Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Профориентация младших школьников как средство их социализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.
Теоретические основы социализации и профориентации в начальной школе  6

1.1.
Специфика социализации младших школьников. 6

1.2.
Особенности профориентации младших школьников. 13

Выводы по
первой главе. 17

Глава 2.
Организация и содержание исследования по профориентационной работе, способствующей
социализации младших школьников. 18

2.1.
Экспериментальная работа по диагностике социализации младших школьников  18

2.2. Описание
профориентационной работы, способствующей социализации младших школьников. 27

Выводы по
второй главе. 41

Заключение. 42

Библиографический список
источников используемой литературы   45

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы профориентации младших школьников связана с тем, что в педагогике не
разработана достаточно большая роль представлений учащихся о профессиях и
труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий иногда
осуществляется недостаточно конкретно и систематически. Хотя именно школа
должна стать решающим звеном в процессе профессионального самоопределения
учащихся, оказывать эффективное влияние на формирование конкретных представлений
о мире труда и профессий. Поэтому профориентация младших школьников важна и
необходима, согласно стратегии российского образования.

Современное
общество требует человека с сформированной мотивацией к профессиональному
самоопределению, хорошо разбирающегося в современном рынке труда, способного в
более молодом возрасте сделать осознанный выбор в пользу той или иной
профессии. Младший школьный возраст называется вершиной детства. Ребенок
сохраняет многие детские качества: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого
снизу вверх. Но они уже теряют детскую непосредственность в поведении, у них
другая логика мышления. Обучение для него значимая цель. Именно в этот период
ребенок начинает думать о своей будущей профессии, фантазировать о том, что
будет. Этот возраст характеризуется любопытством, большим желанием и умением
собирать информацию о мире профессий и добровольно выбирать соответствующую
роль в игровой деятельности.

В
процессе изучения трудностей социализации детей были выделены основные навыки,
позволяющие ребенку преодолеть эти трудности. Одним из таких навыков является
способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку
вступать в различные отношения с окружающим миром и оставаться самим собой.
Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и систему отношений, в
которой он будет чувствовать себя значимым.

Особенностями
профориентации в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В.
Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова, Курнешова Л. Е., Романова Е. С.,
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская., И.А.и другие.

Объект
исследования: процесс социализации младших школьников.

Предмет
исследования: профориентация как средство социализации детей младшего школьного
возраста.

Цель:
проанализировать организацию профориентации младших школьников как средство их
социализации.

Задачи:


изучить научную литературу по теме исследования;


дать определение понятий социализации, профориентации;


описать работу классного руководителя по профориентации младших школьников,
которая способствует их социализации;


провести диагностику по теме исследования.

Теоретические
методы исследования: анализ, сравнение и синтез, обобщение.

Эмпирические
методы исследования: эксперимент, наблюдение и беседа.

Этапы
исследования:

1.
Подготовительный (сбор теоретического материала, подбор методик и диагностик
для эксперимента)

2.
Организационный (проведение эксперимента, беседа с учителем, наблюдение за
организацией профориентации младших школьников)

3.
Аналитический (анализ уровня осуществления организации профориентации младших
школьников, формулировка выводов и оценка полученных результатов).

База
исследования: МБОУ «Большеатмасская СОШ»

Структура исследования:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка
источников используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, в первой главе мы рассмотрели теоретические основы социализации и
профориентации в начальной школе и выяснили, что за последние два десятилетия в
России произошли коренные экономические перемены. Капиталистические отношения в
корне изменяют характер и задачи труда: повышается его интенсивность,
возрастает напряженность, требуется выносливость, высокий профессионализм, ответственность.

Изменения
коснулись и системы образования: поменялась концепция обучения и воспитания
подрастающего поколения. Выбор будущей профессии является выбором качества
жизни в дальнейшем. Успех каждого члена социально-экономического сообщества определяет
процветание всего государства.

Успешная
адаптация личности в окружающем мире зависит от многообразия образовательных
услуг, которые может предложить школа, основная цель которой – интеллектуальное
и социальное развитие детей. Выпускники общеобразовательной школы продолжают
испытывать проблемы в профессиональном самоопределении, что заставляет
по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в образовательной
организации. А между тем специалисты в разных сферах деятельности: педагоги, психологи,
экономисты, предприниматели все в большей степени склоняются к тому, что
создание целенаправленной систематической профессионально ориентационной работы
необходимо не только в старшем звене, но и в начальной и средней школе.

Известно,
что у младших школьников очень высокий интерес к окружающим нас явлениям жизни,
поэтому формирование готовности к будущему осознанному выбору профессии нужно
начинать уже в возрасте 6-10 лет.

Таким
образом, можно сделать вывод, что подготовка к осознанному выбору профессии —
неотъемлемая часть всестороннего развития личности. Это сложный и длительный
процесс, который осуществляется на всех этапах обучения школьников с учетом их
психологических и возрастных особенностей.

Профориентация
заключается в своеобразном использовании педагогических средств, при котором
обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программой знаний, умений и
навыков, и в то же время успешно формируется интерес к данной профессии,
ценностное отношение к ней, профессиональные качества личности.

Во
второй главе мы провели экспериментальную работу по диагностике социализации
младших школьников.

Исследование
проводилось в три этапа: констатирующий, организационный и аналитический. В
исследовании принимали участие ученики 4 «А» и 4 «Б» класса МБОУ
«Большеатмасская СОШ» в количестве 20 человек.

Контрольный
этап эксперимента показал, что большинство школьников экспериментальной группы
после реализации коррекционной программ, направленной на повышение уровня
социализированности, имеют высокий ее уровень.

Проведение
специальных занятий и упражнений позволило повысить уровень социализации у
школьников.

Одной
из задач школы является формирование у школьников готовности к
профессиональному самоопределению. Однако ее решение необходимо начинать уже с
младшего школьного возраста. Этому способствуют и возрастные особенности
учащихся начальной школы: эмоциональность, впечатлительность, желание подражать
взрослым, выполнять их различные поручения.

Учитывая
специфику учеников I–IV классов, необходимо правильно подбирать формы и методы
профориентационной работы. Уже в детском саду дети играют в ролевые игры
«продавец — покупатель», «врач — пациент» и др. В начальной школе учащиеся
получают более полные представления о различных профессиях на уроках чтения, окружающего
мира, трудового обучения и др. Младший школьный возраст является этапом
пропедевтической подготовки к выбору профессии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы социализации и
профориентации в начальной школе

1.1. Специфика социализации младших
школьников Современная
система отечественного образования все более ориентируется на инновационные
стратегии и подходы, направленные в целом на гуманизацию образовательного
процесса.

В
то же время на практике часто оказывается, что условия оптимального развития
ребенка нарушаются из-за отсутствия необходимого индивидуального
психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости его личности.

Следствием
становятся негативные результаты социализации, нарушение хода и темпа
физического и психического развития.

Социализация
рассматривается нами как процесс формирования у младшего школьников социальных
норм и ценностей, установок и образцов поведения. Этот процесс обеспечивает
развитие индивидуальных свойств личности ребенка при организации его
взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта.

Анализ
различных концептуальных подходов (философских, социологических,
психологических) позволяет рассматривать процесс социализации младшего
школьника как источник системного образования, ведущего к формированию
компонентов социализации личности. Данный процесс способствует овладению
младшими школьниками новым содержанием образования, нацеленного на формирование
и развитие социальных качеств каждого ученика, которые необходимы при включении
в разнообразную совместную деятельность.

Сопровождение
социализации младших школьников в образовательном учреждении – это создание
условий для формирования у детей социальных норм и ценностей, установок и
образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных
свойств личности ребенка при организации его взаимодействия с окружающей средой
и принятии им социального опыта.

Для
эффективного сопровождения необходимо своевременно разрешить проблему, которая
может быть сформулирована в вопросной форме: «Каковы особенности процесса
социального развития конкретных младших школьников? Как определить имеющийся
уровень социального развития детей? Что именно необходимо сопровождать в
процессе социализации ребенка?»[1]

Изучение
особенностей социального развития младших школьников является основой
организации эффективного сопровождения социализации учащихся в образовательном
учреждении, если:


обоснованы критерии социального развития младших школьников в соответствии с
педагогическими компонентами социализации;


определены основные показатели оценивания каждого критерия социального развития
младших школьников;


подобраны типовые задания для изучения особенностей социального развития
младших школьников.

В
зарубежной психологи социализация младшего школьника, связанная с началом
систематического обучения, рассматривается как совокупность двух процессов:


социального научения, которое помогает ребенку приобрести уместные в данном
обществе формы поведении и социальные установки;


социального познания, формирующего мысли, знания и предположения о социальном
мире.

Заметим,
что социальное познание включает в себя социальный вывод (предположение о
чувствах и мыслях других людей, понимание социальных отношений и усвоение
социальных предписаний) и является существенным детерминантом поведения детей.

К
наиболее важным факторам, влияющим на социальное познание младшего школьника,
относится понимание дружбы и развитие моральных суждений[2].

Из
многообразия зарубежных исследований развития личности наибольший интерес для
организации сопровождения социализации младших школьников представили социально
и гуманистически ориентированные теории. В этих теориях основным в процессе
становления личности, вхождения ее в окружающий мир считается взаимодействие с
другими людьми.

Однако
если социальная теория во главу угла ставит идентификацию себя со «значимыми
другими», принятие себя через оценки «обобщенного другого», то гуманистическая
обращается к внутреннему миру человека, указывая, что каждый человек неповторим
и индивидуален, и эта автономность черт должна сохраниться в человеке в процессе
развития. Не принижая значения каждого из психологических направлений, в своем
исследовании мы, тем не менее, основываемся на позиции Дж. Мида, определяющего
в качестве главного механизма социализации принятие роли другого.

В
исследованиях отечественных психологов основными факторами, определяющими
протекание процесса социализации младшего школьника, считаются социальная
ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования.

Социализация
личности младшего школьника рассматривается, во-первых, как сообразное с
возрастом овладение ребенком содержанием основных форм человеческого сознания
(науки, искусства, морали и др.) и, во-вторых, как соответствующее ожиданиям
других поведение, обязанное освоению научных понятий и художественных образов в
новой системе отношений и деятельности. Ведущая роль в данном процессе
отводится педагогу как носителю общественных норм.

Основными
новообразованиями личности в младшем школьном возрасте выступают: ориентация на
группу сверстников; формирование личностной рефлексии (способности
самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной
и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств,
формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых
качеств[3].

Изучение
социальной ситуации развития и новообразований младшего школьного возраста
позволяет понять, как ребенок осваивает общечеловеческую культуру, опыт
проживания в национальной культуре, умение понимать других людей и выполнять в
обществе определенные многовариативные ролевые обязанности. У ребенка в данном
возрастном периоде:


складываются ценностные представления, умение делать нравственный выбор,
способность определить мотив поведения (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович);


актуализируется «Я-концепция» (Л.И. Божович, Г. Олпорт, К. Роджерс, М.
Снайдер);


зарождается адекватная оценка собственной деятельности и деятельности
сверстников (А.В. Захарова, А.А. Люблинская, И.В. Шаповаленко);


формируется настойчивость и трудолюбие (Э. Эриксон) осваиваются правила
взаимодействия с окружающим миром (Дж. Мид, А. Халлер).

Указанные
особенности социального развития младшего школьника и будут составлять основу
организации в образовательном учреждении сопровождения процесса социализации
детей.

Сопровождение
– это взаимодействие родителей, ребенка и педагога, направленное на
формирование и совершенствование у последнего названных выше особенностей.
Ведущая роль в этом процессе отводится учителю как референтному взрослому, с
которым ребенок взаимодействует большую часть времени. Формами
психолого-педагогического сопровождения выступают: активные методы групповой
работы, направленные на самопознание и самораскрытие личности; индивидуальная
работа с детьми, испытывающими трудности в самопознании и самоанализе;
индивидуальная работа с родителями.

Неотъемлемым
компонентом сопровождения является диагностическая деятельность, которую можно
представить в содержательном и процессуальном аспектах.

Решение
педагогами и психологами задач, связанных с проблемой развития личности ребенка
в образовательном процессе отражается в различных научных терминах. Наиболее
распространенными среди них являются: «психолого-педагогическая поддержка»
(А.Г. Асмолов, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, Т.А. Стрелкова, и
др.); «психологическая помощь» (Т.Л. Гаврилова, Т.П. Гинсбург); «содействие»
(К.М. Гуревич, И.В. Дубровина, Э.М. Верник), «психолого-педагогическое
сопровождение» (М. Р. Битянова, Е.В. Бондаревская, М.И. Губанова, С.Н.
Чистякова).

Из
всех этих понятий в практике чаще всего используется термин «сопровождение»,
который в отечественной науке стал предметом осмысления лишь в последние
десятилетия и получил развитие в работах А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, Е.И.
Казаковой, Е.А. Козыревой.

Под
психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему мер, направленных
на создание таких условий, которые были бы оптимальными для развития личности
каждого ребенка, способствовали его социализации и индивидуализации.
Сопровождение ориентировано на будущее и настоящее, на использование потенциала
личности ребенка, создание условий для полноценного движения вперед, опору на
сильные стороны и качества.

Большую
роль в определении сущности психолого-педагогического сопровождения играет
концепция «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского[4], на основе которой педагог
помогает ребенку закрепить ранее усвоенное на уровне развитых умений, обогатить
его знаниями, ускорить движение в развитии, пораньше шагнуть в завтрашний день.
Ориентированность на зону ближайшего развития предопределяет наличие в
психолого-педагогическом сопровождении превентивного элемента: речь идет о
создании условий, в которых ребенок может наиболее полно реализовать свои
способности.

Исходя
из сущности психолого-педагогического сопровождения, можно наметить направления
его реализации:


психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление индивидуальных
особенностей социального развития учащихся;


развивающая психологическая и педагогическая работа, регулярно осуществляемая в
течение года и имеющая адресное (индивидуальное) наполнение;


психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи учащимся,
испытывающим трудности в индивидуальном развитии;

 • консультативная работа с родителями;


методическая работа педагогов, направленная на освоение и совершенствование
механизмов организации учебно-воспитательного процесса с точки зрения
осуществления психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое
сопровождение в деятельности учителя начальной школы – это не специальная
образовательная программа или комплекс мероприятий, а его профессиональная
позиция. Она выражается в реализации в ежедневной педагогической деятельности
определенных принципов: понимание, признание, принятие.

Первые
полгода происходит адаптация детей к новому социальному положению, новому
коллективу, учителю как значимому взрослому. На этом этапе, который
характеризуется социальнопсихологической адаптацией, происходит установление
взаимоотношений в коллективе, возникновение дружеских симпатий, усвоение
требований, норм, традиций жизни учебного заведения.

Результатом
адаптации на данном этапе должно стать принятие ребенком новой социальной роли
– роли ученика. В дальнейшем эффективность социализации в значительной степени
будет зависеть от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои
социальные связи. Здесь важную роль играет учитель, способный создать условия
для развития у каждого ребенка умения видеть и понимать себя, умения владеть
собой.

Отношения
ребенка к миру и с миром особенно активно формируется на уроках «Окружающий
мир», в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», в ходе
познавательных бесед.

Дети
получают естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке,
природе, обществе. Они знакомятся с традициями и культурой своего народа и
народов нашей страны, изучают особенности ценностных ориентиров народной
культуры, влияние национальных особенностей на межличностное общение.

Проводятся
конкурсы пословиц и поговорок, конкурс знатоков народных сказок, выставки
рисунков. Наглядное подкрепление формируемых представлений о жизни и традициях
своего города, о его истории, культуре дети получают на экскурсиях в областной
краеведческий музей, художественный, пожарный, строительный музеи.

Совместная
деятельность выступает важным условием организации социально-образовательной
среды и должна строиться с учетом следующих требований:

1)
включение ребенка в разнообразные виды деятельности;

2)
привлекательность, значимость деятельности;

3)
осознание, осмысление целей и смысла деятельности. При этом необходимо
учитывать, что сама по себе деятельность (по В.Н. Мясищеву) – игра, учение,
труд – может оказаться процессом нейтральным для формирования основных
психических качеств, составляющих нравственное ядро личности.

Если
между участниками не организованы отношения, требующие сотворчества,
сотрудничества, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности
провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам, то
совместная деятельность не становится эффективным фактором социализации детей[5].

Таким
образом, при организации педагогического процесса в начальной школе ориентация
учителя на критерии и показатели социального развития младших школьников,
грамотный подбор типовых заданий для их изучения позволяют получить в качестве
результатов сопровождения социализации младшего школьника:


позитивное самоотношение ребенка и стабильность его внутреннего мира;


навыки эффективного межличностного общения со сверстниками;


положительное отношение к учителю;


положительную идентичность со «значимыми другими». [1] Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев
А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. СПб., 2010. [2] Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарс кая и др. М.: Просвещение, 2010 [3] Немов, Р.С. Психология: Учеб. для
студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в
научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. [4] Выготский Л. С. Педагогическая
психология. М.: Педагогика, 1991. [5] Мясищев В.Н. Психология отношений
/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии»;
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы