Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая с практикой на тему «Программы работы специального психолога с детьми, имеющими нарушения зрения, и их родителями, направленные на адаптацию детей к условиям детского сада»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ 
ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ  К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 6

1.1.Характеристика адаптации детей
с нарушениями зрения к дошкольной образовательной организации. 6

1.2.Этапы  адаптации
детей с нарушениями зрения к условиям дошкольной образовательной организации. 10

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 16

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 17

2.1. Выявление уровня адаптации детей с нарушениями зрения
в дошкольной образовательной организации. 17

2.2. Анализ результатов исследования. 21

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ
НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, И ИХ РОДИТЕЛЯМИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ
ДЕТСКОГО САДА.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТРАТУРЫ.. 34

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 39

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Социальная политика в области дошкольного
образования – одно из наиболее приоритетных направлений в долговременной
стратегии экономического и социального развития Российского общества. В
Национальной доктрине образования РФ (до 2020) особое внимание уделяется
периоду раннего детства, так как успешное развитие на ранних этапах в
значительной степени определяет успешность дальнейшего образования
подрастающего поколения.

Детское дошкольное
учреждение, является первой ступенью образования и выполняет множество функций.
Среди многих задач, согласно ФГОС ДО базовой ценностью является поддержание и
укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического,
нервно-психического и социально-психологического. Именно в адаптационный период
эта задача является приоритетной, так как именно в этот момент ребёнок
находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

В современной педагогике
организация работы в период адаптации детей с нарушениями зрения раннего
возраста должна проводиться комплексно. В неё входят совместная работа
администрации детского сада, воспитателей, медперсонала и родителей
направленная на укрепление физического здоровья детей с нарушениями зрения,
приведение домашнего режима дня, к режиму в дошкольном учреждении.

Значительный вклад в
понимание адаптации ребенка раннего возраста к микросоциальным условиям внесли
психологические исследования Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, А.В. Петровский и др.

В последние годы все
более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в работах Г.Ф.
Кумарина, С.Н. Теплюк, Н.М. Аксариной, А.Е. Мишариной, и других педагогов, и
психологов.

На важность проблемы
адаптации детей с нарушениями зрения к среде дошкольной образовательной
организации указывают исследования Н.В. Макарычевой, О.В. Перадзе, К.Л. Печоры,
Г.В. Пантюхиной, Н. Шайхутдиновой, Е.Е. Промтовой, А.А. Макаровой, И.В. Кантора
и др.

Однако, в исследованиях,
посвященных вопросам адаптации детей с нарушениями зрения раннего возраста,
уделяется мало внимания вопросам методического обеспечения процесса адаптации детей
с нарушениями зрения раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
А вопросу создания особых педагогических условий для адаптации детей с
нарушениями зрения к детскому саду не уделяется должного внимания,
следовательно, возникает необходимость создавать особые педагогические условия
для успешной адаптации детей с нарушениями зрения к дошкольной организации.

Цель
исследования – теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность программ  работы специального психолога с детьми,
имеющими нарушения зрения, и их родителями, направленные на адаптацию детей с
нарушениями зрения к условиям детского сада.

Задачи
исследования:

1. Исследовать
особенности адаптации детей с нарушениями зрения раннего возраста к условиям
детского сада.

2. Раскрыть условия,
обеспечивающие адаптацию детей с нарушениями зрения раннего возраста к условиям
детского сада.

3. Разработать  программу 
работы специального психолога с детьми, имеющими нарушения зрения, и их
родителями, направленные на адаптацию детей с нарушениями зрения к условиям
детского сада.

4. Проанализировать
результатов исследования адаптации детей с нарушениями зрения к дошкольному
образовательному учреждению.

Объект исследования:
адаптация детей с нарушениями зрения к условиям детского сада.

Предмет исследования:   программа 
работы специального психолога с детьми, имеющими нарушения зрения, и их
родителями, направленные на адаптацию детей с нарушениями зрения к условиям
детского сада.

Гипотеза исследования
основана на том, что адаптация ребенка к детскому саду будет успешна при
организации следующих условий:

1. планирование работы по
организации адаптационного периода;

2. согласованность
взаимодействий в ДОО и семье;

3. создание  программы 
работы специального психолога с детьми, имеющими нарушения зрения, и их
родителями, направленные на адаптацию детей с нарушениями зрения к условиям
детского сада.

Методы исследования:

– теоретические методы,
которые включают в себя анализ и обобщение содержания методической,
психологической и педагогической литературы.

 – эмпирические методы: наблюдение, опрос,
обобщение педагогического опыта.

– методы обработки
результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ
научной литературы показал, что развитие эмоционального общения дошкольников в
психологии понимается как комплексный закономерный процесс усложнения и
обогащения эмоциональной сферы и сферы общения в контексте эмоциональной
адаптации и социализации ребенка. По данным психологов динамика эмоциональных
процессов детей с нарушениями зрения дошкольного детства связана с регуляцией
деятельности, изменением содержания, форм проявления эмоций, их места во
временной структуре деятельности, что обусловлено характером взаимосвязей с
другими людьми (педагогами, психологами, родителями). Содержание формирования
эмоционального общения и его возрастную динамику определяют эмоциональные
новообразования, последовательно, формирующиеся на различных этапах онтогенеза.

Также
стоит заметить, что общение это главное условие благополучного развития
ребенка, являет собой наиважнейший момент, от которого зависит дальнейшее
развитие ребенка и процесс его социализации.

Адаптация к детскому саду
— это процесс приспособления ребенка к условиям новой среды, а также
формирование умений и навыков в повседневной жизни. Продолжительность периода
адаптации зависит от следующих причин: от особенностей высшей нервной
деятельности и возраста ребенка от уровня развития; от наличия или отсутствия
предварительной тренировки его нервной системы; от состояния здоровья я; от
резкого контраста между условиями в детском саду и семь й; от разницы в методах
воспитания в семь и.

На успешную адаптацию
ребенка к условиям ДОО влияют следующие факторы: возраст ребенка (самое
адаптируются к новым условиям дети в возрасте 10-11 месяцев до 2 лет, после 2
лет дети значительно легче приспосабливаются к новым условиям жизни);состояние
здоровья я и уровень развития ребенка (здоровая, хорошо развитый ребенок
значительно легче переносит трудности социальной адаптации);индивидуальные особенности
ребенка (в значительной степени поведение ребенка зависит от типа нервной
системы);уровень натренированности адаптационных механизмов (дети, в детский
сад не раз находились в разных условиях жизни, легче привыкают к детскому
учреждению)опыт общения со взрослыми и сверстниками (умение положительно
относиться к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми).

Каждый ребенок проходит
через три фазы адаптации: первая фаза — острая фаза или период дезадаптации —
организм питомца отвечает бурной реакцией на новые воздействия, вторая фаза —
постепенного приспособления, третья фаза — компенсации — период относительно
устойчивого приспособления.

Все мероприятия,
облегчающие период адаптации к условиям дошкольного учреждения, можно разделить
на две группы: меры по подготовке детей с нарушениями зрения к поступлению в
детское учреждение; организация работы с вновь прибывшими детьми в период их
привыкания к новым микросоциальных условий.

Формы работы для
оптимизации процесса адаптации детей с нарушениями зрения раннего возраста к
новым условиям в ДОО: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
дошкольного учреждения и семьи, работа с родителями, которую желательно начать
еще до поступления ребенка в детский сад, работа с воспитателями, правильная
организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на
формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».

Процесс адаптации ребенка
к дошкольному учреждению проходит успешно, если в дошкольном учреждении созданы
необходимые условия для успешной адаптации ребёнка младшего дошкольного
возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 
ИЗУЧЕНИЯ  ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ  К ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Характеристика
адаптации детей с нарушениями зрения к дошкольной образовательной организации С поступлением ребенка в
дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество
изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение восьми и более
часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в
себе много неизвестного.

Все эти изменения
обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию,
которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям,
таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по адаптации
детей с нарушениями зрения в ДОУ являются:

1. Тщательный подбор
педагогов в формирующихся группах.

2. Предварительное
ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

3. Постепенное заполнение
групп.

4. Гибкий режим
пребывания детей с нарушениями зрения в начальный период адаптации с учетом
индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения.

5. Сохранение в первые
две-три недели имеющихся у малышей привычек.

6. Информирование
родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт
[14].

Решение проблемы
адаптации ребенка к детскому саду строится в нескольких направлениях. Условно
ее можно разделить на несколько этапов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы