Курсовая с практикой на тему Профилактика и коррекция педагогической запущенности у детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение педагогической запущенности у детей дошкольного возраста 4
1.1. Понятие и основные особенности педагогической запущенности детей 4
1.2. Методы профилактики и коррекции педагогической запущенности дошкольников 7
Глава 2. Эмпирическое изучение педагогической запущенности у детей дошкольного возраста 11
2.1. Организация и методы исследования особенностей развития младших дошкольников 11
2.2. Анализ полученных результатов 14
Заключение 20
Список литературы 22
Введение:
Актуальность исследования. Период дошкольного возраста представляется важным и ответственным этапов в развитии ребенка, так как характеризуется появлением качественно новых прогрессивных изменений в психической, физической и социальной сфере. В это время протекает интенсивное развитие познавательных процессов и способностей, формируется произвольность внимания и развивается творческая активность. Потребности ребенка в общении оказывают влияние на выработку коммуникативных навыков и умений, обогащают социальный опыт, помогают усваивать общественные нормы и модели поведения.
Масштабность таких изменений подчеркивается в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др. Исследователи указывают, что данный период возрастного развития выступает как базовый этап формирования личности. В связи с этим, психофизические изменения в дошкольном возрасте вызывают необходимость в создании благоприятных психолого-педагогических, семейных и социокультурных условий для гармоничного развития ребенка.
Следует отметить, что любые нарушения в психологической структуре или механизмах развития детей дошкольного возраста оказывают негативное влияние на становление психики и поведения ребенка. Это обуславливает проведение психологического консультирования, целью которого становится обеспечение успешности психического развития дошкольника.
Однако анализ педагогической практики показывает, что сегодня можно увидеть множество недостатков в развитии личности дошкольника, которые обусловлены социально-педагогической ситуацией, приводящие к педагогической запущенности детей. Среди исследователей, которые изучали данную тему можно назвать Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухину и мн. др.
Целью исследования является выявление педагогической запущенности у детей младшего дошкольного возраста и определение путей ее профилактики и коррекции.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Определить понятие и основные особенности педагогической запущенности детей.
2. Изучить методы профилактики и коррекции педагогической запущенности дошкольников.
3. Организовать исследование на выявление педагогической запущенности детей младшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объектом курсовой работы является процесс педагогической запущенности дошкольников как психолого-педагогическая проблема.
Предметом исследования выступает исследование педагогической запущенности младших дошкольников.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).
2. Эмпирические (проведение экспериментального исследования, анализ и обработка полученных данных по тестированию детей).
3. Количественная и качественная обработка полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.
Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне, приобретает новообразования дидактического уровня в младшем школьном возрасте, переходит в социально-педагогическую в подростковый период, и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.
Во всех возрастных группах педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
Педагогическая запущенность — очень обширное понятие. Оно включает в себя комплекс симптомов. Это и отклоняющиеся от нормы развития поведение ребенка, возникшие по педагогическим причинам, и плохо скоординированное и противоречивое воспитание (когда мама делает или говорит одно, а папа или бабушка — другое), и безнадзорность, и бесконтрольное применение неэффективных форм и методов воспитания (например, телесные наказания, жестокое обращение). А также: завышение или напротив занижение воспитательных или образовательных целей. А бывает еще пренебрежение индивидуальными особенностями ребенка. Поэтому обращать внимание нужно на все эти составляющие с самого рождения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и основные особенности педагогической запущенности детей
Педагогическая запущенность – нарушение развития, вызванное недостаточностью образования, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, воспитательной деятельности, нравственных ценностях. Это проявляется сниженными умственными способностями, узким кругозором, инфантильностью, эмоциональным дисбалансом, трудностями социализации, аморальными поступками. Специфическая диагностика проводится психологическими методами: интеллектом, мышлением, вниманием, тестами памяти, проективными методиками и личными опросниками. Если нет сопутствующих заболеваний, педагогическая запущенность устраняется с помощью методов психологии и педагогической коррекции [18].
Педагогическая запущенность рассматривается как фактор расстройства поведения, психологического развития. Другое название – «трудновоспитаемость», о таких детях говорят, как о «трудных». В более взрослом возрасте используется синоним «социально-психологическая запущенность», предполагающий не только снижение познавательных функций и нарушение эмоциональной и личностной сферы, но и социальную дезадаптацию, например, подросток не посещает образовательные учреждения, в дальнейшем не устраивается на работу, ведет «паразитарную» жизнь.
Дефицит учебно-педагогического воздействия возникает при определенных отношениях в семье, учебном заведении. К факторам формирования педагогической запущенности относятся:
1. Семейные отношения. В кругу семьи ребенок приобретает первичный социальный опыт, на основе которого формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность проявляется при недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях проживания, плохом образовательном и культурном развитии родителей, частых конфликтах, запущенности, неправильном стиле воспитания.
2. Образовательная среда. Трудновоспитаемость развивается как результат ошибок организации учебного процесса, плохих отношений с одноклассниками, учителями. Плохой прогресс в учебе, неуверенность формируются при невнимательном отношении к ребенку, игнорировании его психофизиологических и личностных особенностей, отсутствии элементов индивидуального подхода [11].
3. Социальные отношения. «Трудные» дети имеют постоянные конфликты с учителями, родителями, сверстниками. Психологическая изоляция, одиночество уменьшают тягу к посещению учебного заведения, ребенок начинает искать поддержки в асоциальных группах.
4. Личность ребенка. Психофизиологические, эмоциональные и личностные особенности, наследственные черты, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности — все эти внутренние факторы могут усиливать педагогическую запущенность или препятствовать ее формированию. В группу риска входят дети с нестабильным слабым типом нервной деятельности, неврологическими нарушениями, склонными к депрессивным и дисфорическим эмоциональным состояниям, имеющие заостренные черты характера, препятствующие адаптации [6].
Развитие ребенка определяется возрастными кризисами, социальными ситуациями, психофизическими особенностями, ориентацией на принятие опыта через общение, активность. Психические и физические способности заложены с рождения в виде наклонностей, их реализация определяется типом образования, жизненными обстоятельствами. Несоответствие условий окружающей среды наклонностям ребенка приводит к искажению и деформации развития. Дефицит психологических и социальных стимулов – основа патогенеза педагогической запущенности. Он имеет прогрессирующий характер, отставание развития от норм возрастной группы нарастает и распространяется со временем [3].
Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре этапа нарушения:
1. Начальная ступень. Соответствует периоду дошкольного детства. Это обусловлено дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или чрезмерной заботой, усиленной конфликтностью, противоречивыми потребностями мамы и папы. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детских садов, неблагоприятная ситуация среди сверстников.
2. Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. Ошибки образования, приводящие к неадекватной самооценке, неопределенности, отсутствию интереса к знаниям, являются краеугольным камнем. Основные проявления — негативное отношение к школе, правила поведения, режим.
3. Третий этап. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, появляется тенденция к девиантному поведению, безразличие к учебе.
4. Четвертый этап. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Антисоциальная природа поведения фиксируется, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в криминальные группировки [17].
Качественная классификация учитывает распространенность отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педагогической запущенности: