Планирование и прогнозирование социально-экономического развития территорий Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Прогнозирование и планирование социально-экономического развития Московской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретические основы прогнозирования и планирования социальной политики региона 5

1.1 Понятие и значение социальной политики региона 5

1.2 Цели и задачи социальной политики региона 10

1.3 Схемы управления социально-экономическими системами в процессе планирование и прогнозирование 13

2 Осуществление прогнозирования и планирования социально-экономического развития на примере Московской области 17

2.1 Характеристика Московской области 17

2.2 Программы социального развития региона Московской области 20

2.3 Проблемы и перспективы развития Московской области 25

Заключение 30

Список использованной литературы 32

  

Введение:

 

Вопросы управления региональным развитием являются приоритетными для многих государств, в первую очередь, с федеративным устройством, располагающими огромными территориями, разнообразными природно-климатическими, культурно-историческими и социально- экономическими условиями. Это относится, прежде всего, к Российской Федерации, для которой проблемы регионального развития имеют особую значимость: от их успешного решения зависят результаты рыночных преобразований, перспективы преодоления экономического кризиса, возможности перехода к устойчивому развитию и формирование конкурентных преимуществ в глобализирующемся мире.

Система организации муниципальной деятельности, направленная на становление и развитие гражданского общества в России как одной из главных задач, подразумевает, прежде всего, формирование единой взаимосвязанной системы управления, обеспечивающей высокий уровень собственного функционирования, отвечающей потребностям всех социальных групп населения. Кроме того, сама система должна обладать необходимой устойчивостью со значительным потенциалом развития и совершенствования, способностью нивелировать различные социальные потрясения.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема эффективности прогнозирования и планирования социального развития региона — одна из самых острых и злободневных проблем России. От правильности ее решения и от того, что из себя будет представлять наша страна, как будет жить в ней народ, как он будет решать свои самые насущные проблемы, во многом зависит будущее России.

Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований в области деятельности местных органов управления, требуют новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения ее эффективности.

Целью данной работы является рассмотрение прогнозирования и планирования социально-экономического развития на примере Московской области.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

— рассмотреть понятие и значение социальной политики региона;

— изучить цели и задачи социальной политики региона;

— описать схемы управления социально-экономическими системами в процессе планирование и прогнозирование;

— представить общую характеристику Московской области;

— проанализировать программы развития Московской области;

— выявить проблемы и перспективы социального развития региона Московской области.

Объектом исследования выступает процесс прогнозирования и планирования социального развития региона.

Предметом исследования являются особенности социального развития Московской области.

Источниками информации при написании курсовой работы стали нормативно-правовые акты, учебно-методическая литература по теме исследования.

В ходе написания курсовой работы использованы следующие методы исследования: наблюдение, обобщение, описание, монографический, статистический методы анализа.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основные результаты исследования заключаются в следующем. На сегодняшний день существует повышенное внимание к прогнозированию социально-экономического развития регионов. Организация процесса управления социально-экономическим развитием регионов представляет собой всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы осуществления.

Социальная политика является чрезвычайно сложным явлением, основанным на экономических принципах и государственном регулировании распределения общественных благ социальной направленности (социальная защита, социальная помощь, социальная справедливость), целью которого является обеспечение благосостояния и всестороннего развития, как отдельного гражданина, так и государства в целом.

В систему собственных полномочий местных органов власти в сфере социальной политики относятся следующие вопросы:

— разработка и реализация программ социально-экономического развития на соответствующей территории, а именно:

— территориальные программы в сфере занятости населения;

— программы по социальной защите, помощи и поддержки населения;

— программы развития региональной сети учреждений оздоровления и отдыха для детей и взрослых; программы профилактики насилия в семье;

— программы по предупреждению гендерного неравенства и тому подобное.

Московская область – второй по размеру бюджета субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа с площадью 44,3 тысячи квадратных километра и населением более 7,5 миллиона человек.

Социально-экономическая ситуация в Московской области стабильная.

Сильные стороны Московской области:

— экономико-географическое положение, важнейшей особенностью является наличие крупнейшего рынка сбыта в масштабах страны;

— узловой транспортный статус, определяющий прохождение основных торговых потоков;

— развитый научно-производственный комплекс, высокий уровень научного и интеллектуального потенциала;

— высокоразвитое обрабатывающее промышленное производство;

— высокие относительно других субъектов Российской Федерации уровень и качество жизни;

— наличие развитой социальной инфраструктуры и доступ к социальной инфраструктуре Москвы;

— развитый рынок жилья;

— наличие богатого культурно-исторического наследия и рекреационных природных ресурсов.

Использование перечисленных факторов, в целях создания благоприятных условий для интенсификации социально-экономического развития Московской области в совокупности с применением современных подходов к организации государственного управления, а также мотивацией деловой и инвестиционной активности, развитием социальной инфраструктуры, позволит обеспечить широкие возможности для роста конкурентоспособности и привлекательности Подмосковья для жизни и ведения бизнеса.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы прогнозирования и планирования социальной политики региона

1.1 Понятие и значение социальной политики региона

Существует большое количество определений региональной социальной политики. В настоящей работе мы будем понимать ее как целенаправленную деятельность на разных уровнях по вопросам реализации социально-экономического потенциала регионов (областей) страны [7, c. 63].

Эффективность и важность социальной региональной политики в целом подтверждается результатами ее внедрения в развитых странах. В современных условиях нарастающей неопределенности центральные органы власти должны большее внимание уделять вопросам национальной безопасности, координации действий для достижения целей государства, геополитикой и т.д., а региональные и местные власти должны заниматься вопросами, которые могут решаться на местном и региональном уровне, что соответствует принципу субсидиарности.

В современном мире уже укрепилось понимание важности стимулирования эндогенного развития регионов, поскольку выравнивание не вызывает региональной инициативы по решению региональных проблем. Есть регионы, которые всегда будут оставаться в статусе дотируемых государством, не предпринимая особых попыток изменить ситуацию. Так, в соответствии с мировым опытом, предметом региональной политики все более становится социально-экономическое развитие регионов, а соответствующие инструменты имеют стимулирующий характер [6, c. 57].

Наиболее распространенные подходы, используемые в региональной политике:

— выравнивание диспропорций;

— реализация эндогенного потенциала территорий;

— комплексное территориально-отраслевое развитие;

— стимулирование центров роста;

— создание качественной среды для жизни;

— формирование региональных инновационных систем [17, c. 92].

Для обеспечения развития каждого региона должен использоваться комплекс взаимодополняющих инструментов, которые комбинируются и адаптируются к региональным особенностям, а также ресурсным и организационным возможностям региона.

При формировании этого комплекса инструментов следует исходить из того, что создание чего-либо требует комплекса инструментов, прежде всего таких:

1. Институционных (кто?).

2. Правовых и концептуально-правовых (на основании чего, каким образом?).

3. Финансовых (за что?).

4. Материальных (чем, где, на чем?).

5. Организационных (как?).

6. Мотивационных (почему?).

7. Аналитических (почему так?).

8. Информационных (что, зачем, для чего?) [13, c. 252].

Приведем примеры указанных типов инструментов.

Институционные и инструменты экономического развития территорий:

— специальные центральные органы власти, ответственные за региональную политику и социально-экономическое развитие;

— органы государственной власти и местного самоуправления;

— государственные, региональные и местные координационно-совещательные структуры;

— центры (агентства) поддержки: регионального и местного развития, инноваций, предпринимательства;

— исследовательские центры;

— образовательные учреждения;

— центры трансфера технологий;

— бизнес-инкубаторы;

— индустриальные парки;

— технопарки;

— научные парки;

— кластеры и т.д.

Путь к социально-экономическому успеху регионов в современных условиях – это всегда стратегические партнерства как внутри региона, так и с внешними партнерами.

Правовые инструменты:

— законы;

— постановления, решения и распоряжения центральных, региональных и местных органов власти, органов местного самоуправления;

— документы ассоциативных структур[8, c. 47].

Хотя правовые инструменты очень важны и без них невозможно формировать региональную политику, следует учитывать, что даже самые лучшие законы могут не исполняться в полной мере, если не будут сформированы правовая культура и соответствующие нормы поведения. Для этого необходимо применять целый комплекс разнообразных мер – от информационных до административных.

Концептуально – правовые инструменты и проекты развития:

— стратегии, программы территорий;

— соглашения (между центром и регионами, центром и городами, уполномоченными структурами и бизнесом);

— проекты и программы межрегионального, межмуниципального, трансграничного и иного взаимодействия.

Так, концептуально-правовые документы принимаются для достижения целей развития регионов и представляют конкретные способы их достижения, которые в целом исходят от какой-либо руководящей идеи.

Финансовые инструменты:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы