание внутренней схемы, выбор слов, грамматическое
структурирование. Процесс письма включает в себя несколько важных операций:
мотив, замысел, звуковой анализ и синтез слова, перевод звуковых комплексов в
фонему, арикулирование, преобразование фонемы в графему и воспроизведение с
помощью с помощью движений кисти руки зрительных образов (моторный компонент).

Дисграфия, как
специфическое нарушение языковых способностей, требует специальных
педагогических методов коррекции, выбор которых определяется на основе
комплексного логопедического обследования.

Для диагностики нарушений
письменной речи проводится обследования моторики органов артикуляционного
аппарата, обследования звукопроизношения используются общeпринятaя мeтодикa,
рaзрaботaннaя Р. E. Лeвиной. Для исследования звукового анализа и синтеза
применялись адаптированные методики О. Е. Грибовой, В. И. Прищеповой, Т.А.
Фотековой. обследование навыков письма проводилось по методикам О. Б.
Иншаковой, Т. В. Ахутиной, О. Е. Грибовой.

В устранение
специфических ошибок письма осуществляется приёмами, направленными на развитие
речи и мышления, процессов восприятия, памяти, воображения и других психических
процессов. Большое внимание в коррекции дисграфических ошибок уделяется
сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных
анализаторов: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный.
Коррекционная работа выстраивается с разных позиций, осуществляя разные методы
и приёмы. Для нашей дальнейшей работы будет важен вклад в коррекционную
деятельность логопедов, которые выстраивают свою работу с точки зрения
профилактики и коррекции определённого вида дисграфии. Это такие авторы как
Р.И. Лалаева, Е.В. Мазанова, Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова и другие.

Экспериментальной
исследования особенностей проявления дисграфии у младших школьников показало,
что у большинства обследуемых нами учащихся были обнаружены в письменных
работах ошибки дисграфического характера, которые имели
артикуляторно-акустическую, оптическую, фонематическую природу, также были
обнаружены ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Наличие этих ошибок
обусловило необходимость проведения логопедической работы, направленной на
устранение нарушений письма у младших школьников. В ходе специально
организованной и систематической логопедической работы учащиеся учатся
анализировать, сопоставлять и обобщать различные языковые явления, что в свою
очередь, снижает риск возникновения специфических ошибок на письме. Важно
помнить, что только комплексный, последовательный и дифференцированный подход
позволит грамотно простроить коррекционную работу и достичь наилучшего
результата.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты
изучения проявлений дисграфии у младших школьников 1.1 Психофизиологические
основы письма

Обсуждая
психофизиологическое содержание и механизмы письма, можно столкнутся с
интерпретацией термина письмо. Необходимо первоначально уточнить, что входит в
понятие «письмо».

По мнению Л. С.
Цветковой, письмо – это сложный психический процесс, который нельзя отнести
либо только к речи, либо к системным и произвольным процессам восприятия или к
двигательной сфере. Является сложным системным и произвольным психическим
процессом, который включает в себя совместную работу и восприятия разной
модальности, и предметных действий, и тонкую моторику, с одной стороны, и
сформированность поведения – с другой [41, 42].

А. Р. Лурия рассматривал
понятие письмо с точки зрения психологии. Что процесс письма всё равно, будет
ли это письмо под диктовку, свободное письменное изложение или даже списывание
с текста, – является далеко не простым психологическим актом. Процесс письма
включает в себя большое количество операций [26].

Исследователи
рассматривают возникновение письма в филогенезе и онтогенезе, доказывая свою
точку зрения. Разрешить противоречие, возникшее при решении вопроса о
самостоятельности или несамостоятельности языка на письме, попытался Л.Р.
Зиндер – российский лингвист. Чтобы это сделать, он разделил понятия, ранее
объединенные понятием «письмо» [12].

По мнению Л.Р. Зиндера,
сам термин «письмо» объединяет три категории явлений [12]:

• вид особой
семиотической системы,

• способ перекодирования
устного языка в письменную,

• особую форму
коммуникации.

Лингвист предполагает,
что письменный язык был образован искусственным путем, а не естественным. Он не
является непременной составляющей каждой системы речи и возник как результат
культуры для фиксации речи во времени и передачи ее на большие расстояния. По
этой причине его нельзя усвоить спонтанно, просто подражая другим, а только при
специальном обучении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы