Курсовая с практикой на тему Пространственное планирование развития территории муниципального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы стратегического управления социально-экономическим
развитием муниципальных образований в России. 9
1.1.Сущность
и основы территориального стратегического планирования в России. 9
Глава 2
Совершенствование методов и форм организации контроля над деятельностью органов
местного самоуправления (на примере МО «Зеленоградский городской округ»
Калининградской области) 25
2.1.МО
«Зеленоградский городской округ» Калининградской области: структура, правовое
регулирование, основные положения. 25
2.2.
Актуальные проблемы и пути решения. 37
Заключение. 39
Библиографический
список. 41
Введение:
Актуальность
темы исследования.
Российская Федерация на сегодняшний день продолжает совершенствование системы
местного самоуправления, а также механизма стратегического управления
социально-экономического развития на муниципальном уровне.
Социально-экономическое развитие
любого города опосредовано сложной системой факторов, среди них немаловажное
значение имеют такие как целевая ориентация, а так же направленность на
устранение наиболее актуальных социально-экономических проблем конкретного
муниципального образования. Для малых городов особенно сложно изыскать ресурсы
и возможности для стабильного социально- экономического развития, поэтому для
них одним из немногих инструментов изменения ситуации является
совершенствование системы стратегического планирования. В условиях бюджетного
дефицита и сокращения объема инвестиций актуальное значение приобретает вопрос
оптимизации систему управления развитием территорий городов. В системе
управления стратегическим планированием скрывается важный резерв развития
городских территорий, повышения эффективности расходования скудных ресурсов,
доступных на муниципальном уровне.
Ключевая проблема современного
развития городов России заключается в нехватки ресурсов, в том числе
управленческих, для стабильного и устойчивого развития. Существует острая
необходимость в осуществлении эффективной социально-экономической политики
развития, которая должна обеспечивать укрепление социально- экономической
основы на местах и целостности российского государства, как единой системы.
Одним из факторов, позволяющих городам развиваться достаточно стабильно, в
долгосрочной перспективе, является стратегическое управление, методы которого
позволяют нивелировать экономические и
политические риски, обеспечив поступательное развитие территорий.
Степень
изученности проблемы.
Города всегда были объектом внимания специалистов в сфере муниципальной
экономики и управления, закономерности развития городских поселений поднималась
в трудах таких исследователей как С. В. Ардженовский, К.Л. Жихарев, В.В.
Кудревич, Н.Г. Стефанов, и др.[1]
Методы долгосрочного планирования
социально-экономического развития используются в системе управления достаточно
давно. Вопросами стратегического управления в муниципальных образованиях
занимались такие ученые и исследователи, как А. В. Клименко, В. А. Королев, Д.
Ю. Двинских, В. А. Королев, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина и
др.[2]
Современный аспект стратегического
планирования социально- экономического развития городских поселений в России
изучали такие специалисты, как: Б.С. Жихаревич, С.С. Исупова, .М. Мирзоева, Р.
Виллеттс. Дж. Бурдон [3].
Вопросы стратегического управления
на муниципальном уровне, как единой социально-экономической системой в
современных российских условиях (падение инвестиций и дотаций со стороны
региональных бюджетов) изучены очень слабо. Особый дефицит исследований по
стратегическому управлению характерен для малых городов, развитие, которые
имеет свою очевидную специфику, которая требует тщательного и всестороннего изучения.
Объектом
в работе выступает
стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципальных
образований.
Предмет
исследования: направления
совершенствования стратегического управления социально-экономическим развитием
МО на примере МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской области.
Цель
работы:
разработать предложения по совершенствованию стратегического управления
социально-экономическим развитием МО «Зеленоградский городской округ»
Калининградской области.
В работе решались следующие задачи:
1. Определить особенности стратегического планирования в
муниципальном управлении России.
2. Выявить основы правового регулирования стратегическим управлением
социально-экономическим развитием муниципальных образований в России.
3. Проанализировать зарубежных опыт управления социально-
экономическим развитием городских территорий.
4. Провести анализ социально-экономического потенциала МО
«Зеленоградский городской округ» Калининградской области.
5. Определить механизм стратегического управления социально-
экономическим развитием МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской
области.
6. Установить проблемы и недостатки стратегического
планирования и управления социально-экономическим развитием МО «Зеленоградский
городской округ» Калининградской области.
7. Разработать предложения по совершенствованию стратегического
управления социально-экономическим развитием МО «Зеленоградский городской
округ» Калининградской области.
Основными методами исследования являются: структурно- функциональный,
сравнительный и системный анализ, также использовались традиционные методы
научного исследования – синтез, абстрагирование, обобщение. Методы
эмпирического исследования: сравнительный анализ, статистический анализ,
SWOT-анализ, контент- анализ стратегических документов развития МО
«Зеленоградский городской округ» Калининградской области.
Эмпирическую базу исследования составили
следующие группы источников:
Нормативно-правовые документы:
Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации», ФЗ «О стратегическом планировании в Российской
Федерации»; ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления» и другие нормативно-правовые акты.[4]
Муниципальные
законодательные акты Пионерского городского округа, посвященные стратегическому
управления и планированию (Проект Стратегии социально-экономического развития,
Прогноз социально-экономического развития, Прогнозный бюджет муниципального образования, Муниципальные программы, Распоряжения Администрации МО по вопросам
социально-экономического развития и др.).
Материалы официальной статистики, в
том числе муниципальной статистики, отражающие современный уровень
социально-экономического развития МО «Зеленоградский городской округ»
Калининградской области.
Статистические и социологические
данные и практические факты, характеризующие механизм стратегического
управления МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской области и
материалы общественного обсуждения ключевых проектов.
Новизна работы:
1. Уточнена и обоснована роль стратегического планирования в
развития муниципальных образований городского
типа.
2. Выявлен механизм стратегического управления социально-
экономическим развитием МО «Зеленоградский городской округ» Калининградской
области. Впервые проведено научное исследование этого муниципального образования.
3. Выявлены специфические черты стратегического управления
социально-экономическим развитием МО «Зеленоградский городской округ»
Калининградской области, обосновано наличие проблем в механизме стратегического
планирования.
4. Предложены меры организационного характера в развитии
механизма стратегического управления социально-экономическим развитием МО «Зеленоградский
городской округ» Калининградской области.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стратегическое управление социально-экономическим развитием
городов России, представляет собой низший уровень единой системы
стратегического управления Российской Федерации. Особенности данного уровня
стратегического управления вытекают из специфики муниципальных образований:
сильная зависимость от региональных властей; дефицит ресурсов и
квалифицированных кадров; невысокая эффективность управления.
2. В развитых странах стратегии развития городов
рассматриваются как средство координации усилий и достижения взаимопонимания
между всеми участники жизни города, включая НКО и бизнес, роль которых в
стратегическом планировании высокая. Таким образом, стратегическое планирование
выступает, как инструмента консолидации ресурсов и совмещения целей нескольких
субъектов управления.
3. Стратегическое планирование и управление социально-
экономическим развитием города Пионерский имеет несколько недочетов и проблем,
которые снижают общую эффективность исследуемого механизма: в структуре
стратегического управления происходит разделение законодательной и
исполнительной ветвей власти; отсутствует организационный элемент, который
объединяет всех заинтересованных субъектов в единую рабочую группу; разработка
стратегии социально- экономического развития не в полном объеме соответствуют стандартной схеме;
существует недостаток организационного и методологического обеспечения процесса
стратегического планирования.
4. Повысить эффективность стратегического управления в
городском округе позволит оптимизация систему управления планированием и
разработкой стратегии. В частности создание специализированной группы
специалистов всех ветвей власти по планированию и Рабочую группу по разработке
и реализации Стратегии социально-экономического развития Пионерского городского округа
Теоретическая
и практическая значимость исследования заключается, в том, уточнены теоретические и
методологические основы организации системы муниципального планирования
социально- экономическим развитием в Российской Федерации. Полученные в
исследовании результаты ориентированы на широкое использование в практической
деятельности муниципальных образований России. Выводы и рекомендации
исследования могут быть использованы для оптимизации механизма управления
социально-экономическим развитием МО
«Зеленоградский городской округ» Калининградской области.
Структура
работы. Исследование
состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а
так же приложений. [1] Арженовский С.В. Методы
социально-экономического прогнозирования. Учебное пособие. М.: ИТК
Дашков и К;
Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2008; Жихарев К.Л. Стратегическое планирование
социально- экономического развития муниципального образования // Проблемы
теории и практики управления. 2012. №7. С. 50-57; Кудревич В.В. Методика
комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона // Вектор
науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2016. № 4 (27). С. 63; Стефанов, Н.Г.
Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика /Н.Стефанов,
К.Симеонов, К.Костев, С.Качаунов. — М: Прогресс, 2014. [2] Актуальный опыт зарубежных стран
по развитию государственных систем стратегического планирования (Часть 1) / А.
В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина ;
Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы
экономики, 2016. 68 с.; Стратегическое планирование в Российской Федерации:
состояние методического обеспечения. Аналитический доклад (по результатам
мониторинга реализации Федерального закона от
28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом
планировании в Российской Федерации») / А. В. Клименко, В.
А. Королев, Д.
Ю. Двинских, Н.
А. Рычкова, И.
Ю. Сластихина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. :
Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 60 с. [3] Жихаревич Б. С., Русецкая О. В.,
Жунда Н. Б. Заявленные и реальные приоритеты региональных и местных властей:
подход к выявлению и сопоставлению // Регион: Экономика и Социология. 2016. №
2. С. 108-132; Стратегии малых городов: территория творчества. Под ред. Б. С.
Жихаревича. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований
«Леонтьевский центр», 2016. 53 с.;Мирзоева С.М. Зарубежный опыт стратегического
планирования городского округа. // Экономика и предпринимательство, 2015. № 3.
С. 200-203; Исупова С.С. Стратегическое планирование на муниципальном уровне
https://www.gkh.ru/article/102090-strategicheskoe-planirovanie-na-munitsipalnom-
urovne(дата обращения 21.02.19); Willetts R., Burdon J., Glass J. Fostering
sustainability in infrastructure development schemes // Engineering
Sustainability. № 163 Issue ES3.
1https://core.ac.uk/download/pdf/9691035 [4] Федеральный закон "О
стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 № 172-
ФЗ (ред. от 31.12.2017 N 507-ФЗ)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841(дата обращения 1.02.19);
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 06.02.2019 N
3-ФЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/(дата обращения
21.02.19); Федеральный закон "О государственной гражданской службе
Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018 N 461-ФЗ)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/(дата обращения 21.02.19);
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (от 03.11.2015 N 305-ФЗ)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/(дата обращения 21.02.19);
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/(дата обращения 21.02.19)
Заключение:
Сформулированное понятие позволило сделать
заключение о том, что контроль осуществляется непосредственно на всех уровнях деятельности
исполнительной власти и главное воздействует на положение правопорядка,
демократии, гарантированности прав человека. Контроль над деятельностью
органов местного самоуправления включает в себя все те меры, которые направлены на проверку
и оценку соответствия фактического состояния дел в указанных органах
действующему законодательству. Он должен выявить, достигнута ли поставленная
цель и каким путем, были ли отклонения от поставленной цели, в какой мере
соблюдались принципы законности, профессионализма, компетентности и гласности.
Выполнен анализ действующего законодательства
обеспечивающего контроль над деятельностью органов местного самоуправления
Проведя анализ, необходимо заметить, что существующую совокупность
нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу государственного
контроля, осуществляемого исполнительной властью, отличает неупорядоченность и
несистематизированность входящих в нее компонентов, наличие в них дублирующих
норм, что осложняет не только правотворческую, но, в первую очередь,
правоприменительную деятельность. В этой связи очевидна необходимость
систематизации норм контроля.
В целях устранения указанных недостатков в
системе правовых актов, составляющих правовую основу государственного над
деятельностью органов местного самоуправления, предлагается выработать и
нормативно закрепить единый структурный подход к содержанию нормативно-правовых
актов, регулирующих осуществление государственного контроля.
Выполнен анализ контроля над деятельностью
органов местного самоуправления в городе Калининграде. Администрация города Калининграда
осуществляет контрольные функции в повседневной оперативной деятельности,
обеспечивает контроль реализации федеральных и региональных законов,
нормативно-правовых актов представительного органа города Калининграда. Ведущим
субъектом контрольной деятельности Администрации города Калининграда является
Отдел организационно-контрольной работы. Проверки организации контрольной
работы в структурных подразделениях аппарата и органах Администрации города
свидетельствуют, что планирование работы, контроль исполнения документов,
информационно-аналитическая работа и делопроизводство в отдельных
подразделениях требуют дальнейшей доработки и совершенствования.
Таким образом, перед государством стоит
серьезная задача в области организации контроля за деятельностью органов
местного самоуправления, на сегодняшний день остается целый комплекс нерешенных
проблем. Для их разрешения необходим системный и планомерный подход при четком
следовании предложенным принципам и направлениям совершенствования контроля.
Требует своего правового решения и целый ряд вопросов, связанных с обеспечением
единой государственной политики в сфере контроля. А так же необходима
концентрация усилий на совершенствование российского законодательства в области
государственного контроля, что обеспечит устранение имеющихся недостатков в
административно-правовом регулировании и будет способствовать ускорению
развития единой государственной контрольной политики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы стратегического
управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в России 1.1.Сущность и основы территориального стратегического
планирования в России Понятие «стратегия» происходит от
греческого слова «стратег» означающего «военачальник», подразумевает
планирование распределения ресурсов ради достижения определенных целей.
По мнению В.Л. Квинта стратегия –
«результат системного анализа среды, существующих прогнозов будущих условий на
основе стратегического мышления, глубокий знаний и интуиции. Конечным продуктом
этого анализа является формализованная стратегия, сочетающая предшествующий ей
новый прогноз, миссию, видение, приоритеты и долгосрочные цели и задачи с
детальным сценарием[1]».
Таким образом, стратегию следует
рассматривать, как путеводитель к выверенным приоритетам и целям через текущую
внешнюю и внутреннюю ситуацию.
К стратегии предъявляются группы
требований:
1. Интегрированность – стратегия должна охватывать все сферы и
направления деятельности компании;
2. Осознанность.
3. Ориентированность на действие – стратегия подразумевает разбивку на конкретные шаги (задачи).
4. Методическая ясность – стратегия должна быть понятна всем
сотрудникам организации.
5. Целеориентированность – не только решать сиюминутные задачи,
но и добиваться долгосрочного успеха.
Обеспечение
долгосрочной жизнеспособности компании[2].
Роль стратегического планирования в
государственном и муниципальном управлении является ключевой, так как за счет
нее реализуется главная задача развития отдельных территорий и социально-
экономических систем. От качества процесса стратегического планирования в
значительной степени зависит эффективность региона в целом.
Стратегическое
планирование – самостоятельное, в собственных интересах, определение местным
сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического
развития в динамичной конкурентной среде. Это формирование видения желаемого
будущего территории, субъекта, системы, выбор целей и ориентиров, определение направлений
развития, обеспечивающих конкурентоспособность поселения как места для жизни,
хозяйственной деятельности и посещения[3].
Нормативное определение
стратегического планирования звучит следующим образом: «деятельность участников
стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и
программированию социально-экономического развития Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики
и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого
социально-экономического развития[4]».
В условиях рыночной экономики
стратегическое планирование дает возможность получить следующие результаты:
использовать
конкурентные преимущества для развития субъекта;
– выявить «точки роста», развитие которых позволит добиться
положительного эффекта;
– концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных
направлениях;
– формирование базы знаний для обоснованной разработки
эффективных схем планирования развития;
– показать стремление властей к использованию современных
методов стратегического управления.
Стратегическое планирование не
является простым стратегическим планом, специфика которого связана только с
большим временным интервалом (т.е. обычного долгосрочного плана). Сведения
стратегического плана содержат качественно охарактеризованные направления
социально-экономического развития с указанием каких-либо конкретных
мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
В современной научной литературе
стратегическое планирование представляется как последовательный процесс,
который проходит ряд этапов (см. рис. 1.1). [1] Квинт В.Л. Стратегическое
управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М.: Бизнес Атлас.
2012. С. 353 [2] Лясников Н. Стратегический
менеджмент / Н. Лясников, М.Дудин – М.:КноРус, 2017. С, 78 [3] Стратегии малых городов:
территория творчества. Под ред. Б. С. Жихаревича. — СПб.: Международный центр
социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2016. — С. 6 [4] Федеральный закон "О
стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 № 172-
ФЗ (ред. от 31.12.2017 N 507-ФЗ)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 1.02.20)