Курсовая с практикой на тему Проявление агрессивности и тревожности у детей подросткового возраста из полных и неполных семей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей и подростков 12
1.3 Понятие тревожности в психологической литературе и ее особенности в подростковом возрасте 16
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Организация и методы исследования показателей и форм агрессии и тревожности у подростков из полных и не полных семей 19
2.2. Анализ результатов исследования склонности к агрессивному поведению и тревожности подростков 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Введение
Агрессивность подростков является одной из острых проблем педагогики и психологии. В последнее время в обществе наблюдается постоянно нарастающая волна детской и подростковой преступности, увеличение количества детей, которые склонны к агрессивным формам поведения. Такое положение выдвигает на первый план задачи изучения психологических условий, которые вызывают эти явления, а так же определение путей коррекционной работы с проявлениями агрессивного поведения детей и подростков.
При этом необходимо учитывать, что та или иная форма агрессии характерна для большинства детей. Но у определенной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения, которая трансформируется в качество личности. Эти приводит к снижению продуктивного потенциала ребенка, сужению возможностей полноценной социализации и деформации личностного развития.
Особое место в изучении агрессивности в психологии отводится подростковому возрасту. В первую очередь это связано с происходящими перестройками психологических структур личности, возникновением новых образований, которые определяют сознательное поведение человека.
При этом в настоящее время количество подростков, которые имеют проявления тревожности, постоянно возрастает. Такое положение связано с объективными внешними причинами, которые относятся к усложнившимся социальным отношениям в обществе, а так же с внутренними кризисами, которые берут начало из психологических особенностей в подростковом возрасте. Особенно проблема появления тревожности, и на ее основе агрессивного поведения подростков связана с семейными отношениями и воспитанием в семье.
Степень научной разработанности. Многие психологи, такие как В.М. Лестапова, В.К. Вилюнас, К.Э. Изард, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, занимались изучением и рассмотрением проблемы тревожности. Так же важными при рассмотрении данного вопроса являются исследования Е.Л. Калинина, Ю.Л. Ханина, которые показывают в своих трудах влияние тревоги на поведение человека, а так же работы А.И. Захарова, Л.М. Прихожана.
Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др.Проблему проявления агрессивных форм у подростков, вызванную особенностями семейного воспитания широко исследуют такие ученые как Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова и др.
Тем самым, целью исследования является определение особенности проявления тревожности и агрессии у подростков в полной и не полной семье.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Определить психологические особенности развития подростков.
2. Изучить понятие агрессии и ее проявления у детей и подростков.
3. Охарактеризовать тревожность в подростковом возрасте.
4. Организовать исследование по определению уровня тревожности и агрессии у подростков из полных и не полных семей.
5. Проанализировать полученные результаты
Объектом исследования является процесс проявления агрессии и тревожности у детей подросткового возраста.
Предметом исследования выступает особенности агрессии и тревожности у подростков из полных и не полных семей.
Гипотеза исследования: предполагается, что у подростков, которые воспитываются в полной семье уровень тревожности и агрессивности будет ниже, чем у подростков, которые воспитываются в неполной семье.
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ и обобщение литературы по теме исследования.
2. Эмпирический (проведение тестирования среди подростков для определения уровня агрессии и тревожности)
3. Метод количественной и качественной обработки полученных данных
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Сегодня вопрос о причинах агрессивного поведения встает особенно остро в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число агрессивных людей.
Непременным условием развития отклоняющегося и в том числе агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
При этом исследователи отмечают, что в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества тревожных детей и подростков, отличающихся беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью.
Психологическая литература предлагает понимать феномен тревожности как состояние постоянного повышенного беспокойства, а так же эмоциональной напряженности в ситуациях предполагаемых ребенком опасности. При этом выделяется личностная и ситуативная тревожность.
Личностная тревожность представляет собой проявление повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства, при отсутствии достаточных оснований. Она может быть связана с гормональным фоном организма или же являться одним из способов привлечения к себе внимания.
Личностная тревожность может выступать одной из причин проявлений антисоциального поведения, особенно в подростковом возрасте, когда личность вступает в новый этап своего развития и характеризуется множеством психологических новообразований.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей агрессии и тревожности у подростков
1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста
Известно, что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития индивида, но так же и его социальные статус и общественное положение. Современная психология определяет подростковый возраст от 11 до 15 лет, что совпадает со временем обучения детей в средних классах школы.
Один из исследователей, Л.С. Выготский говорит о том, что переходный возраст включается два ряда процессов – натуральный и социальный [9]. Натуральный ряд заключается в процессах биологического созревания организма, включая половое созревание, а социальный заключается в процессе обучения, воспитания и социализации. Данные процессы полностью взаимосвязаны, но не являются синхронными. Это объясняется несколькими положениями:
1. Различность темпов физического и психического развития. Данные различия существуют в психическом развитии, в интересах подростка, в умственной зрелости, его уровне самостоятельности.
2. Наличие больших внутренних диспропорций, когда отдельные биологические системы организма могут созревать в различное время. Намного больше вариаций в данном контексте происходит в психическом плане, когда старший подросток еще может быть в одинаковых отношениях со взрослыми, в то же время оставаться совершенно ребенком.
3. Социальное возмужание по времени не является тождественным физическому. Так, физическое созревание подростка может происходит достаточно быстрее и заканчиваться ранее, если сравнивать настоящее время и прошлое столетие. Что касается социального созревания, то отмечается, что строки обучения увеличились и позже наступает трудовая деятельность. При этом, средний возраст вступления в брак уменьшился. Это приводит к неопределенности нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании [22].
Отмечается, что социальное созревание определяется несколькими критериями, среди которых – завершение образования и приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности и экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии и вступление в брак.
Подростковый возраст является периодом пубертатного кризиса и полового созревания. Все изменения в организме подростка проходят пол стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринных желез, вырабатывающихся гормонами, которые стимулируют и регулируют процессы роста [17].
В первую очередь трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием, которое выступает причиной разных психофизиологических и психических отклонений. Так, подростки могут испытывать чувство тревоги, повышенную возбудимость, депрессию, некоторые могут чувствовать себя неуклюжими и неловкими, посредством того, что не совпадают темпы роста различных частей тела и прослеживаться резкая смена его пропорций. Изменения в данный возрастной период достаточно сильные, часто их называют гормональной бурей или скачком роста.
Подростковый возраст характеризуется возникновением и обострением различных патологических реакций, которые связаны с развитием психических и соматических заболеваний.
Характерными особенности нормальных здоровых подростков являются такие: предельная неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценка, прослеживается резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость и неадекватность реакций, возможна повышенная конфликтность [23].
Стоит отметить, что эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождается половым созреванием. Половая идентификация при этом достигает более высокого уровня, и более отчетливо видно проявление ориентации на образы мужественности и женственности, что приводит к повышению интереса к своей внешности и формированию «образа физического Я» по мнению исследователя И.Ю. Кулагиной [12].
Данный этап сопровождается беспокойством подростками по поводу собственной внешности. Волнующими моментами является физическая привлекательность, свое отношение к концепции идеального тела и веса, а так же сроки развития по отношению к срокам, принятым как нормальные.
Важное значение для подростка приобретают именно сроки его физического созревания. Отмечается, что для мальчиков раннее созревание выступает как преимущество, а девочки, которые начинают созревать еще в начальной школе, более склонны к смущению и застенчивости, так как начинают отличаться от других, но уже в старших классах сверстницы завидуют их более взрослой внешности [11].
Особое место занимает социальная ситуация развития. Своеобразие этого заключается в том, что подростков посредством появления чувства взрослости и возникновения потребности в самоутверждении, включается в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, получая среди них новые место и выполняя новые социальные функции.
Ведущим видом деятельности становится такая, которая определяет основное направление развития в том или ином возрасте.
Отечественная литература предлагает несколько вариантов определения ведущей деятельности подростков. Так, В.Д. Шадриков говорит об интимно-личностных отношениях [29], Д.И. Фельдштейн определяет ее как общественно-полезную деятельность [25], а В.В. Давыдов указывает на общественно-значимую деятельность [11].
Отметим, что ведущей деятельностью, по мнению большинства исследователей, все же является общение со сверстниками, когда более важно не просто находится вместе, а занимать положение среди них, которое будет удовлетворять их потребность в общение (лидер или авторитет, лучший друг и т.д.). Любое нарушение со сверстниками приводит к дезадаптации. При этом у подростков возникает стремление быть равноправными партнерами в общении со взрослыми, а если такого не случается, то начинается психологическое бунтарство [3].
Среди основных новообразований подросткового периода считаются следующие – чувство взрослости, потребность в самоутверждении и в межличностном общение, стремление к самостоятельность в тех или иных поступках и действиях, формирование средств самовыражение, развитие самосознания и личностная рефлексия, проявление полового влечения, формирование абстрактно-логического мышления и способность к проведению формально-логических операций.
Одной из важных психологических особенностей подросткового возраста является чувство взрослости, которое исследователи считают началом, возникающим в 11-12 лет. Данное новообразование можно назвать центральным, потому как оно представляет новое в сознании, посредством которого подросток сравнивает и отождествляет себя с другими людьми. Здесь важным моментом является то, что стоит необходимость признания этого изменения друзьями, преподавателями и взрослым, с целью обеспечения психологического здоровья личности [8].
В своих исследованиях Л.М. Семенюк предлагает следующий портрет подростка:
1. Подростку очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками;
2. Для подростка большое значение имеет, чтобы форма его поведения не была детской;
3. Ценность той или иной работы для подростка определяется его представлениями о взрослости;
4. В любом начинании подростки предпочитают быть деятелями, а не наблюдателями. Для них важно быть активными, стремящимися к цели, преодолевать препятствия, но при этом всегда выходить из них победителями;
5. Подростки имеют большую склонность к мечтанию и фантазированию, рассказывая о своих реальных или выдуманных качествах;
6. В данный возрастной период проходит возникновение так называемых кодексов среди сверстников;
7. Возникающие представления о формах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, зачастую совсем нелицеприятное [24].
Среди проблем, возникающих в подростковом возрасте, исследователи особенно выделяют проблему взаимоотношения с родителями, проблему физиологических изменений, т.е. принятие своего тела и внешности, а так же желание быть с другими и страхом раствориться в других.
Отечественный педагогика указывает, что при сравнении особенностей поведения младших школьников и младших подростков, с разницей в возрасте всего один год, прослеживается, что младшие подростки в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз – бравируют своими недостатками, и в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям [3].
Выделяя наиболее характерные черты, свойственные подростковому поведению и психологические состояние, которые часто переживаются подростками, можно отметить следующие.
Во-первых, отмечается резкое ухудшение поведения, которое зачастую проявляется в негативизме, желании совершать поступки вопреки чужой воле, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя взрослым.
Исследователи указывают, что можно проследить сходство в поведении подростка и трехлетнего ребенка. Такие же характерные черты как упрямство, строптивость и своеволие присуще обоим возрастным периодам. Так, для подростка важно признание его достойного положения в социуме и признание собственного «Я».
Во-вторых, важной чертой подросткового поведения выступает выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С такой чертой связывают и противоречивость эмоциональных состояний, которые переживаются подростком, выраженный психологический дискомфорт, который проявляется как тревоги, страхи и ощущение одиночества [21].
По мнению одного из исследователей А.Н. Леонтьева, важной характерной черной подростков является реакция эмансипации. Другими словами, выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны взрослых. Однако следует учитывать, что эмансипация не всегда является формой оппозиции, зачастую она выступает как желание стать равным взрослым, а не противостоять им. Вместе с этим психолог выделяет подростковую реакцию группирования со сверстниками как одну их характеристик подросткового возраста [14].
Известно, что подростки переживают кризис, который связан с их переходом в новое качество – взрослое состояние. Однако данный период времени является трудным не только для подростков, но и для окружающих их взрослых. Такие характерные черты как повышенная эмоциональная чувствительность, их неустойчивость, реакции эмансипации существенно влияют и осложняют учебные и воспитательный процесс [17].
Л.С. Выготский в своих трудах отмечал важную роль кризиса в развитии подростка. Особенное внимание автор обращает внимание на переходные и критические периоды, когда за небольшой промежуток времени у ребенка происходит множество изменений, заметных окружающим. В его видении, кризис выступает как период качественных позитивных изменений, в результате чего становится переход личности на более высокую ступень развития [9]. Отметим, что положения автора получили развитие в работах его последователей. И на сегодняшний день кризисный период имеет две стороны. С одной стороны это опасность, трудность движения и развития, а с другой – появление новых возможностей и раскрытие новых внутренних изменений.
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей и подростков
Агрессия представляет собой преднамеренное действие в физической или словесной форме, которое направлена на причинение вреда, потери и боли другому человеку или себе самому. У детей и подростков, так же как и у взрослых, выделяется два вида агрессии – вербальная и невербальная [5].
Рассмотрим особенности агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте.
Формами вербальной (словесной) агрессии являются: обзывание, настырные жалобы, дерзость по отношению ко взрослым или ровесникам, высмеивание, колкие замечания с целью вызвать у другого человека неприятные эмоции.
Формами невербальной агрессии являются физическая и нефизическая. Агрессия физическая это непосредственное причинение боли другим людям, что более характерно для мальчиков, которая имеет два варианта. Первый это порча окружающих предметов, а второй это причинение боли посредством физического нападения (различного рода удары, толкание, подножки, щипание, укусы, царапанье, выкручивание рук, плевки, удары предметами и т. д.) [20].
Нападение не всегда направлено на источник агрессивной реакции. Ребенок может сорваться на своем сверстнике, игрушках, порвать рисунки, таким образом перенося свою агрессию с того, кто ее вызвал, на другого, причем, как правило, того, кто несет в себе меньшую угрозу для ребенка или вызывает меньший интерес.