Курсовая с практикой на тему Профилактика оптической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Связь дисграфии с ЗПР. 6
1.1. Особенности основных
психических процессов у детей с задержкой психического развития. 6
1.2. Понятие оптической
дисграфии. 10
Глава 2.
Профилактика оптической дисграфии у детей с ЗПР. 18
2.1.
Исследование группы детей на наличие оптической дисграфии. 18
2.2. Комплекс
упражнений для преодоления оптической дисграфии. 20
Заключение. 27
Список литературы 28
Введение:
Дисграфия — это частичное
специфическое нарушение процесса письма. Данное нарушение речи обусловлено
недоразвитием или распадом высших психических функций, которые отвечают за
процесс письма. В норме письмо является сложной системой речевой деятельности,
это многоуровневый процесс.
В акте письма принимают
участие разные виды анализаторов: речедвигательный, речеслуховой,
общедвигательный, зрительный. Между всеми видами анализаторов в процессе письма
устанавливается очень тесная связь и взаимообусловленность. В настоящее время в
логопедии сформулированы различные подходы к описанию данного нарушения.
Р.И. Лалаева
рассматривает классификации дисграфий Токаревой О.А. и Хватцева М.Е. О. А.
Токарева выделила 3 вида дисграфии: оптическую, моторную и акустическую. Мы
остановимся только на акустической дисграфии, как типе дисграфии, которая
корректируется при помощи метода Томатис.
При оптической дисграфии
происходит неточность слуховой дифференциации звуков. Произношение звуков, при
этом, остается нормальным. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и
правильного письма необходима более токая слуховая дифференциация, чем для
устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации
звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт
автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических
образов слов.
В процессе письма для
правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех
акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем
плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у
детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов
звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с
буквой. В настоящее время активно ищутся способы преодоления данного типа
нарушения. И одним из них является метод А. Томатиса.
Заключение:
Дисграфия —
частичное нарушение процесса письма, которое связано с нарушением или неполным формированием
психических функций, отвечающих за контроль и выполнение письменной речи. Эта
патология проявляется неоднократными стойкими ошибками при письме, устранить
которые самостоятельно без специальной подготовки невозможно. Подобные
нарушения являются серьезным препятствием для приобретения ребенком
грамотности, поэтому коррекция дисграфии — необходимый шаг, который родители
должны предпринять как можно раньше.
Язык может быть неупорядоченным или грамматическим,
а текст может не соответствовать принятым правилам письменной работы. Если
занятие вызывает стресс или вызывает беспокойство и боль, учащиеся могут
испытывать психический блок и не могут записать какие-либо слова на бумаге.
Точно так же их может смущать количество красных отметок на композиции или их
неспособность получить высокую оценку, несмотря на то, что они потратили много
времени и усилий на письменный проект.
Первый этап коррекции дисграфии и дислексии
предполагает выявление этих нарушений у детей с помощью диктантов, исследование
состояния лексико-грамматической стороны речи и анализ его результатов.
Второй этап направлен на общее развитие ручной
моторики, пространственных и временных представлений, памяти и мышления. Третий
этап коррекции дисграфии и дислексии характеризуется преодолением
дисграфических нарушений. При этом работа ведется в основном на синтаксическом,
лексическом и фонетическом уровнях и часто направлена на устранение проблем со
связной речью, чтением и звуковым произношением.
Последний
этап методики предназначен для оценки результатов коррекции дисграфии и
дислексии, поэтому обычно проводится повторная проверка навыков письма и
чтения, а также анализ всех видов письменных произведений детей.
Фрагмент текста работы:
1.1. Особенности основных психических процессов у детей с
задержкой психического развития Когнитивная функция — это
группа функций, включающая память, общий интеллект, обучение, язык, ориентацию,
восприятие, внимание и концентрацию, суждение. Когнитивные нарушения могут
возникать в результате состояний, возникающих во время развития плода, при рождении,
вскоре после рождения или в любой момент жизни. Иногда причину когнитивных
нарушений невозможно определить, особенно у новорожденного или маленького
ребенка.
Некоторые медицинские
условия могут привести к когнитивным нарушениям у детей, например, эпилепсия,
СДВГ, сахарный диабет, β-талассемия, гепатит и т. Д.
Задержка психического
развития (сокр. ЗПР) — это нарушение развития ребенка, когда отдельные виды
психических функций (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают
в своем развитии по сравнению с нейротипичными сверстниками. ЗПР как
психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем
школьном возрасте. В том случае, если ребенок не «выходит в норму» к средней
школе, говорят об инфантилизме или других терминах.
ЗПР как диагноз
проявляется в детстве и включает в себя дефицит умственных способностей,
социальных навыков и основных видов повседневной жизни по сравнению со сверстниками
того же возраста. Реализуется либо как задержка развития всех психических
навыков, которая при планомерной и целенаправленной работе исправляется и выходит
в относительную нормы, либо переходит впоследствии в другие диагнозы, например,
в умственную отсталость [1].
На физическом уровне
признаки ЗПР довольно часто отсутствуют. О выраженных признаках можно говорить
только тогда, когда есть сопутствующие заболевания и синдромы, например,
синдром Дауна.
Степень нарушения ЗПР
отличается у каждого ребенка. В состав ее могут входить следующие элементы:
1. Задержки в основных моторных навыках. В
частности, наблюдается задержка в ползании, хождении и сидении.
2. Задержка в овладении речевыми навыками,
либо, если дети начинают говорить в срок, они достаточно поздно усваивают правила
овладения языковыми нормами.
3. Трудности с самообслуживанием – позднее
начало самостоятельного питания, неумение одеться или умыться.
4. Сложности с планированием действий.
5. Сложности с социальным поведением,
отставание эмоционально-волевой сферы.
6. Неспособность к переходу на следующий этап
развития или продолжающееся детское поведение
7. Проблемы с успеваемостью в школе.
8. Сложности в адаптации к новой ситуации,
стремление действовать шаблонно