Курсовая с практикой на тему Профилактика снижения тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения 5
1.1. Понятие тревожности в современной психолого-педагогической литературе 5
1.2. Психологическая характеристика юношеского возраста 12
1.3. Теоретическое обоснование психолого – педагогической коррекции 26
ситуативной тревожности 26
Выводы по 1 главе: 33
2.1. Методики исследования 34
2.2. Анализ полученных результатов эмпирического исследования 35
Список литературы 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Введение:
Актуальность исследования: Тревожность личности – свойство, характеризующееся степенью трудности задач, которые ставит перед собой человек. Она связана со многими другими особенностями – самооценкой, склонностью к риску и т.д. Боязнь неудачи связана с опасением, что ожидания не оправдаются, и человек испытает разочарование. Предполагается, что такая характеристика, как тревожность, имеет обобщенный характер. Для подросткового возраста свойственен активный отбор объекта для подражания. Эталон подростка – это чувственно окрашенный, переживаемый и морально принятый образ, что предстает для него примером, регулятором его действий и аспектом оценки действий иных людей. На психическое формирование подростка немалое воздействие проявляет половое созревание. Одной из значительных характеристик личности подростка представляется желание стать и считаться взрослым.
Тревожность свойственна каждому человеку и проявляется во всех видах его деятельности, независимо от их специфики. Ориентированными на успех являются люди, у которых надежда на успех доминирует над боязнью провала: они верят в свои силы, предполагают, что справятся с большинством задач, не испытывают страха в ситуациях, когда оцениваются их способности, знания и умения, поэтому тема данной работы актуальна.
Ориентированные на неудачу, наоборот, сомневаются в своих возможностях, недооценивают свои таланты и потому опасаются любой проверки. Наиболее ярко различия между этими двумя типами людей проявляются в неудаче.
В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки тревожности, предложенном Ф. Хоппе. Эти методики строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности.
Проблема исследования: каковы способы снижения тревожности у студентов первого курса педагогического ВУЗа.
Цель исследования: изучение путей снижения тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения.
Объект исследования: тревожность как личностное качество.
Предмет исследования: проявление тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения.
Задачи исследования:
— Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
— Охарактеризовать студентов юношеского возраста.
— Проанализировать пути и методы снижения тревожности в процессе обучения.
Методологическая база исследования: – различные подходы к определению понятия тревожности (С. Ю. Головин, А. М. Прихожан, Л. И. Божович, Р. С. Немов, А. В. Петровский) и личностной тревожности (С. С. Степанов, Ф. Б. Березин, А. М. Прихожан, А. И. Захаров, Ч. Д. Спилбергер, Р. Mэй).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение литературы, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий)
База исследования: педагогический ВУЗ, студенты первого курса в количестве 20 человек.
Структура работы: введение, две главы: первая теоретическая, вторая практическая, заключение, список использованной литературы, приложение.
Заключение:
В научной литературе существует множество определений тревожности. Под тревожностью в психологии понимается состояние беспокойства в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки, интеллектуальной и другой; тревожность рассматривается как свойство темперамента, характеризующееся слабостью нервных процессов; как склонность человека к частым переживаниям тревоги.
Большинство людей, используя термин «тревога», даже не задумываются о том, что он в действительности обозначает. Очень многие люди, если их попросить вспомнить, что именно они чувствовали в состоянии тревоги, скажут, что были мучимы недобрыми предчувствиями, испытывали волнение, беспокойство, а возможно, даже дрожали.
Тревожность — это эмоциональное переживание личности, формирующееся в ситуации неопределенной опасности, проявляющееся в ожиданиях неблагополучного развития какой-либо ситуации.
В психологии различают реактивную или ситуативную тревожность и личностную. Ситуативная тревожность характеризует состояние человека в определенный момент, она связана с конкретной ситуацией. Личностная тревожность — это личностная характеристика человека. Она проявляется в постоянном переживании беспокойства, в склонности воспринимать любые события как опасные.
С целью диагностики тревожности студентов-первокурсников нами было организовано и проведено исследование. Выборка исследования представлена студентами первого курса. По результатам исследования, нами были получены следующие выводы.
При этом, все мы должны помнить, что тревога может иметь не только отрицательный, но и положительный характер. Только в случае потери самоконтроля и при воздействии неадекватного объекта и ситуации, тревога приобретает негативную окраску и провоцирует возникновение проблем как личностного, так и процессуального характера, для предотвращения негативных последствий, на завершающем этапе тренинговой работы, должны быть сформулированы психолого-педагогические рекомендации как для самих студентов, так и для педагогов по снижению тревожности учащихся в организации ВУЗа, потому как только комплексный подход к профилактике и коррекции тревожности может обеспечить психологическое благополучие. Предложенные нами мероприятия снижения тревожности могут использоваться в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса обучения в ВУЗе.
И в заключении хочется напомнить, что результаты незамеченной, запущенной тревожности могут дать серьезные негативные плоды, давайте же будем внимательны к обучающимся и к самим себе, ведь главная наша задача — сохранение психологического здоровья студентов.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения тревожности студентов педагогического вуза в процессе обучения
1.1. Понятие тревожности в современной психолого-педагогической литературе
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Тревожность рассматривается, как связь со слабостью нервных процессов, особенность темперамента, либо как личностное образование, либо, как и то и другое одновременно. В психологическом словаре существует такое определение тревожности: тревожность — это «индивидуальная особенность психики, которая заключается в увеличенной склонности к чувству беспокойства в самых разных ситуациях жизни, в том числе и в таких, которые не предрасполагают к этому» .
Тревожность представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение .
Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности .
З. Фрейд обозначал тревогу как основную проблему в сфере эмоциональных и поведенческих нарушений. В 1890-е годы он предположил, что тревога, которая испытывается многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной