Курсовая с практикой на тему Производительность труда и поддержка занятости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 5
1.1 Сущность и роль занятости и производительности труда в развитии национальной экономики 5
1.2 Показатели и методика оценки производительности труда и занятости в экономике страны 9
1.3. Организационно-правовая структура системы государственного регулирования содействия занятости и производительности 12
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ 16
2.1 Исследование взаимосвязи занятости населения и производительности труда в отраслях экономики России 16
2.2 Оценка уровня производительности труда и занятости населения в субъектах Российской Федерации 24
2.3 Основные проблемы исполнения национальной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» 31
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И ПОДДЕРЖКА ЗАНЯТОСТИ» 34
3.1. Основные направления повышения производительности труда в отраслях экономики 34
3.2. Перспективы развития национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Введение:
Занятость и производительность труда в экономике — это очень важные экономические и социальные вопросы, которые играют решающую роль в обеспечении экономической стабильности национальной экономики и развития государства в целом.
Важность исследования данной темы заключается в том, что на современном этапе в нашей стране наблюдаются серьезные диспропорции в сфере занятости и производительности по отраслям экономики и в сравнении со странами ЕС. Диспропорции и отставания приводят к негативным макроэкономическим и социальным последствиям. А именно, сокращению ВВП, снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, ослаблению пенсионных гарантий, росту социальной напряженности, ухудшению криминогенной обстановке, снижению качества рабочей силы, производительности труда, оттоку рабочих мест в теневой сектор, проблеме образования и повышения квалификации, проблемам семей со здоровьем (соответственно, демографической проблеме). До сих пор экономическая основа функционирования труда в рыночных условиях в нашей стране четко не определена. Комплексного, детального обоснования механизма управления муниципальной работой до сих пор нет. Необходимо определить формы и методы такого взаимодействия, а также обосновать наиболее эффективные механизмы решения управленческих задач на местном уровне. Также изучение занятости и производительности в связи с другими социальными вопросами должно оставаться вне внимания исследователей. К сожалению, проделана большая работа по вынесению грехов описательного характера, отсутствует серьезный анализ деятельности государственных органов по мониторингу процесса трудоустройства и безработицы. Однако в муниципальных образованиях России существует множество проблем, наличие которых актуализирует необходимость совершенствования процесса государственного воздействия на занятость и безработицу. Как уже отмечалось выше, уровень безработицы в России продолжает расти и отсутствие четких механизмов государственного регулирования в работе, которые влияют на формирование внутренних документов муниципального образования, способных контролировать и сдерживать безработицу в отдельно взятом муниципальном образовании.
Среди названных проблем муниципальных образований, это, прежде всего, трудности с трудоустройством социально незащищенных групп населения, среди молодежи и инвалидов, требующих особой поддержки; разница в уровне образования экономически активного населения, его востребованности на рынке труда и др.
Объектом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе содействия занятости и повышения производительности.
Предметом исследования является национальный проект «Повышение производительности и занятости населения».
Целью исследования является оценка совершенствования системы государственного регулирования труда в регионе (на примере Владимирской области).
Задача исследования:
— определить сущность и специфику понятия занятость и производительность
— выявить основные проблемы повышения занятости и производительности труда на основе статистических данных;
— рассмотреть приоритетные направления повышения занятости и производительности труда
Теоретические основы исследования. Характер работы осуществлялся на пересечении различных научных направлений, что обусловило необходимость обращения к широкому кругу литературы как по общим, так и по отдельным аспектам государственной политики занятости, формирования рынка труда, производительности в экономики как социального явления.
Заключение:
Сегодня Россия в два раза отстает от стран с развитой экономикой по производительности труда. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2016 году ВВП России в расчете на час работы составил $23,7, в среднем на каждого работника приходится 1 974 часа работы. Для сравнения, средний ВВП, произведенный за час рабочего времени в странах ОЭСР, составил 47,1 долл. США, при этом в среднем на каждого работника приходилось 1765 часов работы в год.
Можно выделить основные причины отставания в производительности труда.
1. Неэффективная организация работы.
2. Оборудование является устаревшей и неэффективной технологией
3. Структурные особенности российской экономики.
В рамках национального проекта «производительность труда и поддержка труда» предполагается обеспечить к 2024 году рост производительности труда средних и крупных предприятий несырьевой промышленности до уровня не менее 5% в год. Это пять секторов: сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, транспорт, торговля и строительство.
Традиционно наиболее успешными в России были экспортно — ориентированные предприятия сырьевого сектора. Они имеют возможность привлекать инвестиции в развитие производственных технологий, новое оборудование, инновации.
Однако сырье и товары, являющиеся лишь одним из первых звеньев в цепи производства конечного продукта. На каждом этапе цепочки создается добавленная стоимость, и чем больше в стране конечных продуктов, тем больше ВВП. На долю пяти базовых несырьевых отраслей приходится 41% ВВП России, по данным на 2017 год, их занято 40,5 млн человек (56% от общего числа занятых). Между тем, на долю добывающего сектора приходится всего 9% ВВП и занято 1,1 млн человек (2% занятых)
Сокращение разрыва с развитыми странами в несырьевых отраслях, с учетом их вклада в ВВП, позволит существенно ускорить темпы роста экономики. Тем более что несырьевые отрасли обладают гораздо большим потенциалом повышения производительности труда, чем сырьевые. Помимо наращивания объемов производства при сохранении уровня затрат рост производительности труда является залогом увеличения доходов населения.
В то же время производительность труда может быть повышена методами, не требующими значительных инвестиций со стороны предприятий и государства. Одним из них является внедрение культуры бережливого производства и системы непрерывного совершенствования процессов на предприятиях.
Широко распространено мнение, что этот инструмент лишь немного поможет в решении проблемы неэффективных трудовых организаций, но международный и отечественный опыт работы промышленных лидеров говорит об обратном: необходимо начать решать проблему низкой производительности труда и организации производственных систем и внедрения производственной культуры среди работников предприятия. И только потом рассматривать целесообразность инвестиций в обновление основных фондов и модернизацию оборудования.
Участники нацпроекта, который возглавляет министр экономического развития Максим Орешкин, уже доказали, что инструменты бережливого производства способны повысить производительность труда на 10-30% в первый год реализации. В рамках проекта специалисты Федерального или одного из региональных центров повышения квалификации ежедневно проводят работу предприятий-участников, которая показывает, как повысить эффективность внедрения инструментов бережливого производства, и совместно с персоналом внедряют эти меры на практике.
В качестве примера можно привести «Полипласт Новомосковск», который за первый год своего участия в проекте в конце 2018 года планирует увеличить производительность на 20% за счет сокращения на 40% времени, затрачиваемого на доработку продукции. На Средне-Волжском механическом заводе производительность труда должна увеличиться на 15%: этот результат будет достигнут предприятием за счет выстраивания потока единичного продукта и организации Мультисервиса. На Суксунском оптико-механическом заводе ожидается рост производительности на 12%. Помимо успеха пилотного проекта, компания тиражировала накопленный опыт (разработка стандартов в производственных ячейках, выравнивание нагрузки операторов по номенклатуре и объему, поставка элементов не вытягивающей файловой системы) для других производственных потоков, что обеспечило бы рост производительности в будущем.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
1.1 Сущность и роль занятости и производительности труда в развитии национальной экономики
Основной движущей силой в деятельности и предприятия и государств выступает человек, который в свою очередь рассматривается как трудовой ресурс. Население страны составляет основу любого государства. Частью населения при этом являются трудовые ресурсы, которые представляют собой людей трудоспособного возраста, которые готовы приступить к работе, или уже заняты ею . В современном экономическом словаре категория «трудовые ресурсы» трактуется как экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности .
Но до настоящего времени в научной литературе нет конкретного определения о значении трудовых ресурсов для экономики государства, региона, ветви экономики и предприятия в целом. В основе проблемы лежит неоднозначность характеристик данной категории.
Вследствие этого целесообразно проанализировать понятие «трудовые ресурсы» с позиции его содержания и дать определение, отражающее роль и значение трудовых ресурсов. Устойчивость экономического роста и развитие государства зависит от уровня обеспеченности трудовыми ресурсами, их рационального использования, высокого уровня производительности труда. При неправильном их использовании и стимулировании производительность труда и эффективность производства снижается быстрее. К трудовым ресурсам можно отнести трудоспособных граждан, которые наделены интеллектуальными, психофизиологическими особенностями и готовы выполнять определенную работу на предприятии. Также можно отнести всех людей, которые заняты в экономике, а также и тех, кто в экономике не занят, но готов к трудовой деятельности .
Таким образом, трудовые ресурсы рассматриваются как трудовой потенциал страны, и имеет более обширное понятие чем, персонал предприятия. С точки зрения демографического, статистического и экономического аспектов содержания трудовых ресурсов и их воспроизводство рассматривается в контексте возобновления не только количественного состава, но и качественных характеристик экономически активного населения. Воспроизводство трудовых ресурсов проходит по двум основным типам (интенсивному и экстенсивному). Воспроизводство трудовых ресурсов включает три основные фазы:
• Формирование;
• распределение и перераспределение;
• использование трудовых ресурсов .
С позиции реализации программ социально-экономического развития на уровне предприятия и региона своеобразной характеристикой их результативности может служить тип использования трудовых ресурсов в третьей фазе воспроизводства.
Данный этап может быть реализован двумя путями:
• Экстенсивным – использования трудовых ресурсов предполагает рост его количественных критериев, то есть увеличение численности, без изменения его качественных характеристик.
• Интенсивным – использование базируется на росте качественных показателей оценки трудовых ресурсов.
Если изучение экстенсивности использования трудовых ресурсов возможно благодаря расчету количественных показателей его оценки, то проанализировать интенсивность использования можно по данным о величине показателей производительности труда: частных, вспомогательных и обобщающих. В то же время высвобождение и длительное неиспользование трудовых ресурсов приводит к макроэкономической проблеме — безработице. При этом безработным признается гражданин, потерявший работу или доходного занятие, или ранее не работающий в возрасте от 16 до 55 лет (женщин) и 60 лет (мужчин), но активно ищущие через государственные органы или личностные связи . Другими словами безработный признает человек, который активно ищет вакантное место потерявший или ранее не работающий в трудоактивном возрасте .