Курсовая с практикой на тему Прогнозирование и оценка рисков государственной стратегии развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы прогнозирования и оценки рисков государственной стратегии
развития. 8
1.1.
Особенности государственной политики в сфере здравоохранения. 8
1.2.
Структура системы государственного управления сферой здравоохранения 14
Глава 2.
Анализ состояния реализации государственной стратегии развития здравоохранения. 21
2.1.
Современное состояние отрасли. 21
2.2.
Результаты реализации государственной стратегии развития здравоохранения 22
Глава 3.
Перспективы государственной стратегии развития здравоохранения 31
3.1. Прогноз
государственной стратегии развития. 31
3.2. Риски
государственной стратегии развития здравоохранения в России 33
Заключение. 37
Список
источников и литературы.. 38
Введение:
Здравоохранение является
одной из отраслей социальной сферы. Социальная сфера имеет множество различных
отраслей: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, коммунальные
услуги, культуру и много другое, отчего напрямую зависит уровень жизни населения.
Здоровье населения
является основным показателем качества жизни и уровня социально-экономического
развития и защищенности государства. Поэтому сфера здравоохранения тесно
взаимосвязана с другими важными отраслями страны.
В любой стране мира
здоровье населения является одним из приоритетных вопросов национальной
безопасности.
Данная тема является очень
актуальной, так как есть необходимость в реализации и постоянном
совершенствовании государственной политики для обеспечения и улучшения здоровья
населения нашей страны.
В современном
обществе здравоохранение играет очень важную роль. Здравоохранение является
важнейшей составляющей социальной сферы, является одним из определяющих условий
жизнедеятельности человеческого общества. Во многом, здравоохранение
обеспечивает качество жизни населения.
Стратегическое
управление системой здравоохранения — важная составляющая стратегического
управления страной в целом. Поэтому, прежде чем говорить о стратегии вообще,
необходимо знать, в отношении чего употребляются термины «стратегия»,
«стратегическое управление», в которых социально-экономических условиях будет
реализовываться эта стратегия. Ведь одно дело — стратегическое управление в
условиях командно-административной системы, а другое — в условиях рыночной
экономики.
В эпоху
командно-административной системы стратегическое управление осуществлялось
централизованно и было функцией сложной бюрократической системы, решала кому,
что, когда и сколько необходимо. Плановый характер советской системы здравоохранения
отражал ее исключительно монопольный государственный характер. Содержание
планирования был таким: высшее государственное учреждение в лице
планово-бюджетной комиссии Верховного Совета СССР разрабатывала так называемые
контрольные цифры развития здравоохранения на определенный период. В основу
цифр ложились возможные бюджетные ассигнования и нормативы обеспечения
населения страны медицинской помощью. Контрольные цифры спускались на уровень
республики, оттуда — области и далее — района (города). Руководствуясь
контрольными цифрами, органы управления здравоохранением района (города)
разрабатывали так называемые базовые планы развития. При их разработке не
столько руководствовались определенными нормативами, сколько, на всякий случай,
просили больше. На уровне области сводились планы районов и учитывались
общеобластные интересы, то же делалось на уровне республики. Сводные планы на
уровне страны, как правило, в десятки раз превышали контрольные цифры, поэтому
высшей инстанции ничего не оставалось как существенно их корректировать.
Сегодня
мы еще не отошли от командно-административной системы, и в то же время еще не
пришли к рыночной экономике. Существующую систему можно охарактеризовать как
некую модель кейнсианской теории (по имени основателя Дж. Кейнса). Его
концепция исходит из твердого государственного регулирования и в то же время не
отрицает рыночные механизмы развития экономики. Исследованием вопросов
стратегического управления отраслью здравоохранения посвящены труды российских
ученых: А.Н. Голяченко, В.И. Журавля, Я.Ф. Радыша, И.М. Солоненко, Б.А.
Волоса,А.В. Галацана и других. Большинство из них рассматривает процессы
реформирования отрасли преимущественно на региональном уровне, с учетом как
внутренних, так и внешних воздействий и противоречий.
Однако,
в научной литературе, к сожалению, не хватает устойчивых представлений,
объединяющих понятие государственного управления и управления системой
здравоохранения в контексте стратегического управления.
Актуальность
исследования проблем государственного управления в сфере здравоохранения
обусловлена необходимостью реформирования и модернизации указанной сферы.
Конституция
России гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и оказание
медицинской помощи. В условиях государственных и муниципальных учреждений
оказание медпомощи производится бесплатно.
Финансирование
такой медпомощи осуществляется из средств бюджета, страховых взносов и других
поступлений.
В
качестве приоритетных задач выступает повышение доступности и качества оказания
медицинской помощи гражданам, удовлетворение потребностей населения в охране
здоровья и эффективное использование государственных ресурсов, что закреплено
на нормативно-правовом уровне [4].
В
условиях пандемии коронавируса российская медицина обнаружила характеристики,
позволившие в кратчайшие сроки и с минимальными потерями стабилизировать
эпидемиологическую обстановку в стране.
Тем
не менее, нерешенными остается ряд проблем, которые проявляются на региональном
и местном уровнях системы государственного управления в сфере здравоохранения.
Кроме того, в Государственную Думу готовятся
внести проект закона, который внесет изменения в федеральное законодательство
об обязательном медицинском страховании.
В
соответствии с положениями данного нормативно-правового акта федеральные
больницы будут выведены из-под контроля страховых компаний. Кроме того,
изменятся способы их финансирования.
При обсуждении данной инициативы на экспертном
уровне было высказано мнение о негативном влиянии законопроекта на свободу
пациентов в выборе медицинских учреждений для получения медпомощи [31].
Вопросы
реформирования здравоохранения неоднократно поднимаются в СМИ, высказываются
мнения о грядущем отмене бесплатной медицины в целом [45], но официального
подтверждения данные сообщения не получают. При этом в целом в обществе
внимание к проблемам здравоохранения и организации государственного управления
данной сферой обострилось на фоне пандемии коронавируса.
Указанные
факторы обуславливают необходимость научного изучения проблематики организации
государственного управления в сфере здравоохранения с целью выявления узких
мест и формулировки предложений, направленных на совершенствование системы
государственного управления в сфере здравоохранения.
Степень
научной разработанности проблемы можно охарактеризовать как достаточную.
Вопросы государственного управления здравоохранения на научном уровне
разрабатывались юристом Т. В. Ерохиной [22] (на примере федерального уровня),
экономистами В. В. Лобачевым [36] (на примере регионального уровня), О. К.
Коробковой [33] (в части развития сферы услуг здравоохранения в условиях
цифровой экономики), а также медиками Н. К. Гришиной [19] (в части организации
информационного обеспечения сферы управления здравоохранением) и В. Э.
Андреевой [7] (на локальном примере организации работы отдельных профильных
структур).
Однако,
анализ работы системы государственного управления здравоохранением в
критических ситуациях – в период пандемии коронавируса в настоящее время с
научной точки зрения является малоизученной проблемой, что обуславливает
научную новизну данной работы.
Целью
нашей работы является анализ прогнозирования и оценка рисков государственной
стратегии развития на примере сферы здравоохранения.
Объект
исследования — государственная политика в сфере здравоохранения.
Предмет
исследования – прогнозирование и оценка рисков государственной стратегии
в сфере здравоохранения.
Задачи
исследования:
— изучить
особенности государственной политики в сфере здравоохранения;
— исследовать
структуру системы государственного управления сферой здравоохранения;
— проанализировать
современное состояние отрасли;
— оценить
результаты реализации государственной стратегии развития здравоохранения;
— изучить
прогноз государственной стратегии развития здравоохранения;
— выявить
риски государственной стратегии развития здравоохранения в России.
Данная работа состоит из
введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных
источников.
При
изучении теоретических аспектов государственной политики в сфере
здравоохранения были использованы различные учебные пособия, законодательные
акты Российской Федерации, статистические и справочные материалы,
опубликованные как в периодической печати, так и в информационной сети Интернет.
Заключение:
Учитывая стратегическое значение сферы здравоохранения
для развития экономики России, укрепление безопасности государства и улучшения
здоровья населения, а также ввиду необходимости принятия неотложных мер по
комплексному решению проблем данной сферы, реформирование должно охватывать
финансово-экономических, организационно управленческих, нормативно-правовую
сферы и механизмы оптимизации деятельности общественной охраны здоровья.
Совершенствование финансово-экономических механизмов
необходимое для создания прозрачных финансово-экономических отношений в
процессе целевого накопления и адресного использования средств, необходимых для
реализации в полном объеме конституционных прав граждан на охрану здоровья,
медицинскую помощь и медицинское страхование. Итак, государственную политику в
области финансово-экономического обеспечения сферы здравоохранения следует
проводить с учетом того, что современные механизмы финансирования охраны
здоровья должны обеспечивать: доступность медицинской помощи и медицинского
обслуживания для всего населения страны, особенно бедных и уязвимых слоев; возможность
перераспределения ресурсов в целях оптимального удовлетворения потребностей,
возникающих в соответствующих звеньях сферы охраны здоровья; применение
стимулов для эффективной организации и предоставления услуг здравоохранения; выделение
ресурсов поставщикам в зависимости от качества и объемов предоставляемых ими
услуг и в соответствии с потребностями населения. Следует обеспечить автономию
медицинских учреждений и превращение их в государственные / коммунальные
некоммерческие предприятия. Это создаст условия заведениям здравоохранения для
большей самостоятельности в определении организации хозяйственной деятельности,
более гибкого управления и планирования в условиях рыночной экономики.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования и оценки рисков
государственной стратегии развития 1.1. Особенности государственной политики в сфере
здравоохранения В мире государственное
управление охраной здоровья является одним из приоритетных направлений
государственной политики, ведь забота о жизни и здоровье являются базовыми для
любой страны. От здоровья населения зависит качество рабочей силы, ее
производительность и эффективность производства.
Государственное
управление системой здравоохранения в соответствии с требованиями Конституции
России, Основ законодательства об охране здоровья и других законов России.
Также можно отметить многочисленные подзаконные нормативно-правовые акты,
положения о соответствующих органах исполнительной власти и местного
самоуправления, медицинские учреждения и должностные лица утверждены указами
Президента России, постановлениями Правительства и приказами Министерства
здравоохранения России.
Итак, когда мы говорим о
государственном управлении здравоохранением, то понимаем деятельность органов
государства по организации и управлению всеми составляющими системы
здравоохранения для удовлетворения потребностей граждан России по сохранению и
укреплению здоровья.
С точки зрения системного
подхода объектом государственного управления здравоохранением является вся
государственная система здравоохранения России, а его субъектом — система
органов исполнительной власти, между которыми распределены определенные задачи
и функции.
Итак, исходя из
вышеуказанного, следует отметить, что в условиях демократического государства
формируется, как правило, децентрализованная система управления, с широким
использованием механизмов делегирования полномочий высших органов ниже. Под
механизмом управления понимают составную часть системы управления, обеспечивает
влияние на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности
управленческого объекта. К комплексного механизма государственного управления
принадлежит система экономических, мотивационных, организационных, политических
и правовых механизмов. Осуществление государственного управления тесно связано
с применением методов административно-правового регулирования общественных
отношений. Однако в современных условиях формирования рыночных отношений,
демократизации общества роль и значение этих методов существенно изменилась. С
внедрением новых демократических принципов в современное общественную жизнь,
перестройкой и изменением социальных ценностей и целей, в процессе построения
социального, правового государства и гражданского общества, важное значение
приобретает вопрос об изменении самой доктрины административного права и
государственного управления.
Анализируя исследования
Н. П. Крызины, Н. Г. Нижник, Я. Ф. Радыша, А. П. Щепина и других
исследователей, делаем вывод о том, что государственная политика России в
области здравоохранения — это комплекс принятых общегосударственных решений или
взятых обязательств по сохранению и укреплению физического и психического
здоровья и социального благополучия населения государства как важнейшей
составляющей ее национального богатства путем реализации совокупности
политических, организационных, экономических, правовых, социальных, культурных,
научных и медицинских мероприятий с целью сохранения генофонда российской
нации, ее гуманитарного потенциала.
Нельзя не согласиться с
мнением известных в России исследователей различных аспектов государственного
управления в области здравоохранения О. М. Солоненко и Н.Д. Слоненок, которые,
в частности, считают, что для разработки и внедрения эффективной
государственной политики реформирования здравоохранения необходимо пройти три
стадии: принятие политических и управленческих решений, их реализация и оценка
результатов реформ. Эти же авторы, исследуя мировой опыт реформирования
здравоохранения, акцентируют внимание на таких мероприятиях по успешной
реализации этого процесса: Рисунок 1 –
Опыт реформирования здравоохранения
Важное значение для
лучшего понимания задач по формированию и реализации государственной политики
России в области здравоохранения имеет мнение этих авторов по поводу того, что
в связи с особенностями отрасли и, в частности, асимметрии информации, является
одним из основных факторов ограниченности рыночных механизмов в
здравоохранении, потребитель не может выполнять функцию информированного
покупателя услуг здравоохранения в отличие от стороны, которая финансирует
оказания медицинской помощи [1].
В контексте исследуемой
проблемы заслуживает внимания и мнение авторов статьи «Концептуальные основы
национальной политики в области здравоохранения», которые справедливо
утверждают, что национальная политика в области здравоохранения предусматривает
создание новой идеологии здравоохранения России, выработки путей и средств
оптимальной организации на национальном уровне охраны и улучшения здоровья,
формирования здорового образа жизни, медицинской и социальной профилактики
заболеваний, реабилитации [2].