Курсовая с практикой на тему Проявление агрессивности у младших школьников и подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты агрессивного поведения подростков и младших школьников 6
1.1. Понятие «агрессивность, различные подходы к понятию 6
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы у младших школьников и подростков 9
1.3. Особенности агрессивного поведения подростков и младших школьников 17
Глава 2. Исследование агрессивности подростков и младших школьников 28
2.1. Диагностика агрессивности у подростков и младших школьников 28
2.2. Коррекция агрессивного поведения 35
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 43
Введение:
В настоящее время актуальность исследования агрессивного поведе-ния детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где за прошлые годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрица-тельных воздействий.
При этом тревожит факт увеличения агрессии против личности, вле-кущей за собой тяжкие последствия, как для агрессора, так и для его жерт-вы. Проблема агрессивного поведения одна из самых значительных про-блем современной психологии. Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобно-го обращения.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей, о чем указывали в своих работах, А. Басс, А. Бандура, К. Ло-ренц и другие.[2]
Повышенная агрессивное поведение детей является одной из наибо-лее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для обще-ства в целом. Исследования ученых (А.Л.Бандура., П.П. Берковиц, Б.С.Блонский, В.Г. Братусь, Э.Бетти . Риэрдон, Р. Бэрон, К. Бютнер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. А. Завражин, И. С. Зимина, В. М. Литвиш-ков, Т. Д. Морци-новская, Г. Паренс и др.) показывают, что для большин-ства детей характерны те или иные формы агрессии.
Но, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансфор-мируясь в устойчивое качество личности.
В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются воз-можности полноценной коммуникации, деформируется личностное разви-тие.
Современный мир динамичен, быстр, нестабилен и, вместе с тем, весьма озлоблен. Общество постоянно диктует ценностные ориентиры и качественные характеристики, которыми должен быть наделен представи-тель социума.
Эти качества, в конечном итоге, могут сделать индивида жестоким и агрессивным. Эта проблема носит глобальный характер и активно об-суждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных пе-редaчaх, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет.
Довольно часто общественностью поднимаются вопросы, которые касаются случаев детской жестокости не только по отношению к живот-ным, но и к сверстникам.
Объект исследования: младшие школьники и подростки.
Предмет исследования: Проявление агрессивности у младших школьников и подростков.
Гипотеза исследования: в подростковом возрасте проявление агрес-сии более выражено, чем в младшем школьном возрасте, поскольку под-ростки в силу своего возраста переживают кризисные периоды подростко-вого возраста, что может являться причиной высокой агрессии.
(в связи с чем?
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивности у младших школьников и подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности подростков и младших школьников
2. Проанализировать особенности агрессивности подростков и младших школьников
3. Провести диагностику агрессивности у подростков и младших школьников
4. Провести сравнительный анализ особенностей проявления агрес-сивности у младших школьников и дошкольников
5. Рассмотреть возможности коррекции агрессивного поведения.
Методология исследования:
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: анкетирование;
— математические и статистические методы обработки эксперимен-тальных данных.
Методики исследования:
— методика диагностики состояния агрессии А. Басса – А. Дарки (Приложение);
— методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.
Заключение:
Появление агрессивного поведения у старших подростков оказыва-ется для его родных, знакомых, одноклассников и других свидетелей со-вершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
Изучая особенности агрессивного поведения подростков нельзя не учитывать гендерные различия. Считается, что мальчики более агрессив-ны, чем девочки, но в действительности это не всегда так. Просто мальчи-шеская агрессия проявляется более открыто, без страха наказания, а де-вочки стремятся скрыть свое недовольство, опасаясь порицаний со сторо-ны. Мальчикам-подросткам присуще даже одобрять всяческие проявления физической агрессии и обвинять их жертву. У девочек же косвенная агрес-сия имеет нарастающий характер.
Период старшего подросткового возраста – это период перелома и перестройки прежнего отношения ребенка к миру и к самому себе, период взросления. Развитие самосознания и самоопределения, приводят, в ко-нечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.
Особенности агрессивного поведения старших подростков обуслов-лены половым созреванием, показатели которого определяют границы подросткового периода. Говоря о проявлениях агрессии в старшем под-ростковом возрасте необходимо учитывать гендерные различия, а также тот факт, что подросток растет в семье.
Значительная часть поведенческих отклонений младших школьников связана с социально-психологическими фактами. Своеобразие школьной ситуации не всеми детьми воспринимается однозначно. Отдельные дети посещают занятия через силу.
Другие сталкиваются с насмешливым, недружелюбным отношением одноклассников. Положение осложняется тем, что зачастую дети с агрес-сивным поведением — неуспевающие. Эта группа учеников неоднородна — здесь и ленивые, и невнимательные, и застенчивые и т. д. Роль двоечни-ка вызывает у них протест, который может вылиться в терроризирование отличников. Вместе с тем необходимо помнить, что добродушный и спра-ведливый, но ленивый, двоечник может пользоваться большим уважением одноклассников, чем иной отличник.
Анализ данных нашего исследования показал, что показатели агрес-сивности в группе подростков статистически значимо выше, чем в группе младших школьников. Подростки, по сравнению с младшими школьника-ми, характеризуются более высокой агрессивностью, они в большей степе-ни склонны к агрессии.
Подростки в силу своего возраста переживают кризисные периоды подросткового возраста, что может являться причиной высокой агрессии.
В нашем исследовании были получены высокие показатели по сле-дующим шкалам: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, коррекционная работа будет направлена на решение данных проблем.
В группе младших школьников также как и в группе подростков от-мечаются все шкалы. поэтому в обеих группах коррекционная работа направлена на коррекцию всех вышеописанных проблем.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты агрессии подростков и младших школьников
1.1. Понятие «агрессивность, различные подходы к понятию
В последнее время проблема агрессии стала очень популярной в ми-ровой психологии. Насилие и деструктивность, которые растут во всем мире, привлекли внимание экспертов и широкой общественности, а также теоретические исследования природы и причин агрессивного поведения человека. Проблема агрессивного поведения рассматривается в разных ас-пектах: в психологии личности, социальной психологии, детской психоло-гии и др. Однако, как правильно отметил Н.Д. Левитов, в этом вопросе мы все еще находимся на неизведанной территории.
Прежде всего, причина такой ситуации заключается в том, что дву-смысленность слова «агрессия» привела к огромным разногласиям в пси-хологической науке. Так же, как указала Т.Г. Румянцева, «Для дальнейше-го научного понимания природы человеческой агрессивности сначала необходимо прояснить значение и значение самого понятия, что означает тщательную разработку исследовательского классификационного аппара-та».
Многообразию проявления агрессивного поведения людей посвяще-но много работ. Наиболее полное описание можно найти в работах К. Бютнер, Д. Ричардсона, Р. Берона, Н.Д. Левитова, К. Лоренца, Т.Г. Ру-мянцевой, А.А. Реана, Э. Фромма, В.Холличера и др.
Термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий. Поэтому агрессия (и агрессоры) оцениваются резко отрицательно. В некоторых случаях, как исключение, о таких дей-ствиях судят как положительных (спорт, защита близких и т. п.). В повсе-дневном быту встречаются крайние формы грубого насильственного пове-дения (задиристость, драчливость, озлобленность). К агрессивности близ-ко подходит состояние враждебности [15].
Современные исследователи агрессии приходят к выводу о том, что об агрессии нельзя судить лишь по внешнему поведению. Диагностика агрессии должна включать в себя оценочный компонент (мотивы, пережи-вания). Агрессию следует изучать не только как поведенческий акт, но и состояние, выделяя в нем эмоциональный, волевой, познавательный ком-поненты.
Нельзя рассматривать все агрессивные акты как нечто однообразное. Агрессия как акт нападения обычно направлена на определенный объект, но нередко наблюдается явление перемещения объекта, т. е. переноса нападения на другой объект. Направления перемещения — генерализация, через ассоциации по смежности, поиск «козла отпущения».
Оправдывая агрессию, люди склонны считать ее своеобразным «ка-тарсисом», чем-то освобождающим от длительного и тягостного агрессив-ного состояния. Агрессия возникает в состоянии фрустрации, но не всякая фрустрация обязательно заканчивается агрессивным актом.
Исследователи сходятся на том, что необходимо учитывать все мно-гообразие подходов к интерпретации термина «агрессия».
Наиболее распространенными являются определения:
– насильственные, захватнические действия;
– реакция на стресс, вызванная угрозой;
– акт, который принимает разные формы, но его цель состоит в нане-сении ущерба индивиду или тому, что отождествляется с ним;
– любой вид поведения, приносящий вред другому, любое действие, имеющее цель нанесения вреда другому;
– индивидуальное или коллективное поведение, действие, направлен-ное на уничтожение другого человека или группы людей;
– реакция на возбуждение, вызванное фрустрацией; инструменталь-ный акт, направленный на достижение различных целей. В последнее вре-мя в отечественной психологии появилась тенденция к раздельному рас-смотрению понятий «агрессия» и «агрессивность» [6].
А.А. Реан указывает, что «различие понятий «агрессия» и «агрессив-ность» ведет к важным следствиям: не за всякими агрессивными действия-ми субъекта стоит агрессивность личности; с другой стороны, агрессив-ность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Про-явление агрессивности как личностного свойства в определенных актах по-ведения, как агрессивных действий, всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов».
Агрессия — любое действие, имеющее целью нанесение физического или психологического ущерба другому.
Агрессивное поведение — такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия.
Агрессивность — свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению.
В теории, объясняющей природу агрессивного поведения, суще-ствуют три концепции. Все они отражают воззрения и экспериментальный опыт конкретных исследователей и психологических школ.
Теории влечений (инстинктов). Одним из основоположников этой теории является 3. Фрейд. Он выдвинул дихотомическую пару: влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос). Из гипотезы о влечении к смерти следует вывод, что агрессивность не реакция на раздражение, а по-стоянно присутствующий в организме подвижный импульс.
Новое звучание эта теория получила благодаря работам К. Лоренца, который утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Лоренц считал, что «премия за сохранение» может служить оправданием агрессивного поведения.
Э. Фромм указывает, что «для Лоренца агрессия представляет собой собственно внутреннее напряжение, которое требует разрядки и находит выражение, невзирая на то, есть ли для этого подходящий внешний раз-дражитель или нет (гидравлическая модель)». Р. Андри, соглашаясь с иде-ей Лоренца, делает заключение о том, что в борьбе инстинкта со способно-стью, приобретенной в процессе научения, всегда побеждает первый.
Однако большое количество психологов не разделяет такого фаталь-ного взгляда на человеческое поведение. Не отрицая того, что человече-ская агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни, они осуждают ограниченность представлений о природе человека как о чем-то неизменном. Впоследствии многие психоаналитики отошли от «жестких схем» фрейдовской концепции и стали рассматривать не только биологи-ческую, но и социальную сторону агрессии. По А. Адлеру, агрессия — это уже не инстинкт, а отчасти сознательная, отчасти иррациональная реак-тивная тенденция к преодолению препятствий, которой отводится второ-степенная роль. К. Хорни отвергала и инстинкт смерти, и инстинкт агрес-сивности. Агрессивность, стремление причинить боль трактуются как невротическая защитная реакция индивида, который чувствует угрозу своим ценностям, своему достоинству, видит себя отвергнутым, обману-тым, униженным.
В. Райх, Г. Маркузе, А. Мичерлих ставят под сомнение первичный характер агрессивного элемента влечения, считая его продуктом подавле-ния естественных человеческих импульсов. Э, Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. «Оборонительная», которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. И «злокачественная» агрес-сия — деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными фактора-ми.
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы у младших школьников и подростков
Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен — тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вы-званные добротой окружающих или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и расска-зы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнения за благополучие любимого героя достигают большой выразительности.