Курсовая с практикой на тему Прогулки как средство экологического образования детей младшего дошкольного возраста (Младшая группа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Экологическое образование в ДОУ.. 7
1.1 Значение прогулок для экологического образования детей. 11
1.2 Особенности организации и методики проведения
наблюдений на прогулке 16
Глава 2. 20
2.1 Планирование наблюдений на прогулке на 2 недели весны.. 20
2.2 Диагностика по определению уровня сформированности
экологических знаний младших дошкольников. 28
2.3 Педагогический проект «Прогулка – это интересно». 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
ПРИЛОЖЕНИЯ. 37
Введение:
Проблема экологии и экологического воспитания современном мире, на мой взгляд, одна из
важнейших и глобальных проблем. Плотность и численность населения
увеличивается, в природе все больше происходят природные катаклизмы из-за
состояния окружающей природной среды.
Человек является природным существом, он неотъемлемо
связан с живой природой и, наблюдая за экологической ситуацией в мире, исследуя
и анализируя экологические конференции и мониторинги, задаешься вопросом, как же
будут жить последующие поколения. Человек разумно превосходит над природой, тем
самым губит ее.
Следовательно, проблема экологического воспитания
подрастающего поколения крайне актуальна в наше время.
Одна из важнейших и актуальных задач для всех государств
Земли – это развитие и распространение системы экологического просвещения,
благодаря которой возможно устранение проблем нестабильности природной среды.
Помимо этого, экологическое образование, просвещение и воспитание способно
обеспечить развитие общества в целом.
На данный момент, многие ученые признают, что
экологическое воспитание и образование остается низким, и при рассмотрении его
обычным гражданином или политическим деятелем. В довершение ко всему
человечество продолжает использовать природные ресурсы по максимуму, не
восполняя их. Оно лишь уничтожает их в угоду своим желаниям. Исследователи,
которые занимаются экологическими проблемами, понимают весь риск кризиса,
который грозит в недалеком будущем и все его последствия. Из этого исходит вполне
очевидный вывод актуальности экологического воспитания и просвещения не только
для подрастающего поколения, но и среди всех людей любого слоя общества.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста –
это необходимость использования экологического подхода при ознакомлении детей с
природой. Педагогический процесс, при таком подходе, опирается на основную идею
экологии и принятые понятия. Разделы биологической экологии служат научной
основой для построения экологической методики воспитания детей с учетом
специфики дошкольного возраста детей, особенностями их личностного и
психического развития. Критерии отбора материала: наглядная представленность и
возможность включения в практическую деятельность. Так как в дошкольном
возрасте преобладают наглядно – действенные и наглядно – образные формы
мышления, то и сведения о природе должны быть специально отобраны и
адаптированы к возрасту детей.
Специфика методики экологического воспитания – это
непосредственный контакт детей с объектами природы, их живое общение с
животными и природой, наблюдение и практические виды деятельности с ней,
осмысление увиденного в процессе обсуждения. Познание природы через книги, слайды,
картины и др. несет второстепенное значение, для углубления и расширения знаний
и впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного контакта с
объектами природы.
Из-за небольшой вероятности донести в массы
информации о надвигающейся катастрофы, мы обращаемся в начало нашей жизни – в
наше детство. Именно поэтому очень важно воспитать такое поколение, которое
сможет предотвратить последствия того, что происходит сейчас и не допустить
полного уничтожения природы.
К сожалению, в настоящее время преобладает
удовлетворение своих материальных потребностей, недели духовных. Отсюда у людей
померкло и изменилось представление добра, милосердия, справедливости,
гражданственности, великодушия. Так как именно в дошкольном детстве
закладывается всестороннее развитие личности и оно стартовое для человеческого
начала, поэтому очень важно начинать закладывать все моральные качества именно
в этом возрасте. Главной идеей духовно – нравственного воспитания – это
сохранение человечности в детях, заложение нравственных понятий, обучение
правилам поведения и общения в обществе, а также самой жизни в социуме.
Как же обучить детей человеческой культуре,
чтобы их картина мира была гармоничной, и оставалась таковой, когда они будут
встречаться со всем «злом» жизни? Во время игр дети дошкольного возраста все
чаще в настоящее время проявляют больше негативных эмоций и действий:
жестокость, агрессия, эгоизм, нежели положительных. Это однозначно говорит о
том, что в детях не воспитаны духовно – нравственные качества. Из экологического
воспитания детей дошкольного возраста необходимо исключить оценочные суждения
по отношению к объектам природы. Живые организмы не могут быть плохими или
хорошими, вредными или полезными с точки зрения экоцентризма. Каждое из
растений играет свою неотъемлемую роль в природе и имеет право на жизнь.
Оценочные суждения возможны только для определения характера поступков человеку
по отношению к живой и неживой природе. Также поведение животных может быть
плохое или хорошее, но оно обусловлено биологическими потребностями и
инстинктами. Ядром экологических знаний является представление детей о том, что
независимо от полезности или опасности организма, они все нуждаются в бережном
отношении. Элементарные знания о животных, грибах, лекарственных и ядовитых
растениях – это важно, но не основополагающие знания экологического воспитания.
Целью экологического воспитания является привить детям любовь к природе,
бережное отношение к ней и показать детям, что каждый живой организм служит
незаменимым звеном цепи природных взаимосвязей и его потеря может вызвать
непредсказуемые последствия.
Экологическое воспитание детей всегда являлось
важным и актуальным вопросом в сфере дошкольного образования. Так как все
принципы и основы экологизации закладываются в дошкольном возрасте, вся
основная работа лежит на плечах воспитателя.
Именно поэтому для педагога очень важно иметь
знания и опыт, для правильного применения основных методов и форм
экологического воспитания детей дошкольного возраста. Так как к экологическим
объектам относятся и живая природа и не живая, соответственно метод и приемы
работы будут разные, но необходимо следить за тем, чтобы они были доступны
детям.
Объект исследования: процесс экологического
образования у детей младшего дошкольного возраста с помощью прогулок.
Предмет исследования: формирование экологического образования у детей
младшего дошкольного возраста в процессе прогулок.
Цель работы: изучение прогулок как средство
экологического образования детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
— изучить особенности формирования экологических
представлений и детей дошкольного возраста;
— рассмотреть основные формы работы с детьми младшего
дошкольного возраста;
— изучить программное содержание наблюдений на
прогулке в программе «Истоки»;
— разработка календарного планирования на 2 недели
выбранного сезона;
— создание педагогического проекта.
Методы, используемые в данной работе:
— теоретические: сбор и анализ научной и
научно-методологической литературы;
— практические: разработка календарного планирования;
создание педагогического проекта; проведение эксперимента.
Структура работы: данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста –
знакомство детей с природой, в основе которого лежит экологический подход,
благодаря которому педагогический процесс основывается на основополагающих
идеях и понятиях экологии. Все советские психологи и педагоги придавали большое
знание воспитанию в детях любви к природе. Я.А. Коменский писал, что природа
это источник знаний, средство для чувств, воли и ума. К. Д. Ушинский ратовал за
то, чтобы детей вводили в природу, чтобы сообщали им все полезное и доступное
для их словестного и умственного развития. Отсюда делаем вывод, что при
знакомстве детей с природой у них формируется эстетическое и нравственное
отношение к окружающей их природе.
В процессе прогулок на природе дети всесторонне
развиваются, в них воспитываются положительные качества, которые необходимы для
жизни, при правильной организации прогулок в ДОУ. В первую очередь, на
прогулках дети закаляются, что плодотворно влияет на их физическое здоровье.
Также прогулки способствуют умственному воспитанию. Во
время прогулок дети получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся о труде
взрослых, о живой и неживой природе. Благодаря наблюдениям они познают
окружающий мир, узнают о сезонных изменениях и особенностях, замечают связи
между явлениями и объектами, устанавливают элементарную зависимость. Благодаря
наблюдению у детей возникают вопросы, на которые они хотят найти ответы. Все
это расширяет представления об окружающем мире, развивает наблюдательность,
развивает воображение. Отсюда можно сделать вывод, что правильно продуманные и
организованные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития
детей дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Экологическое образование в ДОУ
Экологические представления – обобщенное отражение
определенных явлений природы и объектов, сложных связей, которые существуют
внутри экосистем и которые характеризуют сообщества в целом (С. Н. Николаева).
Благодаря восприятию явлений природы и объектов и
взаимосвязей между ними формируются экологические представления. Развитие
экологических представлений нужно начинать с дошкольного возраста, детям
необходимо знакомится с объектами природы ближайшего для них окружения, звать
взаимосвязи, которые между ними существуют.
Сухомлинский В. А. говорил: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку
захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В настоящее время очень важно формировать
экологическое воспитание у дошкольников из-за кризисного состояния природы.
Программы экологического воспитания, которые создаются правительственными
структурами, творческими коллективами направлены на изменения мышления людей,
их взгляд на природу, на взаимодействия человека и общества с природой и ведут
к пониманию идей устойчивого развития на планете. К сожалению, у детей и у
взрослых сейчас существует потребительское отношение к природе, что исходит из
низкого уровня экологической культуры человечества. Человечество не считает,
что экологические проблемы их касаются, не воспринимает их как личностно
значимые. В то время, когда окружающая среда в критическом состоянии, и оно
продолжает ухудшаться – это угрожающий характер для всего человечества, нужно предпринимать
все возможные и невозможные шаги для того, чтобы каждый осознал непрерывную
связь с природой, понял, как необходимо сохранить ее для будущих поколений.
Особая интенсивность развития эмоционального отношения
к окружающему, накопление личного опыта взаимодействия с окружающим миром
приходится на дошкольный возраст, поэтому экологическое воспитание имеет
огромное значение. В этот момент происходит закладывание основ экологической
культуры личности, что является частью духовной культуры человека. Как
педагогу, работающему в дошкольном учреждении экологическое воспитание детей,
для меня является одной из основных задач и все свои действия, любой учебный
материал оценивается в соответствии с требованиями экологического образования.
Главной целью экологического воспитания является
формирование экологической культуры, которая является совокупностью
экологических чувств, экологического сознания, экологической деятельности через
воспитание любви к природе, понимание всех процессов, которые происходят в ней
и всех взаимосвязей.
Для достижения данной цели необходимо выполнять ряд
следующих задач:
— формировать навыки поисково – экспериментальной
деятельности;
— воспитывать любовь к природе через непосредственное
общение с ней;
— развивать сопереживания к бедствиям природы,
потребности бороться за ее сохранность;
— формировать элементарные естественно – научные
представления, знания и природе.
Формирование
экологически грамотного поведения ребенка в природе следует формировать
особенно важно. В большинстве своем предлагается лишь образцы поведения,
которые запрещают что-либо делать: «не вреди», « не топчи», «не рви», «не шуми»
и т.д. По словам Ушинского К. Д. данная сухая сентенция не помогает делу, а
лишь вредит. 2правила поведения» выполняются под контролем взрослых и не имеют
действенного характера. Дети должны понимать необходимость