Зарубежная литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Просветительская концепция человека и образ Робинзона Крузо в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 7
1.1. Характеристика эпохи Просвещения в Англии ХVIII века 7
1.2. Просветительские идеи в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» 11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ РОМАНА Д. ДЕФО «РОБИНЗОН КРУЗО» 14
2.1. Проблема человека и человечности в романе «Робинзон Крузо» 14
2.2.Проблема воспитания человека трудом 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальность данной работы связана с тем, что проблемы взаимоотношения человека и общества, человека и природы, вопрос о влиянии общественных и природных стихий на формирование характера человека, на становление его как личности, которые поднимает в своих романах Д. Дефо, являются значимыми для современного литературоведения и делают произведения английского писателя XVIII столетия интересными для читателей XXI века.
История изучения.
С точки зрения Диккенса, «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» — одна из самых популярных книг на свете — «никого не заставила ни смеяться, ни плакать». Он упрекал Дефо в «бесчувственности», то есть неумении достоверно изображать чувства героя. Кроме того, «вопиющим недостатком» этого романа Диккенс считает и то, что его героем становится «человек, чей характер ни на йоту не изменился за тридцать лет пребывания на необитаемом острове».
История вопроса. В научной литературе творчеству Дефо посвящены многочисленные книги, монографии, статьи, эссе и т. д. Большинство работ были посвящены проблематике романа, характеристике системы его образов и анализу философской и социальной основы. А. Елистратова отмечала, что в «Робинзоне Крузо» «было нечто такое, что в дальнейшем оказалось не по плечу литературе» [8, с. 48].
О романе Дефо до сих пор спорят критики. Ибо, как справедливо отмечает А. Елистратова, «роман может быть прочитан очень по-разному. Одних огорчает «бесчувственность» и «бесстрастность» стиля Дефо, других поражает его глубокий психологизм; одних восхищает достоверность описаний, другие упрекают автора в несуразностях, третьи считают его искусным лжецом» [8, с. 25].
Творчеству Дефо посвящена обширная библиография. Однако сам роман «Робинзон Крузо» больше интересовал исследователей с точки зрения проблематики (в частности, социальной направленности пропетого Дефо гимна труду, аллегорических параллелей, реальности главного образа, степени достоверности, философской и религиозной насыщенности и т. п.), нежели с точки зрения организации самой повествовательной структуры.
В отечественном литературоведении из серьезных работ о Дефо следует выделить книгу Аникста А. А. «Даниель Дефо: Очерк жизни и творчества» (1957) [4], Елистратовой А. А. «Английский роман эпохи Просвещения» (1966) [9], в которой роман Дефо «Робинзон Крузо» исследуется в основном в аспекте его проблематики и характеристике главного образа, книгу Соколянского М. Г. «Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии» (1983), в котором роман Дефо анализируется в сравнительной характеристики с иными произведениями [18]. Соколянский М. Г. рассматривает вопрос о жанровой специфике романа, отдавая предпочтение авантюрной стороне, анализирует аллегорический смысл романа и образов, а также несколько страниц посвящает анализу соотнесенности мемуарной и дневниковой форм повествования. А. А. Шишкин находит в романе черты утопии [24]. В работе Ю. В. Галатенко проанализированы особенности положения Робинзона на острове [8]. Исследование А. Ю. Агибалова посвящено особенностям композиционной организации романа [1].
Иностранные исследователи Дж. Фостер, Т. Роммель, Ф. Гетш посвятили свои работы рассмотрению различных аспектов структурной организации романа «Робинзон Крузо». Так, Дж. Фостер анализирует особенности изображения в романе [28], Т. Роммель рассматривает специфику временной и пространственной организации произведения [30], Ф. Гетш анализирует проблему общения в художественном пространстве романа «Робинзон Крузо» [29].
Цель работы – выявить особенности проблематики в романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключение Робинзон Крузо».
Задачи исследования:
— рассмотреть философские и эстетические взгляды английских просветителей первой половины XVIII столетия относительно проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, как природной, так и социальной, и их отражение в английском просветительском романе;
— проанализировать реализацию проблем человека и среды, человека и цивилизации, человека и рабства, труда, религии, добра и зла в тексте произведения;
— определить роль дневникового и мемуарного жанров для достижения иллюзии достоверности описываемой природной и социальной среды в романах о Робинзоне Крузо;
— проанализировать эволюцию характера человека, поставленного в экстремальную ситуацию, на основе романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
— выяснить, какую роль играет среда (социальная обстановка и природа) в формировании характера человека, воспитании его как личности в романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Объектом исследования является роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Предметом исследования являются особенности изображения человека и среды в романе Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Методологию исследования составили историко-литературный, биографический, компаративный методы научного исследования.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в общих курсах лекций по истории английской литературы, истории зарубежной литературы XVIII века, специальных курсах и семинарах, посвященных углубленному изучению английской литературы эпохи Просвещения.
Структура работы определена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эпоха Просвещения, хронологические рамки которой условно совпадают с XVIII веком, является одним из ключевых периодов развития мировой цивилизации. Как общекультурное идеологическое движение Просвещение отмечается относительной целостностью и единодушием: направленностью против монархических режимов, феодальной идеологии и культуры, церковных догм; защитой интересов третьего класса, верой в будущее демократического строя; активной деятельностью по распространению науки и образования как преобразующей силы; утверждением новых нравственных и гражданских ценностей.
Исследуя сложные отношения между цивилизованным человеком и естественной природой в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо», мы приходим к выводу, что природа выступает в них как некая сила, способная и погубить человека, и щедро одарить своими богатствами. Она, с одной стороны, весьма враждебна к людям, но в то же время покоряется человеческому разуму, его энергии и воле к жизни, а главное — упорному и кропотливому труду и бережному отношению к его результатам.
Человек, в свою очередь, привносит в естественное состояние и развитие природы элементы цивилизации, окультуривая ее и заставляя служить своим потребностям.
Носителем лучших человеческих качеств, заложенных природой, в романе предстает «естественный человек», родившийся и выросший вдали от цивилизации. Он оказывает благотворное влияние на цивилизованного, просвещенного Робинзона, подспудно делая его лучше, заставляя относиться к людям с большей добротой и пониманием. Собственным примером «естественный человек» доказывает, что нельзя относиться ожидать от человека только враждебности и не замечать его истинной сущности. Немалая заслуга Пятницы заключается в изменении мировоззрения героя. Возвратившись в цивилизованное общество, Робинзон начинает понимать, что все материальные блага ничто перед преданностью и верностью друга, что самым важным благом для человека является его семья. Ради близких людей постаревший Робинзон Крузо находит в себе силы отказаться от обуревающей его страсти к путешествиям, прислушиваясь к голосу рассудка.
Таким образом, в произведении Дефо реализуется гуманистическая мечта просветителей о естественном равенстве людей и преобладании человеческого разума над природными инстинктами.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ

1.1. Характеристика эпохи Просвещения в Англии ХVIII века
Эпоха Просвещения, хронологические рамки которой условно совпадают с XVIII веком, является одним из ключевых периодов развития мировой цивилизации. Как общекультурное идеологическое движение Просвещение отмечается относительной целостностью и единодушием: направленностью против монархических режимов, феодальной идеологии и культуры, церковных догм; защитой интересов третьего класса, верой в будущее демократического строя; активной деятельностью по распространению науки и образования как преобразующей силы; утверждением новых нравственных и гражданских ценностей.
Однако в каждой стране просвещение отличалось определенным национальным своеобразием, динамикой развития, формами художественного выражения и др. Поэтому большинство работ, посвященных литературным явлениям XVIII в., рассматривают или общие эстетические и мировоззренческие тенденции эпохи, как, например, монография С. В. Тураева [9], или ее национальные варианты в частности [1, 2; 5, 10].
Общеизвестно, что Просвещение не является литературным направлением, а представляет собой философскую, социальную, этическую концепцию, которая нашла полное и многогранное проявление в литературе.
Писатели одновременно с философами активно развивали идеи Просвещения, придавая важное значение литературе как средства перестройки и перевоспитания общества. Такие задачи определили направление их эстетических поисков, своеобразие художественного метода, обусловили активную позицию художника.
Как и классицисты, просветители основой познания и действия человека считали разум, но придали этому понятию новый смысл, определили его главным критерием оценки прошлого, настоящего и будущего. Все, что выходило за рамки разумного, по их мнению, должно отойти и погибнуть. Так, феодальные отношения определялись ими как неразумные и осуждались. Будущее же общество, благодаря воспитанию, образованию, будет построено по разумным принципам, которые были нарушены во времена средневековья.
Не менее убедительными выглядели рассуждения просветителей о «природе» — другом ключевом понятии Просвещения, хотя «природа» и «разум» часто ассоциировались. Деятели эпохи считали, что природа создана по мудрым и гармоничным законами и боролись за естественный порядок вещей в обществе. Новый порядок с этих позиций расценивался ими как возвращение к природе, ее гармонии.
Героем времени, идеальным человеком они провозгласили «естественного человека», которого противопоставляли человеку «цивилизованному», воспитанному на старых принципах. Следует заметить, что понятие «естественного человека» является универсальным и вневременным. Хотя под ним просветители имели в виду исторически сложившийся тип человека нового времени, но такой, что изначально задан самой природой и является ее окончательным вариантом, а не результатом исторического развития.
Проблемы природы и разума были предметом дискуссий различных философов и писателей XVIII в. Наиболее влиятельной считается теория сенсуализма английского мыслителя Джона Локка, изложенная в работе «Опыт о человеческом разуме» (1690), издание которой условно связывают с началом развития Просвещения.
Стоит отметить, что философия Локка оказала такое же влияние на культуру XVIII в, как рационалистическая теория Декарта на XVII век. Английский философ, отрицая существование врожденных идей, данных от Бога, важным источником познания действительности считал наряду с умом чувственный опыт каждого человека, сформированный в процессе жизни под влиянием окружающей среды. Отсюда – убеждение просветителей в важности положительного влияния на сознание человека, то есть роли общества в воспитании личности, признание равенства всех людей от природы, права каждого на свободу и собственное мнение и тому подобное. Эти утверждения легли в основу многих тогдашних философских, педагогических, социологических концепций, которые были предметом художественного переосмысления в творчестве Д. Дефо, Вольтера, Дидро, И. В. Гете.
Желание просветителей осуществить массовый переворот в сознании большого количества читателей и зрителей, преимущественно представителей непривилегированных слоев и классов, обусловило демократическую окраску литературы. Ее идейный пафос имеет ярко выраженное антифеодальное и антирелигиозное направления. Основным конфликтом произведений, как и эпохи, является противопоставление старого режима, отживших понятий и мира новой грядущей действительности, которая считалась «Царством Разума».
Идейность Просвещения, приоритет мысли над словом способствовали интеллектуализации произведений, вхождению в литературу таких наук, как философия, психология, этика, эстетика, география и др. Такое единение происходило в разных формах: через авторские отступления, вставные разделы, посвящения, письма (романы Г. Филдинга, Дж. Свифта, Вольтера, Дидро и др.). Литература приобрела признаки публицистического и аналитического характера, что не умаляло ее художественной ценности и своеобразия. Хотя авторы и рассчитывали на образованного читателя, но доносили мысли доступно и понятно, руководствуясь эстетическим принципом ясности мысли и ясности формы. Особое значение придавалось философии, ведь большинство из просветителей были одновременно мыслителями и писателями (Вольтер, Дидро, Руссо, Шиллер, Гете и др.).
В первой трети XVIII века происходит стремительное формирование нового, особого вида романа, «романа принципиально иного, современного типа, для обозначения которого в английском языке фигурирует термин «novel»» [24, c. 9]. Закрепление этого термина в литературном быту происходит ближе к концу XVIII века, романисты первой половины этого века его абсолютно не рассматривали, однако очень показательным выглядит тот факт, что при разговорах и обсуждениях своих и чужих произведений они зачастую избегали определения «роман», бывшего, очевидно, устаревшим и скомпрометировавшим себя, в связи с чем своим произведениям они давали определения либо «истории», либо «мемуаров», либо и вовсе «записок». Делалось это преимущественно с целью максимально подчеркнуть достоверность содержания произведения, его предельную серьёзность, поскольку большинство таких романов выдавались писателями за реальные документы лиц, существовавших на самом деле.
Правомерным будет отметить, что в это время роман заново ищет своё имя, дабы обрести новый облик, в этот же период впервые формулируется теория романа. Таким образом, эпоха Просвещения – это время самоопределения романа Нового времени как жанра. Этим обусловлена «экспериментальность характера просветительского романа, наличие в его составе протеизма, изменчивости, многоликости» [24, c. 9]. Уже первые десятилетия XVIII века ознаменовались появлением философского романа (или романа-концепции), психологического (нравоописательного) романа, бытописательного романа, который восходил к плутовскому и комическому роману предыдущего барочного столетия. Ключевой особенностью всех этих разновидностей нового романа, романа эпохи Просвещения, является то, что все они были обращены не в идеализированное прошлое, как рыцарские и пасторальные романы, а в реальную, живую современность. Естественно, обращения к современности присутствовали в литературе ещё до наступления Нового времени и эпохи Просвещения – так, подобные попытки совершались, к примеру, в таких литературных жанрах, как комедия, сатира, барочный плутовской роман XVII века. Однако в указанных жанрах современность предстаёт предметом сатирического осмеяния, соотносилась со сферой низкого, отрицательного, комического. Просветительский роман, напротив, утверждает современность как сферу изображения, являющуюся эстетически равноправной с мифологией и историей, «фактически поднимая её с комического «дна» к эпическим высотам» [24, c. 11]. В литературе появляется новый тип героя. Это человек, современный автору, представляющий буржуазно-демократическую среду, «типичный носитель идей своей эпохи, нации и профессии, жизнедеятельность которого изображается во взаимодействии с различными сферами современной жизни» [24, c. 10]. Романистов-просветителей глубоко интересует реальность, они пристально всматриваются в неё, в среду, окружающую человека и формирующую его как личность, а затем строят свои произведения на значительном жизненном материале. Взятые вместе, их произведения представляют читателю объёмный групповой срез современного авторам европейского общества в разнообразнейших аспектах его жизни – «сословном, нравственно-психологическом, культурном, семейно-бытовом» [4, c. 232].

1.2. Просветительские идеи в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Проанализировав романы английского писателя Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», мы пришли к выводу, что главная особенность структуры первого романа заключается в том, что она основана на синтезе мемуарной и дневниковой форм повествования. При этом мемуарная доминанта более выражена в островной части романа, в то время как в доостровной части превалируют элементы автобиографии. Благодаря этому автор достоверно изобразил как общественный уклад, определивший многие привычки Робинзона Крузо, так и естественную среду, в которой он провел двадцать восемь лет. Как нам удалось выявить, Дефо создал талантливую имитацию правдоподобного жизнеописания, написанного очевидцем, применяя элементы дневникового и мемуарного жанров, которые позволяют рассказчику нарушать логическую последовательность повествования некоторыми отступлениями в виде размышлений, риторических обращений, воспоминаний. Кроме того, использование мемуарного жанра способствует тому, что ни в коей мере не подвергается сомнению истинность описываемых событий [4]. В связи с этим допустимо присутствие погрешностей в детальном воспроизведении происходящего, ибо изначально предполагается рассказ о давно случившемся происшествии, мелкие подробности которого трудно вспомнить по истечении длительного времени. Важными структурообразующими компонентами произведения также являются повторы, динамичные описания, неожиданные перипетии. Все эти приемы позволяют читателю получить четкое представление и о социальной среде, из которой вышел герой романа, и о природной, которую ему удалось покорить и изменить посредством своего труда.
Для второго романа характерно преобладание мемуарной формы повествования, при этом в самом начале присутствуют элементы жизнеописания. Здесь иллюзия достоверности создается также при помощи повторов, отступлений, принципа естественности.
Исследуя сложные отношения между цивилизованным человеком и естественной природой, мы приходим к выводу, что природа выступает в них как некая сила, способная и погубить человека, и щедро одарить своими богатствами. Она, с одной стороны, весьма враждебна к людям, но в то же время покоряется человеческому разуму, его энергии и воле к жизни, а главное — упорному и кропотливому труду и бережному отношению к его результатам [4].
Человек, в свою очередь, привносит в естественное состояние и развитие природы элементы цивилизации, окультуривая ее и заставляя служить своим потребностям.
Носителем лучших человеческих качеств, заложенных природой, в романе предстает «естественный человек», родившийся и выросший вдали от цивилизации. Он оказывает благотворное влияние на цивилизованного, просвещенного Робинзона, подспудно делая его лучше, заставляя относиться к людям с большей добротой и пониманием. Собственным примером «естественный человек» доказывает, что нельзя относиться ожидать от человека только враждебности и не замечать его истинной сущности. Немалая заслуга Пятницы заключается в изменении мировоззрения героя. Возвратившись в цивилизованное общество, Робинзон начинает понимать, что все материальные блага ничто перед преданностью и верностью друга, что самым важным благом для человека является его семья. Ради близких людей постаревший Робинзон Крузо находит в себе силы отказаться от обуревающей его страсти к путешествиям, прислушиваясь к голосу рассудка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы