Курсовая с практикой на тему Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях цифровизации образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава1
Теоретические основы организации профилактики девиантного поведения младших
школьников в условиях цифровизации образования. 6
1.1 Анализ
психолого-педагогических особенностей развития современных младших школьников
(обзор литературы) 6
1.2
Характеристика феномена «девиантное поведение». 13
1.3 Анализ
взаимосвязи девиантного поведения младших школьников с условиями цифровизации
образования. 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная
работа по профилактике девиантного поведения младших школьников в условиях
цифровизации образования. 28
2.1 Диагностическое исследования
особенностей девиантного поведения младших школьников. 28
2.2 Методические рекомендации по
организации профилактики девиантного поведения младших школьников в условиях
цифровизации образования. 35
2.3 Анализ эффективности работы по
профилактике девиантного поведения младших школьников в условиях цифровизации
образования. 44
Заключение. 49
Список
литературы.. 50
Приложение 1 55
Введение:
Современные
педагоги и психологи отмечают, что число субъектов, демонстрирующих те или иные
формы девиантного поведения, в современных условиях существенно возрастает. Федеральный
закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
[2] возлагает на родителей, образовательные учреждения, правоохранительные
органы обязанности по предупреждению и преодолению отклонений в поведении
учащихся, воспитанию у них нравственной устойчивости.
Однако
во многих случаях меры, предпринимаемые родителями и педагогами, оказываются
недостаточными или вовсе безуспешными. В значительной степени такая ситуация
связывается с особенностями той среды, в которой воспитывается ребенок. Одним
из значимых факторов выступает повсеместная цифровизация общества.
Ребенок
значительную часть времени проводит в виртуальном пространстве. За счет этого
он получает доступ к контенту максимально разного характера, в том числе может
просматривать ролики, где представители разных возрастных категорий ведут себя
агрессивно, дерутся, употребляют запрещенные вещества, нарушают закон и т.д.
Кроме того, данные формы поведения зачастую активно поддерживаются другими
пользователями в комментариях и его друзьями в реальной жизни. В связи с этим у
ребенка не формируется представления о том, что такое поведение ненормально для
социума, асоциально, безнравственно и т.д. Кроме того, внутри виртуального
пространства ребенок может безнаказанно проявить свою агрессию по отношению к
другим участникам. В дальнейшем подобная агрессивность, положительно
оцениваемые пользователями формы поведения переносятся ребенком в реальную
жизнь. Во многих случаях этот процесс начинается уже в младшем школьном
возрасте.
В
связи с повышенным риском формирования девиантных форм поведения в условиях
цифровизации общества поведения у младших школьников возникает необходимость
организации профилактики девиантного поведения уже в начальной школе, причем
целесообразно в данной деятельности учитывать цифровые возможности,
предоставляемые современным социумом. Однако анализ психолого-педагогической
литературы показал, что проблемы профилактики девиантного поведения младших
школьников в условиях цифровизации образования изучены недостаточно, что
обуславливает актуальность данной темы исследования.
Цель
исследования: изучить особенности
проявлений девиантного поведения младших школьников в условиях цифровизации
образования и предложить методические рекомендации по организации профилактики
девиантного поведения младших школьников в условиях цифровизации образования.
Объект
исследования: девиантное поведение младших школьников.
Предмет
исследования: организации профилактики девиантного поведения младших школьников
в условиях цифровизации образования.
Задачи
исследования:
1. Проанализировать факторы социальной
ситуации и особенности развития младших школьников в условиях цифровизации
общества;
2. Охарактеризовать понятие «девиантное
поведения»;
3. Проанализировать научные исследования
взаимосвязи девиантного поведения младших школьников и цифровизации
образования;
4. Экспериментально исследовать особенности
девиантного поведения младших школьников;
5. Предложить методические рекомендации по
организации профилактики девиантного поведения младших школьников в условиях
цифровизации образования.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили следующие работы:
Заключение:
Таким
образом, исследователи отмечают особую важность начального этапа обучения в
школе для профилактики девиантного поведения детей.
Девиантное
поведение предполагает непринятие школьниками социальных норм поведения и
правил поведения в социуме. Для детей, склонных к девиантному поведению,
является характерным высокий уровень агрессивности и конфликтности, неумение и
нежелание выполнять школьные правила и требования взрослых, недостаточный
уровень социализации, проблемы в межличностной коммуникации детей со
сверстниками и взрослыми.
Проведенное
эмпирическое исследование подтвердило, что у детей младшего школьного возраста
присутствует достаточно высокий уровень агрессивности и отмечаются проблемы в
социальной адаптации, что может считаться предпосылками для возникновения
девиантных форм поведения. Это указывает на необходимость проведения
специальной деятельности по профилактике поведения в младшем школьном возрасте.
Нами
был предложен комплекс занятий, а также рекомендации для педагогов по
проведению внеурочных форм деятельности по профилактике девиантного поведения в
младшем школьном возрасте. Анализ результатов предложенной деятельности
подтвердил ее эффективности: у участников исследования снизился уровень
агрессивности и, напротив, повысился уровень социальной адаптации.
Фрагмент текста работы:
Младший
школьный возраст продолжается с 6 (7) до 10(11) лет. В период младшего
школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, происходит трансформация
его социальной ситуации развития. Ребёнок получает радикально новый социальный
статус — статус школьника, который напрямую проистекает из реализуемой им
учебной деятельности.
Его
самосознание претерпевает кардинальные изменения, что становится источником
переоценки ценностей. Ведущей деятельностью этого возрастного этапа выступает
учебная деятельность [1].
Для
младшего школьного возраста типичным является совершенствование высшей нервной
деятельности, дальнейшее формирование психической деятельности ребенка. Данный
возрастной этап получил особый статус в возрастной и педагогической психологии,
так как обучение в школе представляет собой качественно новую стадию
формирования психологической сферы личности. В данный период психическое
развитие ребенка реализуется в ходе выполнения учебной деятельности. Учебная деятельность
побуждается различными мотивами: у ребёнка отмечается когнитивная активность,
формируется тенденция к саморазвитию. Учебная деятельность обретает статус
весьма значимой деятельности для младшего школьника. Успехи в учебе содействуют
развитию его адекватной самооценки, тогда как, неудачи в ведущей в данном
возрастном периоде учебной деятельности во многих случаях становятся причиной
образования комплексов неполноценности или формирования синдрома хронической
неуспеваемости [2].
Интересы
младших школьников неустойчивы, ситуативные. Более выражен интерес этих детей к
предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей
направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под
воздействием воспитания у них происходит формирование коллективистской направленности. Существенную роль
в данном процессе играет организация коллективно-распределительной работы
учащихся в малых группах (звенья, бригады, кружки), при которой деятельность
каждого основывается на итогах деятельности других участников группы и когда
каждый отвечает не только за собственную личностную деятельность, но и за
деятельность группы целиком.
У
младших школьников доминирует наглядно-образная форма мышления, поэтому они
фокусируются на всем ярком, соответственно в учебной деятельности младших
школьников необходимо учитывать данную психологическую специфику. Для повышения
эффективности обучения следует помнить обо особенностях функционирования памяти
детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой
материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание выступает
как механический процесс, который базируется на многократном воспроизведении и
интенсивности впечатления акта восприятия. Педагогу необходимо понимать специфику
процесса памяти младших школьников, чтобы более эффективно организовывать
деятельность на уроке [5].
Последующее
формирование происходит и в процессе интеллектуальной рефлексии. Младший
школьник ещё в недостаточной степени осознаёт собственные мыслительные
операции, он малоспособен к внутреннему наблюдению, но уже предпринимает
попытки защитить собственное мнение перед другими людьми, старается
дифференцировать внутренние мотивы, которые определяют его действия, и
направление, которого он придерживается. Соответственно, в младшем школьном
возрасте происходит формирование способности рассматривать и оценивать
собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей
интеллектуальной деятельности. У учащихся на этом возрастном этапе формируется
также личностная рефлексия.
Произвольное
внимание — еще одно новообразование младшего школьного возраста, аспект,
который оказывает влияние не только на эффективность и успешность учебной
деятельности в начальной школе и дальнейшем среднем звене, но и для всей
последующей жизни ребенка. Между успеваемостью и степенью сформированности
произвольного внимания ребенка отмечается довольно тесная связь. Тем не менее
сформированное произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он
сумеет эффективно учиться, что является его ведущей деятельностью, так как
среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные дети.
Адаптация
к школе предполагает значительные усилия со стороны школьника. Учеба,
представляя собой ведущую форму деятельности, предъявляет группе требований к
младшему школьнику: осуществляется пересмотр его распорядка дня, ритм школьной
жизни стимулирует формирование умений и навыков, которые требуются для
продуктивной учебной деятельности.
Младший
школьник овладевает умением эффективно распределять собственное время,
взаимодействовать с группой, осуществляя коммуникации со значительным числом
сверстников и преподавательским составом. Ребёнок начинает меньше двигаться,
его основные нагрузки связаны теперь с интеллектуальной деятельностью, но у
него по-прежнему сохраняется потребность в игровой деятельности. Школьников, в
отличие от детей дошкольного возраста, которым максимально интересен
непосредственно процесс игры, начинает интересовать ее результат, поэтому игры
школьников предполагают четкую организацию и целенаправленность. Игра в течение
младшего школьного возраста значительно трансформируется как по форме, так и по
содержанию. В играх дошкольников, как правило, разворачиваются сюжеты и лица
окружающей обстановки, а в играх школьников происходит выражение исторических
персонажей и явлений их социальной жизни. Данная сюжетная трансформация
указывает на новую стадию в формировании общественной ориентации личности
младших школьников, выражая новый характер их интересов [4].
Соответственно,
чтобы обучение младших школьников было продуктивным, педагогу следует опираться
на их психологическую и возрастную специфику, а также иные аспекты, оказывающие
воздействие на продуктивность учебной деятельности младшего школьника. Так как
обучение в школе, по причине собственной новизны, довольно трудная форма
деятельности для ребёнка, педагог должен учитывать особенности учебной и
игровой деятельности, а также сформировавшиеся новообразования этого этапа,
чтобы эффективнее организовать учебную деятельность и правильно построить урок.