Курсовая с практикой на тему Профилактика травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Физиологические особенности детей среднего школьного возраста 5
1.2 Причины травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов 7
1.3 Методы профилактики травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов 12
ГЛАВА 2. ЭМПРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ПО ГИМНАСТИКЕ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ 17
2.1 Анализ типов травм, полученных детьми 5-х классов на уроках по гимнастике 17
2.2 Анализ методов профилактики травматизма на уроках по гимнастике учащимися 5 классов 20
2.3 Методические рекомендации по проведению профилактики травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Актуальность исследования. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), детский травматизм – это повреждения, возникающие в результате внезапного воздействия на организм ребенка любого фактора внешней среды, нарушает анатомическую целостность тканей [3].
Нарушение организационного, методического, медицинского, санитарно-гигиенических характера и несоблюдение норм и правил безопасности при проведении уроков по гимнастике часто приводят к возникновению травм и ухудшению здоровья учащихся.
И.Я. Грубар считает, что профилактика травматизма – это первостепенное задания учителя. По ее мнению, знания должны быть посвящены практическим мерам по прогнозированию и профилактике травм в процессе физического воспитания школьников [6, с. 25-31].
Чаще всего травматизм повторяется среди учащихся 5 классов. Поэтому профилактика детского травматизма на занятиях физической культуры и спорта является одной из актуальных проблем и важных задач, стоящих перед учителями физической культуры.
Степень разработанности темы. Значительное количество работ отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и физического воспитания посвящена проблеме профилактике детского травматизма на уроках физической культуры и спорта (В.Л. Андрианова, Е.К. Вишневецкая, А.А. Горлов, Ю.А. Грубар, М.А. Ступницкая, Б. Шиян и др.).
В разработках российских ученых, по нашему мнению, заслуживают внимания труда В.П. Немсадзе, Н.П. Шастина. Ученые освещают методические основы профилактики детского травматизма на уроках по гимнастике. Исследование С.А. Гурьева, В. Климовичского, А.П. Коноха посвященные общим проблемам детского травматизма и путям его профилактики.
Объект исследования – профилактика травматизма на уроках по гимнастике.
Предмет – профилактика травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов.
Цель исследования – выявить особенности профилактических мероприятий травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов.
Для достижения поставленной цели, нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить физиологические особенности детей среднего школьного возраста;
2) выявить причины травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов;
3) определить значение профилактический мер на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов;
4) проанализировать количество и типы травм, получаемых учащимися 5 классов на уроках по гимнастике;
5) проанализировать методы профилактики травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов;
6) разработать методические рекомендации по профилактике травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов;
7) сделать выводы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому обзору научной литературы по проблеме исследования. Во второй главе представлено эмпирическое исследование эффективности методов профилактики травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов.
Заключение:
При анализе научно-исследовательской литературы нам удалось выяснить, что дети в среднем школьном возрасте, а именно с 10 до 13 лет имеют свои физиологические особенности. А именно, рост некоторых частей тела может идти неравномерно, из-за чего у детей наблюдается угловатость, некоординированность движений, рассеянность и т.д. Кроме этого, мышцы детей в этом возрасте имеют достаточно тонкие волокна, а значит, легко поддаются повреждениям и травмам. Все это необходимо учитывать учителю физической культуры при проведении уроков по гимнастике в 5 классе.
Анализируя причины возникновения травм на уроках по гимнастике в 5 классе, мы пришли к выводу, что они имеют несколько оснований. А именно: несоблюдение требований о порядке проведения уроков по гимнастике, недостатки в методике проведения уроков по гимнастике в 5 классе, неудовлетворительное материально-техническое оборудование мест проведения занятий, недостаточный медицинский контроль за физическим развитием и состоянием здоровья, недисциплинированность учеников 5 классов, неблагоприятные метеорологические и гигиенические условия, внутренние факторы.
Методы профилактики травматизма на уроках по гимнастике в 5 классе зависят от используемого гимнастического снаряда. Но в целом можно выделить следующую общую схему: демонстрация упражнения в целом, выполнение подготовительных упражнений, выполнение вводных упражнений, выполнение упражнения в целом.
В целом можно отметить, что для профилактики травматизма и предотвращения возможных его случаев на уроках по гимнастике в 5 классе надо применять широкий комплекс организационных мероприятий и методических приемов.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения Восточная гимназия г. Южно-Сахалинска. В нем приняли участие ученики пятых классов в количестве 45 человек.
Количество травм, полученных на анализируемых уроках занимает меньше половины. Но учитывая количество программных модулей, стоит отметить, что травматизм на уроках по гимнастике является достаточно высоким. Наиболее часто встречаемыми травмами являются удары, потертости и кожные повреждения. Реже встречаются повреждения и растяжения мышц. К единичным случаям можно отнести переломы, сотрясение мозга и другие повреждения.
Для устранения причин травматизма и предотвращения возможных его случаев в анализируемом учреждении применяется широкий комплекс организационных мероприятий и методических приемов. Основой которых является методика формирования ответственного отношения к профессиональным обязанностям преподавателя физического воспитания. Также учителя физкультуры на уроках по гимнастике используют систему специальных упражнений, направленные на растяжку, а также аэробные. Большое значение имеют дидактические принципы обучения и организация занятий, надлежащее содержание спортивного зала, оборудование, соблюдение правил гигиены, организация медико-педагогического контроля, воспитательной работы, а также применение приемов поддержки и страхования.
Однако, применяемые методы профилактики являются недостаточными, о чем свидетельствует повышенный уровень травматизма. Именно поэтому мы разработали методические рекомендации по проведению профилактики травматизма на уроках по гимнастике у учащихся 5 классов. Данные рекомендации включают в себя правила организации уроков по гимнастике, требования к месту проведения уроков, повышения уровня дисциплины, одежды учащихся, а также комплекса упражнений, направленных на эффективную разминку перед проведением гимнастических упражнений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст, а именно 10-13 лет характеризуется, как правило, относительно равномерным развитием всего опорно-двигательного аппарата, однако активная интенсивность роста отдельных размерных характерных признаков его может быть различна. Так, например, длина тела увеличивается, как правило, в этот период в большей мере, чем его собственная масса.
Также суставы детей этого самого возраста очень подвижны, а связочный аппарат эластичен, скелет при этом содержит крайне большое количество хрящевой ткани. Весь позвоночный столб, как правило, сохраняет крайне большую подвижность вплоть до 13 лет. Многие исследования показывают, что именно средний школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного роста подвижности во всех его основных суставах [8, c. 58].
При этом мышцы детей среднего школьного возраста имеет очень тонкие волокна, и содержат в своем составе лишь крайне небольшое количество белка и жира. При этом самые крупные мышцы конечностей развиты намного больше, чем мелкие.
В этом возрасте, как правило, почти полностью завершается все морфологическое развитие существующей нервной системы, заканчивается при этом рост и вся структурная дифференциация нервных клеток. Однако и функционирование нервной системы также характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
Отметим, что для детей среднего школьного возраста крайне естественной является потребность в активной и высокой двигательной активности [2, c. 82].
При этом, мальчики отличаются от девочек относительно поздним скачком в росте длины всего тела и более поздними сроками полового созревания. Девочки уже начиная с 10-летнего возраста отличаются меньшей массой тела по сравнению с мальчиками. В то же самое время общий прирост веса тела от 7 до 16 лет больше у мальчиков, чем у девочек.
Девочки отличаются от мальчиков наиболее меньшими показателями окружности всей грудной клетки во всех возрастах, скорее всего, за счет меньшего подкожного жироотложения.
Однако в тоже время интенсивные тренировки в данном возрасте зачастую приводят к так называемому оседанию позвоночника. Проблемы со спиной одна из самых частых жалоб детей среднего школьного возраста. Из-за неравномерности нагрузки справа и лева, а также из-за чрезмерного прогиба позвоночника, который требуется от них при несоблюдении правил профилактики травматизма, у них развивается ассиметричная осанка, что, в свою очередь, приводит к болям в спине [9, c. 49].
Таким образом, дети среднего школьного возраста отличаются относительно равномерным физиологическим развитием. Исключение составляет рост, который в разных частях тела может проходить неодинаково. Кроме этого, мышцы детей в этом возрасте имеют достаточно тонкие волокна, что может спровоцировать травму. Именно по этой причине в 5 классе на уроках гимнастики следует особо соблюдать технику безопасности, в частности, профилактику травматизма.