Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Профилактика суицидального поведения среди подростков.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 9
1.3. Особенности суицидального поведения подростков и факторы формирования их склонности к такому поведению 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ 25
2.1 Процедура и методы исследования 25
2.3 Проведение профилактической работы со школьниками группы риска 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

  

Введение:

 

На сегодняшний день одной из самых опасных проблем современности считается проблема подросткового суицида. Проблематикой подростковых суицидов занимались такие психологи как: А.Г. Амбрумова, С.В. Бородин, А.С. Михлин, Ю. М. Бубнов, Н. В. Ярощенко и другие.
По данным мировой литературы, ежедневно более 1000 молодых людей пытаются осуществить суицид. В течение последнего десятилетия частота суицидов у подростков выросла почти в 3 раза. Самоубийства являются второй по частоте причиной смерти в молодости. Судебные эксперты считают, что за множеством случаев так называемой «смерти в результате несчастного случая» (в результате автомобильных аварий, употребление токсичных препаратов или использования огнестрельного оружия) в действительности скрываются суициды.
Проблема самоубийств (суицидов) в настоящее время приобретает особенное значение в связи с их несомненным ростом в последние годы. По данным Госкомстата, в 1990-1991 годах из 100 тысяч россиян 26 человек добровольно расстались с жизнью. В 1992 году численность суицидентов увеличилась до 31, а в 1993 году – до 38 на 100 000 населения. Во второй половине 1990-х годов число суицидов в различных регионах России варьировал от 35 до 45-50 случаев на 100 000 населения в год. В 2002 г. частота завершенных суицидов в стране составила 38,6 случая на 100 000 населения, тогда как соответствующий средний показатель в мире равен 14,5 на 100 000. В Российской Федерации самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечнососудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания [21, с.50].
Литературные данные свидетельствуют, что суицид является одной из основных причин смерти детей и подростков. В возрастной группе 11—19 лет уже предпринимали, по меньшей мере, 1 попытку расстаться с жизнью 5 % юношей и 8 % девушек, а 1,8 % – 2 и более. Около 40 % молодых людей, совершивших парасуицидальное действие, уже имели ранее одну и более попыток самоубийства, а лица подросткового возраста составляют 26 % от числа всех поступивших в реанимационное отделение после совершения суицидальной попытки. В настоящее время определено, что основанием для возникновения суицидальной поведения в подростковом и юношеском возрасте является широкий перечень проблем, которые не были решены в дошкольном и младшем школьном возрасте, связанных с личностными особенностями ребенка.
Таким образом, целью нашей курсовой работы является изучение профилактики суицидального поведения среди подростков.
Для реализации цели мы выдвинули следующие задачи:
• Определить понятие суицид.
• Изучить суицид как явление в подростковом и юношеском возрасте.
• Рассмотреть взаимосвязь суицидального поведения и самоотношения подростков и лиц юношеского возраста.
• Исследовать причины подросткового суицида.
Объект исследования: склонность к суицидальному поведению в подростковом возрасте.
Предмет исследования — профилактика суицидального поведения среди подростков.
Гипотеза — подростки с заниженной самооценкой склонны к суицидам.
Методы исследования — Методика изучения самоотношения (МИС) Р.С.Пантелеева, Методика исследования самооценки Дембо Рубинштейн.
Практическая значимость — установление связей между суицидальным поведением и самоотношением подростков и лиц юношеского возраста, разработка практических рекомендаций по работе с подростками группы риска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

После проведенного исследования суицидального поведения подростков и лиц юношеского возраста можем сделать следующие выводы:
Суицид – это крайняя форма отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Суициды совершаются по разным причинам, однако чаще всего они вытекают из внутриличностных конфликтов или конфликта личности и среды, когда человек не может решить его позитивным путем.
Самоубийство — явление негативное и поэтому необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень.
Суицидальное поведение следует рассматривать в одном «синдроме» вместе с другими разнообразными проявлениями деструктивного самоотношения. Суицидом является мотивированное действие человека, которое подчинено конкретной цели – покончить с собой.
Семейные конфликты чаще всего связаны с неприятием системы ценностей, заложенной в семьях. А также с проблемами с алкоголем, наркотиками, которые служат предпосылкой для возникновения суицидов.
Для школьников, склонных к суицидам характерна заниженная самооценка и завышенный уровень притязаний. Такие люди чувствительны к окружающему миру, эмпатичны.
У них, как правило, высокая тревожность, склонность к самоосуждению, самообвинению. У них отмечаются проблемы с волевыми усилиями и тенденция избегания конфликтов.
Лучше всего суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства. Лучшим способом при этом является проведение профилактических бесед.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения

Современный толковый словарь русского языка дает следующее определение понятию «суицид»: намеренное прекращение собственной жизни. В научной литературе исследователи также говорят об умышленном деянии. То есть, в случае, если смерть наступает от лица, которое по тем или иным причинам не может отдавать отчет своим действиям, а также руководить ими, речь идет не о самоубийцах, а смерти наступившей в результате несчастного случая. Далее разберемся, что лежит в основе такого явления, как суицид [26, с.53].
Многие исследователи разработали собственную концепцию, в которой речь идет о том, что суицид – это социально-психологическое явление, спровоцированные дезадаптацией личности. Данная концепция рассматривает понятие психологической адаптации и дезадаптации личности [2, с.403].
Под адаптацией принято понимать способность организма или живой системы приспособиться к условиям внешней среды обитания, причем адаптация в данном случае выступает как процессом, так и результатом.
Таким образом, поведение человека в различных ситуациях может служить объективным критерием успешности его социально-психологической адаптации [21, с.50].
Исследователи выделают лимитирующую и трансформирующую адаптацию. В экстремальных ситуациях личности по-разному строят свою приспособительную тактику, что и обуславливает их дальнейшее поведение. Наиболее устойчивые из них за счет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. У других же уровень адаптации заметно снижается. В этом случае дезадаптация носит лишь количественный характер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенности адаптационного процесса, т.е. дезадаптация не привела к болезни, не породила патологических форм адаптации [27, с.42].
В тех случаях, когда экстремальные нагрузки падают на почву, измененную конституционально, то есть при пограничных состояниях личности, вероятность полома значительно возрастает. В таких случаях социально-психологическая дезадаптация влечет за собой качественное изменение приспособительных процессов, что влечет за собой развитие адаптационных патологий. Этот вариант характерен для невротиков и психопатов, у которых наиболее подвержены срыву ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность при общем снижении интенсивности и пластичности процесса приспособления. При этом психическое расстройство личности представляет собой глобальную дезадаптацию с переходом на качественно новых уровень патологического реагирования [28, с.113].
Говоря о социально-психологической дезадаптации в динамике, ведущей к самоубийствам, выделяют две фазы: предиспозиционная и суицидальная.
Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой определяющей суицидального поведения. Решающее значение для перехода ее в суицидальную занимает конфликт, который переживается внутри личности. Конфликты образуются из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую — тенденция, препятствующая ее удовлетворению.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что суицид является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Само суицидальное поведение характеризуется любыми внутренними и внешними формами психических актов, направляемых образами о лишении себя жизни.
Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения [25, с.11].
Пресуид – это период от возникновения первых суицидальных мыслей до их реализации. Продолжительность данного периода может быть от нескольких минут при остром пресуициде и доходить до нескольких месяцев во время хронического пресуицида [2, с.403].
Во время хронического пресуицида в личности развиваются все формы суицидального поведения, описанные выше. Однако последовательность этапов может нарушаться, так при остром пресуициде суицидальные замыслы и намерения появляются одновременно.
К внешним формам суицидального поведения относят суицидальные попытки и завершенные суициды. При этом суицидальными попытками можем считать целенаправленные оперирования средствами лишения себя жизни, которые не заканчиваются смертью [21, с.50].
Попытки проходят 2 фазы –обратимую и необратимую. Исходя из суицидальной попытки и ее фаз, можно в каждом конкретном случае решить вопрос, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушению на самоубийство.
Исходя из всего вышесказанного, суицид будем рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом [22, с.95].
Суицидальное поведение — понятие более широкое, в которое кроме суицида входят суицидальные покушения, попытки и проявления. При этом к покушениям относят все попытки суицида, которые не завершились летальным исходом суицидента не по его вине.
Суицидальные попытки – это демонстративно-установочное поведение суицидента, при котором он знает о своей безопасности при попытке суицида.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы