Курсовая с практикой на тему Программно-целевой подход в решении социальных проблем (региональный уровень).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения программно-целевого подхода 5
1.1 Теоретико-методологические основы управления развитием 5
муниципального образования 5
1.2 Теоретические аспекты программно-целевого управления развитием муниципальных образований 10
Глава 2. Программно-целевой подход в управлении социальными 15
изменениями и нововведениями 15
2.1Программно-целевое управление развития в России 15
2.2 Программно-целевой подход в управлении социальными изменениями и нововведениями в Нижегородской области 20
Заключение 23
Список используемых источников 25
Введение:
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в российской практике финансовые, трудовые и материальные ресурсы, направляемые на развитие страны, используются бессистемно. Современное социально-экономическое развитие призвано уравновешивать разнонаправленные и зачастую противоположные интересы субъектов. Система такого уровня сложности особенно нуждается в специальной целенаправленной управленческой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие региона.
В России с ее огромными расстояниями и неравномерным экономическим развитием территории и расселения особое место в экономической, общественной и политической жизни занимает организация регионального управления. Именно регионы скрепляют необъятные просторы России, обеспечивая ее единство и целостность. Одним из немногих инструментов, способствующих решению широкого круга задач, является программно-целевое управление, направленное на решение комплексных задач социально-экономического характера, возникающих при реализации масштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей в ограниченный срок.
Проблема курсовой работы заключается в противоречии между необходимостью изучения социокультурного подхода к управлению и недостатком знаний о нем.
Объектом исследования является управление социальными изменениями и инновациями. Предмет курсовой работы – программно-целевой подход.
Цель работы — исследование программно-целевого подхода к управлению социальными изменениями и инновациями.
Для выполнения данной темы необходимо решить следующие задачи:
— Рассмотреть Теоретико-методологические основы управления развитием муниципального образования;
— изучить теоретические аспекты программно-целевого управления развитием муниципальных образований;
— рассмотреть программно-целевое управление развития в России;
— изучить программно-целевой подход в управлении социальными изменениями и нововведениями в Нижегородской области.
Теоретико-методологическая основа исследования: метод анализа и обобщения имеющихся наработок других исследователей (М.М. Поташник, А.М. Моисеева, В.Г. Шамова), теоретический метод моделирования ситуаций, например, сравнение и обобщение собранных данных для любой вопрос, систематизация материала, его обобщение и анализ.
Для решения задач и достижения цели будут использованы такие методы, как анализ документов, индукция, дедукция, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, в данной работе были рассмотрены теоретические аспекты целевого подхода на разных уровнях; в качестве примера была приведена реальная комплексная целевая программа. Проанализировав этот материал, можно сделать определенные выводы.
На Западе много разработок в области целевого планирования. Они успешно применяются на практике как на макро-, так и на микроуровне.
В России метод программно-целевого планирования существует и применяется в основном при планировании государственных и местных целевых программ. Однако научных исследований в этой области явно недостаточно.
В результате снижается эффективность целевых программ, хотя и достигается определенный положительный эффект.
Была выполнена цель работы – произведено исследование программно-целевого подхода к управлению социальными изменениями и инновациями.
Были решены следующие задачи:
— Рассмотрены теоретико-методологические основы управления развитием муниципального образования;
— изучены теоретические аспекты программно-целевого управления развитием муниципальных образований;
— рассмотрены программно-целевое управление развития в России;
— изучены программно-целевой подход в управлении социальными изменениями и нововведениями в Нижегородской области.
Таким образом, для успешного развития данного направления планирования в ближайшее время необходимо провести следующие мероприятия:
Создать более широкую научную базу по этому вопросу, соответствующую специфике российской экономики.
В структуре федеральной исполнительной власти нет органа, специализирующегося именно на решении проблем социального развития. Нынешнее Министерство труда и социальной защиты не способно комплексно решать проблемы социального развития территорий. Но именно территориальный аспект общественного развития вышел на первый план с самого начала рыночных реформ, создания муниципальной ветви власти, передачи значительной части ответственности за решение вопросов социального развития регионам и муниципалитеты. Отраслевые и функциональные министерства решают социальные задачи опосредованно — путем совершенствования деятельности соответствующих отраслей, развития соответствующих государственных функций. Между тем есть такой федеральный орган исполнительной власти, как Минрегионразвития, комплекс задач которого будет неполным без наличия задач по социальному развитию территорий.
В программу рекомендуется включить указания основных механизмов ее реализации, таких как: экономическая политика органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; механизм государственно-частного партнерства; проведение открытых конкурсов; изменение нормативно-правовой базы; привлечение внебюджетных средств; реализация инвестиционных проектов и другие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения программно-целевого подхода
1.1 Теоретико-методологические основы управления развитием
муниципального образования
Становление демократической правовой государственности и социально ориентированной рыночной экономики невозможно без эффективного функционирования местного самоуправления, представляющего собой особый институт, в наибольшей степени сочетающий волю государства и интересы населения.
«Местное самоуправление, — отмечает Европейская хартия местного самоуправления, — понимается как право и реальная способность органов местного самоуправления регулировать значительную часть общественных дел и управлять ею, действуя в рамках закону, под свою ответственность и в интересах местного населения».
Сегодня управление развитием муниципальных образований как базовых пространственных социально-экономических систем становится составной частью национальной системы управления общественным воспроизводством. Курс страны и ее территорий на модернизацию предполагает не только рационализацию пространственной организации экономики и общества, но и эффективную трансформацию их систем управления. При этом успешная трансформация систем муниципального управления и перевод их в новое состояние, отвечающее вызовам XXI века, невозможна без опережающего управления, где важнейшей функцией является стратегическая.
В настоящее время для систем управления развитием муниципальных образований характерны формализм и излишняя «технологичность» в ущерб социальной направленности, кратко- и среднесрочный горизонт планирования, отсутствие эффективных институциональных условий и механизмов реализации, слабое вовлечение всех заинтересованных сторон. Стороны — бизнес-структуры, инновационное сообщество, а также институты гражданского общества в процессах управления и стратегии.
В этом аспекте под экономической жизнеспособностью понимается высокая конкурентоспособность экономики, ее способность быстро реагировать на изменение условий, привлечение инвестиций на основе инноваций и новых знаний. Социальная справедливость и благосостояние означают безопасность и равный доступ к услугам здравоохранения и образования, здоровье нации и возможность удовлетворения потребностей в жилье, пище, одежде и других благах, а также удовлетворение культурных и духовных потребностей. Под экономической безопасностью понимается экономическая и финансовая самостоятельность муниципального образования, его потенциал саморазвития, способность самостоятельно решать вопросы местного значения.
В условиях становления рыночной экономики инновационную сферу как особый (постиндустриальный) сектор экономики, в котором производится и реализуется конкретный продукт, можно рассматривать, прежде всего, как системную совокупность отдельные, относительно обособленные и в то же время взаимосвязанные рынки.
Дело в том, что целью инновационной деятельности в рыночных условиях является создание качественных конкурентоспособных продуктов и услуг, пользующихся спросом на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, в инновационной сфере региона происходит трансформация научно-технического продукта — результата фундаментальных и прикладных исследований — в конкурентоспособный продукт с высокими потребительскими свойствами.
Следует отметить, что стратегическое планирование развития Московской области появилось сравнительно недавно. Например, только с середины 1980-х годов в западноевропейских странах стал проявляться интерес к стратегическому планированию со стороны местных властей. В США методы стратегического планирования используются государственными органами с начала 1970-х гг. при создании комплексных социально-экономических программ развития и планирования социального и муниципального обслуживания.
В 1980-е годы местные органы власти в США поняли, что уже недостаточно привлекать на свою территорию какие-либо частные фирмы для создания новых рабочих мест. Важно, чтобы эти рабочие места были высокооплачиваемыми, чтобы частные фирмы были конкурентоспособны и помогали повышать уровень и качество жизни в районе.
Планирование – это четкое представление о том, что и в какой период времени необходимо субъектам территории для достижения намеченных целей и задач в условиях изменяющегося взаимодействия внутренних и внешних факторов.
Далее целесообразно отметить, что анализ научной литературы позволяет определить комплексную программу социально-экономического развития муниципального образования как документ, включающий в себя концепцию, стратегические (при необходимости), долгосрочные, среднесрочные перспективные и годовые планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных мероприятий по реализации намеченных решений и алгоритм актуализации планов.