Курсовая с практикой на тему Профилактика и приёмы коррекции дисграфии и дислексии посредством игр с элементами театрализации у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРИЕМАХ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ 5
1.1. Понятие о фонеме и фонематического восприятия 5
1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе 5
1.3. Специфика фонематического восприятия у младших школьников с дисграфией 7
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ 14
2.1. Организация и методы исследования 14
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 14
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 33
Введение:
Актуальность исследования. Дисграфия — это нарушение письма, при котором у детей, как правило, с достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, нарушается формирование навыков графической символизации речи в соответствии с фонетическим принципом написания и грамматическими правилами согласования слов в предложении.
Характерным признаком дисграфии является наличие стойких повторяющихся ошибок на письме, которые возникают у учащихся, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха. Эти ошибки подразделяются на несколько групп: искажения букв, замены букв по принципу оптического и акустического сходства соответствующих им звуков, искажения звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.
По данным Т.В. Аристовой в 1950-1960-е годы статистика дисграфий среди учащихся младших классов российских общеобразовательных школ не превышала 10%, а на сегодняшний день дисграфия встречается у учащихся младших классов общеобразовательных школ уже в 50% случаев и более.
Наблюдаемая неутешительная статистика проявления дисграфий у младших школьников говорит о том, что, не смотря на то, что проблемой дисграфии занимается большое число ученых, детей с данным нарушением становится все больше. Это требует изучения данного нарушения и поиска новых эффективных подходов к профилактике и коррекции дисграфий у младших школьников.
Актуальной проблемой является разработка и систематизация подходов к коррекции дисграфий у младших школьников. Это связано с тем, что до сих пор существуют различные точки зрения, связанные с определением, патогенезом, механизмами, симптоматикой дисграфии, что позволяет рассматривать тему нашего исследования как актуальную.
Объект исследования – фонематическое восприятие детей младшего школьного возраста с дисгрфией.
Предмет исследования – процесс коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у учащихся начальных классов.
Цель исследования – исследование профилактики и приемов коррекции дисграфии и дислексии посредством игр с элементами театрализации у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования – коррекция дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания будет наиболее эффективна если:
— работа будет строиться, учитывая структуру нарушения,
— на основе комплексного подхода
— в процессе формирования рабочей учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью нами были определены задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности театрализации в работе с детьми с ОВЗ.
3. Разработать систему приемов логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследования.
Теоретического базой нашего исследования, являются труды: психофизиологическая структура письма (А.Р. Лурия, А.Н. Корнев, Л.С.Выготский, Р.И. Лалаева), принципы организации логопедической работы (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова), основные направления логопедической работы (О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская), методы коррекции дисграфии (Е.А. Логинова), приемы логопедической работы (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева)
Методы исследования:
Теоретические – анализ и синтез психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической литературы по проблеме дисграфии и изучение и обобщение педагогического опыта по преодолению нарушений письма у младших школьников;
Эмпирические — педагогический эксперимент; наблюдение, анализ продуктов деятельности (письменных работ второклассников по русскому языку);
Качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная систем приемов коррекции письма у второклассников с дисграфией может использоваться в работе учителя-логопеда, а также полученные данные могут быть полезны для учителей русского языка в младших классах общеобразовательной школы с целью профилактики и коррекции дисграфических ошибок в письменных работах.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В процессе проектирования логопедической работы были выделены следующие принципы коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников: комплексности; системности; учета симптоматики; патогенетический; последовательности; максимальной опоры на полимодальные афферентации; опоры на сохранное звено нарушенной психической функции; деятельностного подхода; управления психическим развитием ребенка; поэтапного формирования психических функций; учета «зоны ближайшего развития; единства коррекционного и развивающего обучения; дифференцированного подхода; личностного подхода
К общим направлениям логопедического воздействия относят: коррекция нарушений речевого развития, формирование некоторых языковых умений и навыков, формирование произвольной регуляции деятельности, произвольного внимания, развитие слухового и зрительного восприятия, слухоречевой памяти, обучение отдельным приемам осмысленного запоминания материала.
Проектирование логопедической работы по коррекции дисграфий на основе нарушения фонемного распознавания у младших школьников предусматривает:
1. Использование традиционных методик устранения нарушений устной и письменной речи, которые уже апробированы отечественными учеными;
2. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфий у младших школьников должно быть направлено на упорядочивание представлений о звуковой стороне речи и овладение учащимися навыками языкового анализа и синтеза
3. В процессе логопедической работы рекомендуется использовать и дополнительные задания, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи, уточнение и активизацию имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Таким образом, в процессе занятий осуществляется постепенный переход от полного принятия инструкции и выполнения задания по строго заданной логопедом схеме к совместной с логопедом деятельности, а затем и к самостоятельному созданию программы деятельности, самостоятельной реализации и самостоятельному контролю над своей учебной деятельностью.
Считаем, что такой подход к проектированию логопедической работы по коррекции дисграфий на основе нарушения фонемного распознавания у учащихся младших классов общеобразовательной школы должен обеспечить эффективность данного процесса.
Перспективным направлением дальнейшего исследования представляется работа по изучению взаимосвязи (влияния) уровня сформированности психических процессов на проявление дисграфий на основе нарушения фонемного распознавания в младшем школьном возрасте.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
1.1. Специфика развития и образовательной деятельности детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на- рушениями) (ФГОС О У/О) предъявляют специальные требования к кадровым, материально-техническим условиям получения образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью.
Требования к условиям получения образования представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации адаптированной основной образовательной программы. Интегративным результатом реализации данных требований является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учётом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей, нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся [17].
Прежде всего, необходимо остановиться на понятийном аппарате и разъяснить основные термины, используемые в данной работе.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория детей с ОВЗ включает в себя различных обучающихся. К детям с ОВЗ относятся глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие обучающиеся с ОВЗ.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии [23]. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), а также в отдельных классах, группах по различным вариантам программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ [15].
В процессе организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья были разработаны варианты реализации ФГОС НОО ОВЗ, включающие в себя как обучение в среде здоровых сверстников (в те же или пролонгированные сроки), так и в особой образовательной среде.