Курсовая с практикой на тему Программы обучения и воспитания детей с ТНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Теоретические основы логопедической работы с ТНР 3
1.1 Общее понятие о ТНР 3
1.2 Принципы обучения и воспитания детей с ОНР 8
2 Анализ программ обучения и воспитания детей с ОНР в дошкольном образовательном учреждение 13
2.1 Анализ программы Филичевой Т. Б. Основы логопедии 13
Выводы по программе Т. Б. Филичева 15
2.2 Анализ программы Нищевой Н.В. 18
Выводы по программе Нищеевой Н.В. 23
2.3 Анализ программы Баряевой Л.Б., Лопатиной Л.В.
Примерная адаптированная основная образовательная программа
для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 24
Выводы по примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатиной. 25
Заключение 29
Список использованных источников 32
Введение:
Заключение:
Речевая деятельность детей теснейшим образом связана со всеми сторонами их сознания и с ранних лет служит могучим фактором их психологического развития, во всем своем многообразии, выступая компонентом общения, формирует у детей самосознание, сознание, взгляды, убеждения, чувства, волю, характер. В настоящее время уже никого не нужно убеждать развивать речь. Ведь речь – то, по чему в первую очередь судят о развитии человека, она неразрывна связана с мышлением.
Если дошкольник хорошо умеет говорить, это значит, что он: достаточно свободно ориентируется в окружающем мире, умеет думать, способен понятно выражать свою мысль, отстаивать свое мнение, легко устанавливает контакт с другими детьми и взрослыми.
Неоспоримы мнения известных педагогов-психологов о том, что речь – это особая область, деятельность, сложный творческий процесс, без которого нет настоящих успехов в общении. От способности формирования и формулирования мысли, уровня культуры речи зависит бедующее родного языка, приживающего сейчас трудный этап в своем развитии.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Наблюдения последних лет выявили снижение качества речевого развития, формирующего у ребёнка молчаливость, застенчивость, нерешительность, порой агрессивность из-за неумения общаться с людьми.
Учеными давно доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.
По мнению Т. А. Ткаченко, многолетний опыт наблюдения и обучения детей с различными нарушениями речи показывает, что на начальном пусковом этапе обучения такие традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений как пересказ объемного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа, по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому она изобрела несколько иной путь, чем тот, который предлагает многие специалисты-логопеды. Речь идет о поиске вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним их таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт.
В заключение следует отметить, что, в результате учебной деятельности и логопедических занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию речи.
Анализ программ обучения и воспитания детей с ОНР в дошкольном образовательном учреждение Филичевой Т. Б., Нищевой Н. В., Баряевой Л. Б. и Лопатиной Л. В. показал, то программы направлены на выявление и коррекцию недоразвития речи. Все программы построены по принципу от младшего школьного возраста к старшему. Все тематические планы, отраженные в программах, соответствуют возрасту ребенка и распределены по схеме удовлетворяющей потребности дошкольника.
На основе этих программа логопеду и педагогам можно составить свой план эффективной работы. Здесь дан примерный перечень как логопедический, так и музыкальный, физкультурных, художественно-эстетических занятий.
Проведенный анализ свидетельствует об эффективности созданных программ, специально применяемые приемы и методы, могут дать вполне ощутимый положительный результат, так как программы затрагивают все стороны развития ребенка – дошкольника.
Необходимо отметить, что программы по развитию речи дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.
В результате работы достигнута цель — исследования современных программа для речевого развития дошкольника с ТНР и ОНР.
Поставленные задачи полностью выполнены.
Фрагмент текста работы:
1.1 Общее понятие о ТНР
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи. Выделяются три уровня общего недоразвития речи:
«I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5 лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено». [15, С. 435]
Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг могут, приводить к последующим речевым нарушениям. А также недостаточное формирование пространственной ориентации
Пространственная ориентация
Для рассмотрения поставленной темы целесообразно остановиться на уточнении содержания понятия «пространственная ориентация».
Следует отметить, что нарушения в сфере пространственной ориентации могут проявляться дизорфографией, которая рассматривается исследователями как «специфическое, сложное и стойкое нарушение в усвоении орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием высших психических функций, обеспечивающих данный процесс в норме». [15, С. 436] Так, при недостатках пространственной ориентации и проблем вербализации пространственных представлений вероятны затруднения в определении первого и последнего слова в предложении.
И, как следствие, знания правила и, даже при его озвучивании, ребенком первое слово будет записываться с маленькой буквы.