Курсовая с практикой на тему Провалы рынка: экстерналии и общественные товары
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВАЛОВ
РЫНКА В СФЕРЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
3.
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРАКТИКЕ
3.1. Анализ
провалов рынка Российской Федерации
3.2.
Эмпирические оценки дифференциации по доходам и ее динамики в РФ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Актуальность темы. При обосновании
необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего
использует теорию фиаско («осечки», «провалов», недостаточности,
несостоятельности) рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной
экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время
подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда
вопросов или решает их недостаточно эффективно.
Фиаско рынка — ситуация, при которой
рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение,
эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного
фиаско экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать
провалы рынка.
В связи с этим необходимо
государственное регулирование. Степень допустимости государственного влияния и
методы государственного влияния являются актуальными для изучения.
Анализ последних исследований и
публикаций. Проблемы так называемых «провалов» рынка рассматривались в трудах
зарубежных и отечественных ученых — Кейнса Дж. М., Стиглица Ю. Дж., Рочи С.,
Юхновского И., Найденова В.С. и Сменковского А.Ю.; «Провалов» права — в трудах
Дриза Дж. и Сена А., Кхадки Н., Максвелла С., Теллера К.Х., Франкенбергер Т. и
Ямбе О. и др.
Несмотря на то, что в национальной
экономике наряду с общими особенностями функционирования смешанной
экономической системы не меньшее влияние осуществляют специфические, результаты
научных исследований по данной проблематике, особенно ученых, не дают ответов на
все вопросы. Все это свидетельствует об актуальности темы, а затем обусловило
выбор направления исследования в научно-методологическом аспекте.
Цель курсовой работы – изучение
провалов рынка и роли государства в рыночной экономике.
Сообразно с этим в курсовой работе
поставлены следующие задачи:
—
рассмотреть
теоретические аспекты провалов рынка и роли государства в рыночной экономике;
—
рассмотреть
концепцию провалов (фиаско) рынка;
—
провести
исследование роли государства в рыночной экономике на практике;
—
дать
характеристику провалов рынка в сфере финансирования общественного сектора
зарубежных стран;
—
провести анализ провалов рынка и провалов государства;
—
рассмотреть
провалы рынка на примере РФ;
Объектом исследования являются
провалы рынка.
Предмет исследования – выявить
особенности провалов рынка и допустимого вмешательства государства в такие
провалы.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы
составила научно-практическая и специализированная литература, периодические
издания и специализированные печатные издания, монографии.
Заключение:
Применение теоретико-методологических
подходов, выработанных в рамках концепций «провалов» рынка и государства, к
анализу реалий национальной экономики выявило ряд особенностей, которые
усиливают эффект институциональной недостаточности действующих механизмов
согласования интересов и обеспечения экономического развития. В частности
установлено, что кумулятивные последствия сбоев рынка и государства в
трансформационной экономике сопровождаются развертыванием специфических
тенденций, обусловленных противоречием между приватизированной государством и
обществом, в терминах современной экономической науки получило название «захват
государства».
Вопрос о соотношении государственной
регуляторной политики и рыночных механизмов, форм общественного контроля за
деятельностью правительства и бизнеса в контексте обеспечения эффективного
финансирования общественного сектора национальной экономики составляют
перспективное направление дальнейших научных исследований.
Усиление глобализационных тенденций и
рост рисков возникновения новых экономических и финансовых кризисов,
обусловливают необходимость государственного вмешательства в рыночные процессы.
Такое воздействие объективно обусловленным и необходимым для любой страны.
Вместе с тем, достижение оптимального уровня государственного вмешательства,
возможно лишь при условии, когда государственное и рыночное регулирование
функционируют как единое целое, способное приспосабливаться к изменению
экономических условий, как внутреннего, так и внешнего характера. Основной
целью, в данном контексте, должно быть обеспечение сбалансированного отношения
между государством и рынком. Для этого, необходимо выполнение трех базовых
принципов характерных для всех стран с развитой рыночной экономикой:
— государство
не должно перебирать чужды ему функции, вмешиваясь таким образом в рынок, а
только решать те проблемы, которые не может решить рынок;
— влияние
государства на рынок должно носить косвенный характер, с тем, чтобы направлять
вложения капитала инвесторами, в необходимые для национальной экономики
направления;
— основными
направлениями государственной политики должно быть обеспечение условий для
полноценного функционирования рынка. Для этого, необходимо обеспечение прав
собственности, поддержки интеграционных процессов, экономической свободы, в том
числе, свободы торговли, предпринимательства, инвестиций и тому подобное.
Подытоживая, следует отметить, что
вопрос достижения оптимального уровня государственного вмешательства в рыночные
процессы индивидуален для каждой страны. Оптимальность государственного
вмешательства напрямую связана с его эффективностью. Если при определении
показателей эффективности оказывается, что государственное вмешательство не
приводит к улучшению состояния экономики, то вопрос его ограничение должно быть
одним из основных. Несмотря на объективную необходимость государственного вмешательства
в рынок при наличии кризиса, такое влияние также должно быть экономически
обоснованным и может быть целесообразным лишь при условии достижения
положительных сдвигов в кратчайшие промежутки времени.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОВАЛОВ РЫНКА
1.1. Сущность провалов рынка
Вопросы государственного
регулирования хозяйственной, в том числе инвестиционной деятельности
принадлежат к наиболее актуальным вопросам "повестки дня"
хозяйственно-правовой науки. Предметом дискуссии есть объективные основания
государственного регулирования, его границы и возможности, опции конкретных
регуляторных средств и механизмов и тому подобное. Традиционно
публично-правовой основой непосредственного влияния государства на
экономические процессы считают так называемые «провалы рынка», то есть необходимость
вмешательства государства объясняется диспопорциями и дисфункциями, возникающими
в процессе самостоятельного функционирования рыночного экономического механизма
[1, 19].
Несмотря на то, что в экономических
науках провалы рынка является центральным понятием, вокруг которого строится
исследования проблематики государственного регулирования экономики,
отечественной хозяйственно-правовой наукой потенциал этого понятия почти не
используется. Специальные исследования, в которых государственное регулирование
хозяйственной деятельности рассматривалось бы через призму исправления провалов
рынка, отсутствуют. Между тем такие исследования: обогатили бы категориальный
аппарат и методологическую базу хозяйственно-правовой науки, расширили бы
возможности использования ею наработок экономических наук, способствовали бы
совершенствованию механизмов государственного регулирования хозяйственной
деятельности.
«Провалы рынка» является концепцией
экономической теории, указывает на то, что распределение товаров и услуг свободным
рынком не является эффективным [2, 11]. Таким образом, исходной для понимания
провалов рынка есть другая экономическая концепция — эффективность или
оптимальность. Оптимальное состояние экономической системы означает такое
распределение ресурсов, когда любой их перераспределение приведет к чистым
потерям совокупного богатства. Наиболее распространенным в современном
экономическом анализе права является использование критерия эффективности
Парето, согласно которому решение суда (или закон) следует признать
эффективным, если улучшения состояния хотя бы одного члена общества не влечет к
ухудшению состояния одного из остальных его членов. По мнению М.И. Одинцовой,
этот критерий оказывается малопригодным для решения практических задач. В
реальном мире крайне сложно найти любую сделку или политический шаг, отвечающих
критерию улучшения по Парето, поскольку любая сделка или изменение
законодательства обязательно вызовет у кого-нибудь негативную реакцию [3, 10].
Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц по этому поводу указывает, что согласно наивным
взглядом, улучшение по Парето является одномоментной, статической изменением
политики. На самом деле, это часть последовательной политики, и хотя реформа
может быть благоприятной для всех групп на ранних стадиях процесса, она может
подрывать интересы одной или нескольких групп на более поздних стадиях. Эти
пострадавшие группы часто достаточно дальновидными, чтобы предусмотреть
ухудшение своего положения в будущем, а следовательно препятствуют якобы
улучшению по Парето [4, 8]. Производным от критерия эффективности Парето
является критерий Калдора-Хикса, согласно которому состояния А следует отдать
предпочтение по сравнению с состоянием В, если те, кто получает выгоду от
перехода в состояние А, могут компенсировать потери тех, кто их понес в связи с
этим переходом, и все равно остаться в выигрыше.
Тогда как в разных источниках
специальной литературы конкретный перечень провалов рынка отличается, считаем,
что в проблемном контексте государственного регулирования инвестиционной деятельности
наибольшее значение имеют такие их типы: рыночная власть; экстерналии;
публичные блага; асимметричная информация; моральный риск; трансакционные
издержки. Осуществим краткий обзор указанных провалов рынка и их основных
регуляторных импликаций.
Рыночной властью является способность
одного экономического агента (или небольшой группы агентов) производить
существенное влияние на цены или другие рыночные условия, в которых он
действует [2, 12] (видом рыночной власти является монопольная власть). Общепризнанно,
что свободная, ничем не ограничиваемых действие рыночных сил со временем
неизбежно приводит к концентрации рыночной власти. Установлению рыночной власти
могут способствовать и действия государства, например выдача патентов и
признание других видов монопольных прав. Спектр предложений по ограничению
рыночной власти средствами государственного регулирования довольно широким, от
активного внедрения конкурентного законодательства и к финансированию
научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности с целью замены
патентного подхода к интеллектуальной собственности другими механизмами [5, 8].
Следует обратить внимание также на
то, что условием возникновения и сохранения монопольной власти является
ограничение доступа на рынок новых субъектов хозяйствования. Между тем,
установление ограничений допуска инвестиций (в том числе иностранных инвестиций
в форме создания предприятия или участия в нем) является традиционным средством
государственного регулирования инвестиционной деятельности во многих странах.
Внешними эффектами (экстерналиями) в
экономической науке называют влияние любой деятельности или соглашения на
третью сторону, которая не участвует в данной деятельности или сделке. Это
влияние не учитывается в полной мере в рыночных ценах, поскольку создает
внешние эффекты одна сторона, а расходы (выгоды) несет другая сторона [3, 260].
Такое воздействие может быть отрицательным или положительным. Негативные
экстерналии, создаваемые одним экономическим агентом (или их группой), вызывают
расходы для многих других, которые выше, чем расходы одного (примерами являются
загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов в результате все
большего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и
др.). В случае положительных экстерналий частные расходы выше, чем коллективные.
Субъекты хозяйствования подвержены осуществления видов деятельности, которые
генерируют отрицательные экстерналии, и неохотно инвестируют в отрасли / сферы,
характеризующихся положительными экстерналиями (например, базовые сырьевые
отрасли или осуществления фундаментальных научных исследований). При наличии
как положительных так и отрицательных экстерналий рынки фукционуватимуть
эффективнее при условии осуществления государственного регулирования.