Курсовая с практикой на тему Профилактика нарушений осанки у обучающихся посредством применения силовых упражнений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Понятие о правильной осанке 5
1.2. Средства и методы профилактики нарушений осанки 9
1.3. Анатомо-физиологические особенности развития детей 12-13 лет 15
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 19
2.1. Методы и организация исследования 19
2.2. Экспериментальная методика занятий силовыми упражнениями 23
2.3. Оценка эффективности методики занятий силовыми упражнениями 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о массовом характере функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) — нарушениях осанки в сагиттальной плоскости с увеличением и уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба, а также заболеваний позвоночника у детей среднего школьного возраста.
В специальной научно-методической литературе отмечено многочисленные взаимосвязи между функциональными нарушениями ОДА и показателями физического состояния детей. Также указано на негативное влияние нарушений осанки на состояние здоровья, работоспособность отдельных органов и систем школьника, прежде всего сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной и вегетативной и пищеварительной систем.
Функциональные нарушения осанки и сколиозы относятся к наиболее распространенным отклонениями в скелетно-мышечной системе у детей среднего школьного возраста. За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих сколиозами, что требует целенаправленной разработки технологии физического воспитания для профилактики нарушений осанки и заболеваний опорно-двигательного аппарата [1, 6, 8].
Привлечение школьников к активной физкультурной деятельности невозможно без удовлетворения их интересов и потребностей в данной области, которые реализуются при соответствующей организации учебного процесса [2, 3].
Поэтому в образовательном пространстве школы особенно актуальными становятся здоровьесберегающие мероприятия, направленные на укрепление соматического здоровья школьников. Они разрабатываются под конкретный педагогический замысел, опираются на научную концепцию, имеют цель, формы, методы, приемы и средства педагогического процесса и приводят к запланированному результату.
Объект исследования – физическое воспитание детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования – силовые упражнения в профилактике нарушений осанки у детей среднего школьного возраста.
Цель исследования – разработать методику занятий силовыми упражнениями у детей среднего школьного возраста для профилактики нарушений осанки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно физкультурно-оздоровительных занятий у школьников.
2. Оценить функциональное состояние опорно-двигательного аппарата и уровень физического здоровья детей среднего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики занятий силовыми упражнениями у детей среднего школьного возраста для профилактики нарушений осанки.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная методика занятий силовыми упражнениями будет эффективной для формирования осанки и улучшения физического здоровья детей среднего школьного возраста.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, учителям физической культуры, преподавателям в фитнес-центрах, спортивных школах для формирования осанки у детей среднего школьного возраста и улучшения их соматического здоровья.
Основой разработанной методики являлись индивидуально подобранные и дифференцированные упражнения, направленные на формирование осанки и улучшение физического здоровья детей среднего школьного возраста.
Заключение:
1. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм школьника в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Следствием этого на фоне прогрессирования снижения двигательной активности является обострение проблемы распространения функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и школьников.
Функциональные нарушения осанки относятся к наиболее распространенным отклонениям в скелетно-мышечной системе у детей и молодежи. За последние годы значительно возросло количество детей, страдающих различными типами нарушений осанки, что требует целенаправленного использования средств физической культуры у детей среднего школьного возраста для формирования осанки.
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Для коррекции нарушений осанки рекомендуется комплексный подход, который включает пассивную коррекцию, самовытяжение позвоночника и специальные упражнения для формирования мышечного корсета.
2. На основе предложенных методов обследования был определен исходный уровень осанки и функциональное состояние мышечного корсета у детей среднего школьного возраста.
На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей наблюдались сниженные относительно нормы показатели дыхательных проб, что свидетельствуют о меньшей резистентности дыхательного центра к гипоксии и сниженных адаптационных возможностях системы внешнего дыхания у школьников данной возрастной группы.
У обследованных мальчиков и девочек обеих групп отмечались сниженные силовые возможности мышц спины и живота. По средним результатам плечевого индекса можно сделать вывод о том, что у детей среднего школьного возраста осанка характеризовалась наличием сутулости, что требовала разработки специальной методики, направленной на улучшение функциональных возможностей позвоночника и улучшение осанки.
3. Разработанная методика физкультурно-оздоровительных занятий по формированию осанки позволила достичь весомых результатов ее улучшения у школьников, которая подтвердила свою эффективность и значимость. Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной методики проведения уроков физической культуры с приоритетными использованием силовых средств приводит к улучшению плечевого индекса у девочек на 2,39 % (<0,05), гибкости – на 141,9% (p<0,001), а также силовой выносливости мышц спины на 32,1%, (p<0,001) и брюшного пресса на 29,7%, (p<0,001). Изменения вышеназванных показателей у мальчиков КГ произошли на 2,41 % (<0,05), 354% (<0,001), 43,1% (р<0,01), 37,3% (р<0,01). В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика изменения осанки, однако полученные результаты были статистически не значимы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие о правильной осанке
Осанка — один из основных показателей физического развития человека. Осанка — это не только выражение внешней красоты человека, но и свидетельство ее здоровья, залог оптимального положения и функционирования внутренних органов.
Нормальная осанка характеризуется шестью главными признаками:
— расположением остистых отростков позвонков на одной линии;
— размещением надплечий, плеч на одном уровне;
— расположением углов обеих лопаток на одном уровне;
— одинаковыми треугольниками талии, образующиеся боковой поверхностью тела и свободно опущенными руками;
— размещением ягодичных складок на одном уровне;
— правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубина поясничного лордоза — до 5 см, шейного — до 2 см) [1].
Нарушения осанки — это не только неэстетичный внешний вид человека, но и основания для развития хронических заболеваний. Стоит заметить, что при искривлении позвоночника нарушается функция периферических нервов в определенных зонах, за деятельность которых отвечает каждый сегмент позвоночника.
Анализ специальной научно-методической литературы [1, 21, 22, 23] дает основание выделить ряд факторов, влияющих на формирование осанки у школьников.
Как отмечают специалисты [21], в формировании правильной осанки главную роль играет не только сила мышц, но и согласованность произвольных и непроизвольных тонических напряжений различных