Курсовая с практикой на тему Проведение уроков декоративного рисования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения декоративного рисования на уроках изобразительного искусства 5
1.1 Понятие «Декоративное рисование» 5
1.2 Виды декоративного рисования 6
1.3 Особенности восприятия обучающимися произведений декоративного искусства 7
1.4 Особенности изучения декоративного рисования в школе 10
1.5 Техники декоративного рисования 11
Глава 2 Методические аспекты проведения уроков декоративного рисования 17
2.1 Анализ программ по изобразительному искусству в разрезе изучения декоративного рисования 17
2.2 Методы и приемы обучения декоративной живописи при выполнении натюрморта 19
2.3 Этапы работы над декоративной композицией 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Приложение 28
Введение:
Актуальность. Рисование играет важную роль в развитии дошкольников. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче и выразительнее их рисунки.
Исследования, проведенные учеными, выявили, что первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В дошкольном возрасте ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Это строительный материал для его основных психических функций.
Декоративное рисование — это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды. Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа. Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, нравы, обычаи.
О значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, А.П. Усова, Р.Н. Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Цель исследования: выявление педагогических условий ознакомления детей с декоративным рисованием.
Объект исследования: процесс формирования представлений о декоративном рисовании детей.
Предмет исследования: особенности ознакомления детей с декоративным рисованием.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «декоративное рисование».
2. Ознакомиться с видами и техниками декоративного рисования.
3. Проанализировать существующие программы по рисованию в разрезе разделом изучения декоративного рисования.
4. Изучить методы и приемы обучения декоративной живописи при выполнении натюрморта, а также этапы работы над декоративной композицией.
Методы исследования. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется ознакомлению детей с разными видами декоративно-прикладного искусства и народными традициями. В дошкольных образовательных программах реализуются условия для приобщения детей к народному творчеству, в том числе с использованием народной игрушки Дымково.
Именно уроки декоративного рисунка и знакомство с народными промыслами могут научить детей воспринимать прекрасное и милое, научить любоваться красотой.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручной труд, зрительно-моторная координация. Этому в наибольшей степени способствуют занятия, на которых дети создают картинки не по частям, а из цельного куска пластилина с одной контурной линией в рисунке. Ребенок успешно осваивает письмо, если он может совершать ритмичные, ровные, плавные движения руками. Созданию таких движений способствует рисование растений, декоративные рисунки на основе вышивки, картины и т. д. В процессе рисования предметов разной формы, размеров и пропорций формируются навыки удержания определенного направления. Ознакомление детей с основными формами, близкими к геометрической форме, плоскими и объемными, умение выделять их из окружающей действительности, сравнивать их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить размеры частей предмета и их пространственное положение в классическом декоративном рисунке способствует усвоению основных математических понятий.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству также решаются задачи комплексного развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, в результате получается выразительный образ, формируются навыки работы в команде, а в команде — умение согласовывать свои действия с товарищами.
Специфика занятий декоративным рисунком позволяет эффективно развивать у детей творческое воображение, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному творчеству, искусству своей Родины.
Дети знакомятся со свойствами декоративно-прикладного искусства, развивают творческие навыки и умение самостоятельно выполнять различные декоративно-оформительские работы. Особое внимание уделяется тому, чтобы художественное выражение народного творчества стало доступным для учащихся. Декоративные рисунки выполняются на основе декоративной обработки, обобщения форм изображаемых с натуры предметов — листьев, цветов, бабочек, жуков и вычерчивания из них узоров и орнаментов. В процессе создания декоративных рисунков дошкольники начинают понимать тесную связь между практическим назначением предмета и его формой, материалом и элементами декора; они учатся отличать удачные, самобытные решения декоративного украшения вещей от неудачных.
Все это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения декоративного рисования на уроках изобразительного искусства
1.1 Понятие «Декоративное рисование»
Декоративный рисунок, являющийся универсальным средством условно-декоративного восприятия окружающего мира, имеет образно-композиционные, тонально-колористические особенности, уникальные художественно-технологические приемы и требует интеграции бакалавров всех профилей в систему профессионального образования.
Необходимо определить термин «Декоративный рисунок», специфику содержания обучения этому предмету учеников традиционного прикладного искусства.
В образовательной области «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» предмет «Декоративное рисование» пока не используется общеобразовательными и высшими учебными заведениями как комплексный этап в системе подготовки художника народно-прикладного искусства [3]. Декоративный рисунок, как искусство заполнения неблагополучных плоскостей, зародился в древнейший период истории человечества. Первый осмысленный взгляд человека на природу был условен, иначе он не был бы осмыслен, так как понимание есть обобщение, упрощение, стилизация.
Декоративный рисунок — учебная дисциплина в подготовке художников традиционного прикладного искусства, содержанием которой является рисование с натуры с использованием приемов декоративной графики (точка, линия, точка), либо композиционно-декоративная обработка натуры с использованием декоративной графики.
1.2 Виды декоративного рисования
В зависимости от материалов и способов их обработки получили развитие различные виды декоративно-прикладного искусства: керамика, вышивка, резьба по дереву, плетение корзин и другие.
Основное содержание декоративного рисунка составляет нанесение узоров, каждый из которых имеет свое определенное назначение. Эта техника имеет подходящий порядок упражнений. При рисовании узоров нужно чередовать элементы одинаковой формы и цвета, составляющие ритм. Декоративный рисунок влияет и на развитие умения согласовывать работу глаз и рук, приобретающих все большее значение в технике изобразительного искусства. Создание узоров требует концентрации и точности в работе, что еще больше отражает качество работы.
Знание произведений народно-декоративного искусства имеет педагогическое значение. Они воспитывают у детей определенную культуру восприятия окружающего мира, стимулируют формирование эстетического отношения к предметной действительности, помогают глубоко понять выразительные средства и искусство всех других видов изобразительного искусства.
Материальная база декоративно-прикладного искусства, т. е. использование различных материалов, очень богата. Мастера народного творчества используют глину, поделочные камни, кость, рог, дерево, металлы и др. Технологические процессы художественной обработки и декоративной обработки изделий передаются из поколения в поколение.
Главное правило декоративно-прикладного искусства заключается в художественной обработке изделий – гармонии эстетики с полезностью [11].
Есть большая разница между рисунком с натуры и декоративным рисунком. Если при работе с натуры природные формы изображаются в разных положениях и с разными светотеневыми соотношениями и цветовыми оттенками, то в декоративном рисунке эти формы должны быть изображены в виде определенного орнаментального мотива — условно, стилизованного (обобщающего изображенное рисунок с использованием обычных методов).
Таким образом, декоративный узор является результатом установленной связи между восприятием природы и декоративным представлением действительности. Орнамент – это выражение различных чувств и настроений человека. Это достигается композиционным решением, размещением узорного мотива в виде полосы, квадрата, круга и т. д.
Декоративные полосы можно разделить по-разному: на квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, круги, овалы и т. д. Квадрат создает ощущение умиротворения, прямоугольник – ощущение стянутости, напряжения [10]. Изменение положения узора влияет на импульс, скорость, резкость ритма (значительной особенностью орнамента является ритмичность повторения мотива).