Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Профилактика и решение конфликтных ситуаций в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 5

1.1. Понятие «конфликт» и
«межличностный конфликт» в педагогическом процессе. 5

1.2 Направления
профилактики межличностных конфликтов в начальной школе  13

Глава 2. АНАЛИЗ
ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ. 19

2.1. Диагностическое
исследование уровней конфликтности у детей младшего школьного возраста на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы.. 19

2.2 Реализация комплекса
мероприятий по профилактике межличностных конфликтов в начальной школе. 22

Заключение. 29

Список использованной
литературы.. 32

  

Введение:

 

Введение

Актуальность этого исследования заключается в том,
что в настоящее время проблема конфликтов является открытой как в повседневной
жизни, так и в педагогическом процессе. В общеобразовательной школе, как и в
любом другом социальном учреждении, есть место противоречиям и конфликтам.
Межличностные конфликты являются весьма значительным явлением в области
образования, которое нельзя игнорировать. Ю.Ф. Лукин считает школу одной из
самых противоречивых сфер в жизни общества и говорит, что проблемы взаимодействия
между участниками педагогического процесса становятся все более и более
актуальными для современной школы, которая является причиной многих негативных
явлений [18, с. 58].

Федеральный государственный стандарт общего
начального образования второго поколения ориентирован на формирование личных
характеристик выпускника: доброжелательный, способный слушать и слышать
собеседника, оправдывающий свою позицию, выражает свое мнение; готов
действовать независимо и нести ответственность за свои действия перед семьей и
обществом.

Таким образом, в педагогической практике
существует противоречие между необходимостью снижения уровня конфликтов среди
учащихся школы и недостаточным развитием содержания педагогической работы по
предотвращению межличностных конфликтов среди детей младшего школьного
возраста.

Целью исследования является теоретическое
обоснование и экспериментальное тестирование эффективности комплекса мер по
предотвращению межличностных конфликтов у детей начального школьного возраста.

Объектом исследования являются межличностные
конфликты детей начальной школы. Предметом исследования являются направления
предотвращения межличностных конфликтов в начальной школе. Для достижения этой
цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать концепции
"конфликта" и "межличностного конфликта";

2. Изучить особенности межличностного
взаимодействия учащихся начальной школы;

3. Определить направления предотвращения
межличностных конфликтов в начальной школе;

4. Разработать и осуществить комплекс мер,
направленных на предотвращение межличностных конфликтов в начальной школе, и
проверить его эффективность в ходе экспериментальной поисковой работы.

Теоретической и методологической основой
исследования являются положения преподавателей и психологов, изучающих вопросы
межличностных конфликтов в начальной школе, связанные с отклонениями от так
называемого нормативного поведения, нарушающего моральные и правовые нормы
(А.С. Белкин, В.Н. Гуров, Д.И. Фельдштейн), а также положения А.Я. Анцупова и
А.И. Шипиловой о сути конфликтов у детей начальной школы.

Практическое значение результатов исследований
заключается в том, что преподаватель начальной школы может использовать в своей
профессиональной практике положения и выводы, полученные в ходе этой работы; а
также применять комплекс мер, разработанных в процессе выполнения этой работы.

Для достижения цели исследования и решения
поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретическое
— изучение, анализ и сопоставление психологической и педагогической литературы,
сравнение, обобщение, систематизация и эмпирическое — наблюдение, общение,
методы психодиагностики.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

В ходе исследования по теме "Профилактика и
решение межличностных конфликтов в школе" были поставлены следующие
задачи:

1. анализ концепций "конфликтов" и
"межличностных конфликтов";

2. изучение особенностей межличностного
взаимодействия учащихся начального школьного возраста;

3. определение и определение направлений
предотвращения межличностных конфликтов в начальной школе;

4. диагностическое исследование, направленное на
выявление первоначального уровня конфликтов среди детей младшего школьного
возраста;

5. рассмотрение комплекса мер, направленных на
предотвращение межличностных конфликтов в начальной школе, и проверить его
эффективность в ходе экспериментальной поисковой работы.

В ходе решения первой, второй и третьей задач
изучалась и анализировалась психологическая и педагогическая литература, что
позволило определить "конфликт" и "межличностный конфликт"
подчеркнуть особенности межличностного взаимодействия между учащимися
начального школьного возраста и определить направления предотвращения
межличностных конфликтов в детском возрасте начальной школы.

Таким образом, конфликт — это взаимное негативное
психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью,
негативизмом в отношениях, вызванным несовместимостью их взглядов, интересов
или потребностей. Межличностный конфликт — это трудноразрешимая ситуация,
которая проявляется между различными субъектами (личностями), вызванная
конфронтацией, разногласиями, столкновениями между ними. Педагогический
конфликт является одной из разновидностей межличностных конфликтов, которые
охватывают различные уровни взаимодействия между учащимися, родителями и
учителями. Межличностные конфликты в школе сопряжены с серьезной
социально-педагогической проблемой, которая влечет за собой негативные
последствия, затрагивающие не только личность учащегося и его успехи в
образовательной деятельности, но также отношения с ровесниками и
психологический климат группы в целом.

Межличностные отношения в возрасте начальной школы
приобретают определенный характер. В жизни младших школьников, помимо
родителей, появляется еще один авторитетный взрослый — учитель. При поступлении
в школу ребенок приобретает новый социальный статус — учащийся, основной
деятельностью которого является образование.

Появление преподавателя в жизни учащегося
начальной школы не означает, что родители "уходят в прошлое",
напротив, оценка родителями их работы и поведения является наиболее важной для
детей начального школьного возраста. Учитель первого и второго классов начинает
формировать нравственные качества человека, поскольку в течение этого периода
обучения дети в большей степени слушают его, чем учитывают мнение своих
товарищей. Однако, начиная с третьего класса, роль учителя становится менее
значимой в жизни ребенка, и общение со сверстниками, общение с друзьями и
присоединение к определенной детской группе продвигается вперед.

Профилактика — это термин, означающий комплекс
различных мер, направленных на предотвращение явления или устранение факторов
риска. Предотвращение конфликтов — работа не с самого начала ситуации, а только
с возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянной
информационной и аналитической поддержке. Предотвращение конфликтов по сути
оказывает воздействие на те социально-психологические явления, которые могут
стать элементами структуры будущего конфликта, на его участников и на используемые
ими ресурсы.

Существуют три направления работы по
предотвращению межличностных конфликтов: работа с учителями, работа с
родителями, работа с учащимися. Они включают создание условий, препятствующих
возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; оптимизацию
организационных и управленческих условий в школе; устранение
социально-психологических причин, способствующих конфликту; блокирование личных
причин конфликтов. Формы предотвращения конфликтов: массовые мероприятия,
экскурсии, споры, деловые игры, интеллектуальный марафон, кружки, секции.

Методы предупреждения: вербальные, визуальные,
участие в деятельности, организация деятельности, сотрудничество, анализ
ситуаций, метод позитивного примера, метод вмешательства "авторитетного
третьего", стимулирование. Благодаря полученным данным мы доказали
актуальность исследования, согласно которому учащиеся начальной школы наряду с
подростками нуждаются в предотвращении конфликтов; определили содержание
педагогической работы по предотвращению межличностных конфликтов у детей
начального школьного возраста; и исследовал комплекс мероприятий, которые могут
быть проведены в форме учебных часов или тренингов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Понятие «конфликт» и «межличностный конфликт» в
педагогическом процессе

Педагогический процесс является сложным системным
явлением. Его большое значение объясняется культурной, исторической и
социальной ценностью процесса созревания человека. И.П. Подласый трактовал
педагогический процесс как "развитие взаимодействия между педагогами и
учащимися, направленного на достижение поставленной цели и ведущее к заранее
спланированным изменениям в состоянии, преобразованию свойств и качеств учащихся"
[4, с. 43].

Педагогический процесс представляет собой
специально организованное взаимодействие старших (обучающих) и младших
(обучающих) поколений с целью передачи старшим поколениям и усвоения младшим
социального опыта, необходимого для жизни и работы в обществе [2, с. 8-11]. В
настоящее время теория и практика педагогики накопили значительный объем фактов
и наблюдений для того, чтобы попытаться поднять вопрос о формировании
теоретического направления — педагогической конфликтологии, как независимой
области исследований в науке образования.

Проблема педагогических конфликтов относится к
области научных знаний, которая занимает свое место во всех науках, как
социальных, так и технических. Педагогический конфликт — теоретическое и
прикладное направление, основная цель которого — изучение природы и причин
педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и
разрешения [6, с. 68].

Одной из насущных
проблем психологии является проблема конфликта. Он охватывает широкий круг
вопросов, в том числе определение концепции конфликта, его характер как
социального явления, причины

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы