Курсовая с практикой на тему Пространственные представления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития пространственных
представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 6
1.1. Понятие о пространственных представлениях. 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
с задержкой психического развития. 11
1.3. Особенности развития пространственных представлений у
дошкольников с задержкой психического развития. 20
1.4. Основные направления работы по формированию
пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития. 25
Выводы по 1 главе. 32
Заключение. 33
Список литературы.. 36
Введение:
На
современном этапе развития общества число рождения в мире детей с ограниченными
возможностями здоровья имеет тенденцию к увеличению. Научно-технический
прогресс, социально-экономические, климатогеографические особенности,
экологические факторы, снижение уровня жизни, ухудшение экологической ситуации,
— все эти патологические факторы вызывают рост рождения в мире все большего
количества детей с задержкой психического развития.
Дошкольный возраст
является сензитивным периодом для развития процесса восприятия пространства — сложной
интермодальной ассоциации, представленной взаимодействием различных
анализаторов. В восприятие пространства входят восприятие протяженных свойств
предметов (формы, объема, величины) и восприятие расстояния между предметами
(положения, места, удаленности). Ориентировка в пространстве складывается как
особая целостная сенсорно-перцептивная способность и основывается на овладении
способами восприятия, воспроизведения (моделирования) и преобразования
пространственных отношений.
Для успешного обучения ребенку с
задержкой психического развития необходима свободная ориентировка в
пространстве и владение основными пространственными понятиями, необходимыми для
обучения счету, письму, рисованию, чтению, основанными на установлении
соотношений и последовательности между предметами и явлениями, вербальному обозначению
пространственных отношений, восприятии схематичного пространства и
пространственных расположений. Формирование пространственных представлений
играет важную роль при развитии праксиса, гнозиса, устной и письменной речи,
зрительно-пространственной памяти и мышления. У нормально развивающегося
ребенка формирование пространственных представлений происходит в соответствии с
возрастными нормами, в то время как дети с ЗПР характеризуются значительным
недоразвитием и несформированностью пространственных представлений.
Неполноценность
пространственной ориентировки детей с нарушениями психического развития отмечают многие
исследователи (О.П. Гаврилушкина, Т.Н.Головина, В.Г. Петрова и др.), считая
основными причинами бедность практического опыта ориентировки и слабость ее
мыслительного компонента, пространственного анализа и синтеза.
Процесс познания
пространства у детей с ЗПР не сформирован по всем направлениям, что
усугубляется нарушением взаимодействия между зрительным, двигательным и
тактильным анализаторами, которые развиваются с запозданием и на протяжении
длительного времени остаются неполноценными, что, в свою очередь, отражается на
аналитико-синтетической деятельности. З.М. Дунаевой, Л.А. Пепик, Р.Д. Тригер и
др. отмечают, что трудности при овладении детьми с ЗПР элементарными научными
понятиями, обусловлены несформированностью пространственной ориентировки.
Теоретически проблема исследования пространственных
функций у детей с ЗПР формулировалась многими учеными, однако на практике
коррекционной работе по формированию у детей данной категории пространственных
представлений уделяется ограниченное время, отсутствуют специальные программы.
Объект
исследования: пространственные представления.
Предмет
исследования: развитие пространственных представлений у детей с
задержкой психического развития.
Цель: изучить специфику
пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать понятие пространственные
представления.
2) Дать психолого-педагогическую
характеристику детей с ЗПР в научной литературе.
3) Изучить формирование пространственных
представлений у детей с ЗПР.
4) Описать основные направления работы по
формированию пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического
развития.
Для решения поставленных
задач использовались следующие методы:
анализ по проблеме исследования; синтез, обобщение.
Структура работы. Курсовая работа
включает введение, четыре параграфа, заключение, список литературы.
Заключение:
Ориентировка в пространстве складывается как особая целостная
сенсорно-перцептивная способность и основывается на овладении способами
восприятия, воспроизведения (моделирования) и преобразования пространственных
отношений. В восприятие пространства входят:
восприятие протяженных свойств предметов (формы, объема, величины); восприятие
расстояния между предметами (положения, места, удаленности). На ранних
этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства
собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности,
зрительно-моторной координации. Развитие пространственных представлений
протекает в определенной последовательности: формирование представлений по
вертикали по горизонтали, о правой и левой стороне, сзади.
В
старшем дошкольном возрасте осуществляется переход от трехмерной
действительности в плоскость; развиваются умения моделирования и преобразования
пространства; совершенствуется пространственное и конструктивное мышление;
осуществляется переход от внешних ориентировочных действий в перцептивный план;
происходит обогащение чувственного двигательного опыта и развитие понимания
собственной схемы тела в соотнесении с окружающими предметами.
В
контексте нашего исследования особую значимость приобретает изучение задержки
психического развития, представляющей собой замедление темпа развития психики,
выражающегося в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений,
незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься
интеллектуальной деятельностью. Задержка психического развития — это замедление
темпа развития психики, выражающегося в нехватке общего запаса знаний,
ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых
интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Дети с задержкой психического развития характеризуются эмоциональной
неустойчивостью, склонностью к неадекватным эмоциональным переживаниям,
эмоциональной возбудимости. Отмечается несформированность волевой регуляции
поведения, апатичность либо гиперактивность двигательной сферы.
Эмоционально-волевая незрелость приводит к внушаемости, безынициативности;
эмоциональные вспышки носят характер ярко выраженных двигательных и
вегетативных реакций.
Первый этап формирования
пространственных представлений у детей начинается с развития
соматогностических, тактильных и кинестетических процессов (обогащение
чувственного и двигательного опыта). На втором этапе у детей формируются
представления о схеме собственного тела, при этом происходит актуализация
процесса отделения себя от окружающего пространства и формирование у детей с задержкой
психического развития осознанного представления о собственном теле (схема лица,
верхних и нижних конечностей, вентральных и дорсальных сторон). В рамках
третьего этапа — развитие ориентировки в окружающем пространстве — ребенок
начинает осознанно воспринимать собственную позицию в пространстве. На
четвертом этапе реализуется развитие ориентировки ребенка в двумерном
пространстве. На пятом этапе ребенок с задержкой психического развития учится
понимать и употреблять лексико-грамматические конструкции, отражающие
пространственные отношения.
В
качестве методических рекомендаций по формированию у детей с задержкой
психического развития пространственных представлений можно выделить следующие: обогащение детей с задержкой психического
развития опытом практического различения пространственных отношений и их
вербальное обозначение; опора на максимальное число анализаторов (зрительный,
слуховой, тактильный, двигательный, кинестетический); частое использование
вербальных пространственных понятий и грамматических конструкций для
определения пространственных представлений; организация коррекционной работы в
соответствии с определенным алгоритмом (манипуляции с формами, зрительное
восприятие, запоминание формы предметов и т.д.); комплексное применение
двигательных обучающих игр, упражнений, конструирования, графических схем; опора
на кинестетическую и кинетическую основу движений; развитие мышления ребенка.
Своевременно организованная
коррекционная работа по формированию пространственных представлений у детей с задержкой
психического развития позволит преодолеть недоразвитие у детей пространственных
представлений и создаст предпосылки для дальнейшей коррекционной работы с ними.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития
пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития 1.1. Понятие о пространственных
представлениях
Восприятие пространства в
своей основе содержит комплекс специальных аппаратов, имеет сложное строение, а
развитые формы восприятия пространства обладают способностью протекать на
разных уровнях. Основой восприятия трехмерного пространства является функция
специального вестибулярного аппарата, находящегося в среднем ухе, и
представляющего собой триаду изогнутых полукружных трубок, находящихся в
вертикальной горизонтальной и сагиттальной плоскостях, которые заполнены
жидкостью. Данный аппарат способен тонко реагировать на отражение трех ведущих
пространственных плоскостей, служащих в качестве рецепторов восприятия.
Вестибулярный аппарат
тесно связан с аппаратом глазо-двигательных мышц. В ответ на любое изменение в
вестибулярном аппарате происходят рефлекторные изменения в положении глаз.
Быстрые и длительные изменения тела в пространстве вызывают пульсирующие
движения глаз, носящие название нистагном. Достаточно длительная ритмическая
смена зрительных раздражений приводит к состоянию неустойчивости, которое может
спровоцировать тошноту.
Вторым аппаратом,
служащим для обеспечения полноценного восприятия глубины пространства, является
аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от
конвергенции глаз. Глубина, т.е. отдаленность предметов способна хорошо
восприниматься, если в процессе наблюдения за предметом принимают участие оба
глаза. В результате относительного напряжения глазных мышц возникают импульсы,
участвующие в конвергенции и смещении изображений на обеих сетчатках глаз, а
это служит вторым важнейшим компонентом для восприятия пространства [27].