Курсовая с практикой на тему Програмированное обучение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, ИСТОРИЯ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
I.1. История становления и развития программированного обучения 5
I.2. Современные модели программированного обучения 11
Выводы по главе I 17
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
II.1. Педагогические условия реализации программированного обучения 19
II.2. Практика программированного обучения в музыкальном образовании 24
Выводы по главе II 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение:
Программированное обучение в начале ХХ века зародилось как альтернатива традиционным методам обучения. Основная цель, выдвинутая американскими исследователями программированного обучения, была направлена на упрощение и эффективность усвоения учащимися учебного материала. Кроме того, немаловажную роль во внедрении программированного обучения играло и нивелирование однообразности и стандартизации учебно-воспитательного процесса, связанное с методом группового изучения учебного материала. Многие исследователи в области зарубежной психологии (Н. А. Краудер, Д. Крэм, Г. Паск, С. Л. Пресси, Д. Г. Элсон и др.), а также отечественные педагоги и психологи (В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, А. М. Матюшкин, А. Г. Молибог, И. П. Подласый, П. В. Сысоев, Н.Ф. Талызина, И. И. Тихонов, В. И. Чепелев, И. Е. Шварц и др.) были заинтересованы в расширении образовательных возможностей программированного обучения, предоставляя учащимся более самостоятельные программы обучения в индивидуальном контексте с частыми контактами учащегося и учителя. Учеными были разработаны методы обучения, которые поддаются объективному обследованию, тестированию и пересмотру. Такой подход к интеллектуальному развитию ребенка рассматривался как синоним эффективного обучения. Тем не менее, несмотря на обширные исследования программированного обучения, в настоящее время данный метод приобретает новые формы и алгоритмы организации учебно-воспитательного уровня в образовательных учреждениях различного уровня и направлений. Кроме того, анализ литературы показал, что программированное обучения, как метод организации учебной деятельности в области музыкального образования практически не изучался, что обуславливает актуальность исследования возможностей использования программированного обучения музыке. Актуальной является и проблема изучения специфики программированного метода обучения, возможность выявить перспективные направления его применения в современной образовательной среде. Определение потенциальных возможностей применения программированного обучения в условиях компьютеризации школ, а также поиска новых, соответствующих современному уровню развития общества и школы, форм обучения способствует активизации и эффективной реализации учебно-воспитательного процесса обучения личности в условиях учреждений эстетического цикла.
Цель данного исследования — на основе анализа научной литературы разработать методические рекомендации использования программированного обучения музыке. Объектом исследования является программированное обучение, а предметом — метод программированного обучения музыке. В соответствии с целью исследования, в его задачи входило:
1. Раскрыть сущность программированного обучения и рассмотреть историю его становления и развития.
2. Рассмотреть современные модели программированного обучения.
3. Выявить педагогические условия реализации программированного обучения.
4. Провести анализ практики реализации программированного обучения музыке и разработать методические рекомендации по организации программированного содержания музыкального образования, а также контроля процесса его усвоения обучающимися.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературы и источников, приложений.
Заключение:
Программированное обучение было разработано с целью сделать процесс обучения более эффективным и адаптированным к индивидуальным различиям учащегося. Оригинальный метод обучения Б.Ф. Скиннера, хотя и имел успех, был недостаточно совершенен. Впоследствии учеными-исследователями программированного обучения первоначальное представление метода Б.Ф. Скиннера было усовершенствовано.
Так, в программированное обучение было расширено взаимодействие учащихся с педагогом, социально-педагогическое подкрепление мотивации учащихся и другие формы обратной связи. Кроме того, разработчиками материала для программного обучения стали использоваться более крупные и гибкие блоки, уделяется внимание к привлекательности методики для учащихся.
Также было выявлено, что, несмотря на то, что само программированное обучение отступило от центра внимания, технологии, полученные на основе индивидуализации обучения, таких как программированное обучение, прямая инструкция и персонализированная система обучения, подтверждают свою эффективность по сравнению с так называемым традиционным обучением. Современные методы программированного обучения, зародившиеся в ХХ веке, способствовали формированию и развитию компьютерного и дистанционного обучения, которое в настоящее время приобретает все большую популярность в образовательном процессе учебных заведений разного уровня.
Анализ педагогических условий организации программированного обучения показал, что большое преимущество смешанного обучения заключается в том, что оно более точно воспроизводит то, как можно более эффективно научиться, благодаря опыту и взаимодействию с другими учениками. Также отметим, что программированное обучение с использованием смешанного подхода к выбору методов взаимодействия между участниками педагогического процесса эффективно благодаря возможности педагога и учащихся совместно проходить все этапы обучения.
Выявленные методы программированного обучения дали возможность разработать алгоритм линейной программы обучения эстрадному вокальному мастерству, как эффективного подхода к обучению учащихся исполнительскому мастерству и подготовке учеников к сценической деятельности.
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов дополнительного образования в учреждениях эстетического направления, а также учителями музыки в общеобразовательных школах. Тем не менее, данное исследование не исчерпывает всех возможностей программированного обучения и требует дальнейших разработок современных научно обоснованных подходов к программированному обучению музыки, в частности эстрадному вокалу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I.
СУЩНОСТЬ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ,
ИСТОРИЯ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
I.1. История становления и развития программированного обучения.
В первой половине ХХ века американские психологические исследования в области теории и практики личности были направлены, в основном, на перспективы развития ребенка в теории бихевиоризма и теоремы Э. Л. Торндайка: закон актуальности, закон эффекта и закон упражнений. Данные теории на протяжении многих десятилетий оставались в центре обсуждений психологов . В 1920-е годы С. Л. Пресси, профессор психологии в Университете штата Огайо, изобрел механическое устройство на основе барабана пишущей машинки, предназначенное в основном для автоматизации тестирования простых информационных материалов . Поэкспериментировав с устройством, ученый понял, что устройство может также обеспечивать контроль над тренировочными упражнениями, обучением и тестированием личности. В качестве теоретических обоснований эффективности модели С. Л. Пресси опирался на законы Э. Л. Торндайка о времени, затраченном на обучение, эффекте обучения и возможности упражняться . К сожалению, как утверждает Ю. А. Ситникова, несмотря на то, что С. Л. Пресси продолжал разрабатывать успешные устройства для самообучения, которые обладали всеми качествами более поздних аппаратов для обучения, его изобретения мало использовались в образовании . Тем не менее, С. Л. Пресси на протяжении всей жизни участвовал в дискуссиях о новом поколении обучающих машин, которые появились уже в 1950-х годах.
В 1954 году появляется новый метод обучения, который был построен на запрограммированных учителем инструкциях для учащихся. Данный метод впервые был представлен американским психологом Б.Ф. Скиннером, как теория оперантного научения, обусловливания и подкрепления. Его теория использования в обучении запрограммированной инструкции для учащихся показала значительно бо́льшие успехи в освоении детьми учебного материала, чем традиционное обучение. На исследования эффективности теории оперантного научения Б.Ф. Скиннера были выделены огромные суммы для проведения практических экспериментов с целью выявления положительных и отрицательных сторон новой методологии, в экспериментах участвовали психологи, исследователи, специалисты в области образования, учителя, что способствовало открытию эпохи индустриализации обучения и исследований в области образования.
Принципы оперантной обусловленности на учебные задания Б.Ф. Скиннер был вынужден применить на личном опыте, когда посещал урок математики одной из своих дочерей, Деборы. Наблюдая за ходом урока, Б.Ф. Скиннер увидел, что учитель не по своей вине нарушал почти все правила ведения обучающего процесса . Проанализировав недостатки группового традиционного обучения, Б.Ф. Скиннер в 1954 году приступил к разработке механического устройства, которое могло бы преодолеть ограничения групповой подачи информации с фиксированным шагом, заменив его индивидуально управляемым исследованием материала, в котором можно было тщательно контролировать непредвиденные обстоятельства подкрепления знаний (Приложение 1).
В новом формате Б.Ф. Скиннера содержание учебного материала было организовано небольшими шагами или ограниченными рамками информации. Эти шаги ведут учащегося от простого к сложному в тщательно упорядоченной последовательности, и, самое главное, на каждом шаге ученик обязан дать обратную связь – написать или выбрать ответ. Затем программа оценивает правильность ответа. По теории обязательным было то, что учащийся должен получить какое-то подкрепление, если ответ был правильным. В методе Б.Ф. Скиннера подкрепление принимало форму «знания правильного ответа», то есть, устройство сообщало учащемуся правильный ответ или подтверждая, что он дал правильный ответ. Основное назначение механических элементов системы состояло в том, чтобы учащиеся не могли подсмотреть правильные ответы. Следующий шаг в последовательности учащийся может выполнить только после того, как ответ будет написан внутри маленькой оконной рамы и будет нажат рычаг, чтобы закрыть ответ учащегося прозрачной крышкой, одновременно раскрывая правильный ответ. Устройство, упоминаемое как «Учебная машина», вскоре привлекло всеобщее внимание ученых и авторов программного обеспечения.
Данный формат обучения стал известен как программируемое обучение (ПО) и эта новая технология стала популярным предметом образовательных исследований и разработок к концу 1950-х годов. В течение нескольких лет разработчики отказались от сложного механического устройства, вместо этого полагаясь на пользователей – учащихся, которые должны самостоятельно узнать ответ: правильно или неправильно, что предполагало более тщательное изучение вопроса и воздерживаться от быстрого ответа. В связи с этим уроки программированного обучения стали публиковаться в формате книги, с короткими учебными единицами («рамками»), за которыми следует вопрос с правильным ответом ниже на странице, которую должен скрыть пользователь, или на следующей странице.
Освободившись от необходимости предоставления аппаратного обеспечения вместе с программным обеспечением, издатели бросились