Курсовая с практикой на тему Профилактика цифровой зависимости в молодежной среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Цифровая зависимость молодежи как социальное явление 7
1.1 Понятие, виды, механизм формирования цифровой зависимости 7
1.2 Особенности проявления цифровой зависимости в молодежной среде 15
2. Первичная профилактика цифровой зависимости 22
2.1. Субъекты, формы и методы профилактики цифровой зависимости в РФ 22
2.2. Опыт профилактики цифровой зависимости молодежи за рубежом 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Введение:
Актуальность темы исследования. С развитием технологий и появлением новых цифровых устройств феномен цифровой зависимости с каждым годом набирает обороты.
Согласно последнему отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), использование цифровых технологий детьми во всем мире увеличилось почти на 50% за последние четыре года [27, с. 74]. В частности, цифровые привычки быстро развиваются у детей. Причина кроется в использовании смартфонов и гаджетов. В отчете ВОЗ показано, что количество детей и подростков с поведенческими проблемами больше в развивающихся странах, где цифровые технологии более доступны для населения.
Задача интернет-провайдеров и поставщиков серверов — реагировать на требования современного общества, создавая непрерывную интернет-среду, чтобы ни один процесс, регулируемый цифровыми устройствами, не останавливался. Это способствует усилению интернет-зависимости и делает нас зависимыми от интеллектуальных (умных) цифровых устройств, формирующих нашу жизнь, социальное общение и профессиональную деятельность. Технологические инновации необходимы любому развитому современному обществу, но требуется быть осторожными и осмотрительными, чтобы цифровые технологии не разрушили жизнь огромного количества людей.
Еще одним аспектом, подтверждающим актуальность исследования, является стремительный рост распространенности как числа интернет-пользователей, так и интернет-зависимых как среди широких слоев населения, так и среди молодежи. Если на рубеже веков были данные, что распространенность интернет-зависимости среди населения колебалась от 1 до 5% [32, с. 413], то более поздние популяционные исследования в США и Европе показывают распространенность интернет-зависимости у 8,2% пользователей [36, с. 15].
Россия занимает первое место в Европе по числу пользователей глобальной сети; их в России уже более 90 млн. человек (из выступления Президента РФ В. В. Путина на Международном конгрессе по кибербезопасности в Москве, 06.07.2018). 65% пользователей выходят в сеть ежедневно. Среди россиян от 18 до 24 лет этот показатель составляет 97% [11]. 84% россиян (63 млн. человек) заходят в соцсети с мобильных устройств [9, с. 23].
В 1990-х годах К. Янг и А. Голбдерг представили концепцию и классификацию интернет-зависимости. 18 мая 2013 года Американская психиатрическая ассоциация признала интернет-зависимость новым психическим заболеванием. Начиная с 2013 г. мировое научное сообщество стало использовать новое понятие «цифровая зависимость».
Как и интернет-зависимость, цифровая зависимость связана с нейрофизиологией, то есть с работой мозга. Врачи, основываясь на результатах нейрофизиологических исследований или проводя собственные, связывают цифровую зависимость с плохим самочувствием. Психологи видят связь между чрезмерным использованием цифровых устройств и изменением черт личности. Педагогика изучает влияние цифровых устройств на результаты обучения.
Дальнейшая профилактика зависит от понимания разницы между цифровой зависимостью и интернет-зависимостью. Отключение интернета является ключевой концепцией в профилактике интернет-зависимости и только одной мерой при профилактике цифровой зависимости.
Профилактика должна оказывать положительное влияние как на личность малолетнего, так и на три важнейшие сферы жизни: семью, образовательное учреждение и досуговое сообщество, включая микросоциальную среду ребенка или подростка. Образовательная среда является неотъемлемой частью культуры современного общества, которая напрямую зависит от степени защищенности личности. Угрозы и опасности в сфере образования должны быть устранены или сведены к минимуму, в том числе необходимость обеспечения психологической безопасности несовершеннолетних. Для этого должна быть организована эффективная система профилактики зависимости, одним из важнейших элементов которой является профилактика зависимости от игр, компьютеров и мобильных устройств.
Объектом исследования является цифровая зависимость молодого поколения — школьников и студентов.
Предметом исследования является профилактика цифровой, киберзависимости у подростков, а также положения научных исследований по анализируемому вопросу.
Цель курсовой работы: раскрыть содержание и особенности профилактики цифровой зависимости в молодежной среде.
Задачами курсовой работы в связи с названной целью являются:
1) рассмотрение понятия, видов, механизма формирования цифровой зависимости;
2) выявление особенностей проявления цифровой зависимости в молодежной среде;
3) анализ субъектов, форм и методов профилактики цифровой зависимости в РФ;
4) изучение опыта профилактики цифровой зависимости молодежи за рубежом.
Курсовая работа выполнена с применением общих и частно-научных методов исследования: системного, формально-логического, сравнительно-правового, анализа и синтеза.
Теоретическую основу исследования составили результаты зарубежных исследований в области цифровой зависимости (Янг К., Голдберг А.), а также труды ученых в области цифровой зависимости, относящиеся к рассматриваемой проблематике: Антроповой Л. К., Арпентьевой М. Р., Братчиковой Н. Н., Войскунского А. Е, Егорова А. Ю., Котовой С. С., Марцинковской Т. Д. Смирнова В. В. и других. Нормативную основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Заключение:
Подводя итоги проведенного исследования необходимо подчеркнуть, что в середине 1990-х гг., когда понятие «Интернет-зависимость» только входило в научный оборот, Интернет-технологии были доступны немногим в силу дороговизны, а персональными компьютерами пользовались, преимущественно, люди, которым они были необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности.
С тех пор многое изменилось. Удешевление технических устройств и технологий связи привело к тому, что многие привычные повседневные действия все чаще переносятся в Интернет-пространство: уплата налогов, приобретение товаров и услуг, обучение и трудовая деятельность для многих уже немыслимы без современных цифровых технологий.
Телефон, гаджеты, компьютер и интернет стали привычным фоновым окружением повседневности, без которых не мыслят себя не только студенты и программисты, но и пенсионеры, и домохозяйки. В высокотехнологичном обществе человек, не умеющий пользоваться компьютером, часто чувствует себя неполноценным: без посторонней помощи он не может приобрести билеты на самолет, записаться на прием к врачу, оплатить коммунальные услуги. Подключение к Интернету становится жизненной необходимостью, что, безусловно, заставляет пересматривать традиционные подходы к цифровой зависимости.
Цифровая зависимость — явление не надуманное, а уже прочно вошедшее в нашу жизнь. Анализ современных психолого-педагогических научных работ показывает, что сам термин «цифровая зависимость» не дублирует понятие интернет-зависимость, а основывается на той высокотехнологичной среде, в которой происходит механизм адаптации к виртуальному миру.
Цифровую зависимость можно определить как навязчивое стремление к чрезмерному использованию цифровых устройств, что приводит к негативным последствиям в самочувствии, общении, образовательной и профессиональной деятельности. Сегодня большинство ученых как в России, так и в мире используют понятие интернет-зависимости или интернет-аддикции. Исследователи выделяют следующие виды цифровой зависимости:
• Компьютерная;
• Пристрастие к серфингу в Интернете;
• Патологическая привязанность к интернет-аукционам, азартным играм или электронным покупкам;
• Киберкоммуникативная зависимость;
• Киберсексуальная зависимость;
• Номофобия – зависимость от мобильных телефонов;
• Селфи-зависимость.
Среди психологических факторов, способствующих ее возникновению, выделяются застенчивость, чувство одиночества, эмоциональная напряженность, замкнутость, приводящие к проблемам в непосредственном межличностном общении. В научных кругах продолжается дискуссия о механизме формирования интернет-зависимости. Для нас наиболее приемлема точка зрения, учитывающая построение деятельности (А. Н. Леонтьев). Мы считаем, что формирование интернет-зависимости может сместить мотив на цель. В нашем случае это выглядит так: у подростка повышена мотивация к общению, то есть он хочет быть признанным, вовлеченным в какую-либо деятельность. Обращаясь к Интернету с целью найти собеседников, при определенных условиях ребенок может стать зависимым от Интернета.
Основными субъектами профилактики цифровой зависимости являются, конечно же, родители и учителя. Целью педагогов и родителей в профилактике кибераддикции школьников и студентов является повышение интереса к различным направлениям современного досуга. Органы государственной власти также являются субъектами профилактики цифровой зависимости. Тем не менее, все усилия государственных органов и общественных организаций по защите детей от информации будут напрасными, если исключить родительский контроль.
Поскольку использование Интернета необходимо для жизнедеятельности современного человека, существенные ограничения на использование или полный запрет его потребления нельзя рассматривать в качестве эффективной меры профилактики Интернет-зависимости. Вместе с тем, к настоящему времени накоплен значительный опыт профилактики иных видов зависимостей (например, алкогольной, табачной, наркотической), инструментами воздействия на потребление которых рассматриваются, в частности, социальная реклама, а также увеличение цены «опасного» продукта.
Как представляется, высокая цена за пользование Интернетом может поспособствовать снижению количества времени, которое пользователь проводит во всемирной сети, следовательно «стоимостной» инструмент также можно рассматривать как меру профилактики цифровой зависимости.
С. С. Котова считает, что наиболее эффективными методами профилактики интернет-зависимости у подростков являются следующие:
1. Психологическое исследование «портрета» киберзависимого учащегося. Этот метод предполагает исследование, изучение причин, приводящих к зависимому поведению детей и подростков. Для этого используют социометрические методы сбора информации, тестирования, наблюдения и т. д.
С помощью этого метода можно дать рекомендации классным руководителям и родителям об особенностях проявления интернет-зависимости у подростков.
2. Вербальный метод (лекция, дискуссия, индивидуальная и групповая работа). Эффективным методом профилактики интернет-зависимости может быть беседа, так как это индивидуальный или групповой способ работы, направленный на профилактику цифровой зависимости.
3. Тренинги. Психологический тренинг является одним из наиболее эффективных методов работы с подростками по формированию навыков безопасного поведения в сети Интернет. Большим потенциалом обладает метод обучения социальным навыкам, предполагающий получение и осмысление жизненного опыта в процессе активного обучения. Стоит отметить, что этот опыт формируется благодаря взаимодействию участников друг с другом посредством игр и дискуссий.
В современной международной практике имеется положительный опыт профилактики киберзависимости на законодательном уровне. Так, в разных странах профилактика направлена на борьбу с киберзависимостью посредством возрастных ограничений, блокировки доступа к игровому контенту и снижения скорости интернета при длительной игре. В Китае открыты лагеря принудительного лечения. Опыт различных стран показывает, какое направление следует выбрать для профилактики такого вида зависимости, как цифровая аддикция.
Фрагмент текста работы:
1. Цифровая зависимость молодежи как социальное явление
1.1 Понятие, виды, механизм формирования цифровой зависимости
На сегодняшний день в научно-педагогической литературе встречаются такие понятия, как «интернет-зависимость», «виртуальная зависимость», «гаджетная зависимость», «онлайн-зависимость», «цифровая зависимость». Синонимическое употребление этих понятий вызывает много споров и является предметом интеллектуальных дискуссий в научном сообществе. Неоднозначность трактовок этих понятий формируют у молодых ученых непонимание сути тех или иных видов технологических зависимостей. При объяснении явлений поведения, проявляемых в сфере цифровых технологий, мы используем старую терминологию, тогда как повседневное развитие технологий и их использование порождает новые явления, которые соответственно требуют новых терминов. Доктор К. Янг, основоположник теории интернет-зависимости, определяет этот вид технологической зависимости как навязчивое желание пользоваться Интернетом, приводящее к межличностным, профессиональным и социальным проблемам [28, с. 7].
Егоров А. Ю. рассматривает близкие по смыслу понятия виртуальной аддикции (от лат. addictus: зависимый, зависимый от чего-либо, полностью преданный, порабощенный, лишенный) и интернет-зависимости. В основе виртуальной зависимости лежит термин «виртуальная», что означает, что ее на самом деле не существует. Однако для того, чтобы стать практически зависимым, Интернет может понадобиться только один раз. Игру можно установить на компьютер или ноутбук с помощью установочного диска, скачать с флешки или с сайта (для этого нужен интернет только один раз) [13, с. 32]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо разделять интернет-зависимость и виртуальную зависимость.
Ершова Р. В. определяет интернет-зависимость как компульсивно-импульсивное расстройство, связанное с чрезмерным, болезненным использованием онлайн и оффлайн компьютеров или других цифровых носителей с аналогичными возможностями, сопровождающееся психическими, социальными расстройствами, проблемами трудоустройства и т. д. [17, с. 240].
В определении явное противоречие: режим «офлайн» означает, что он отключен от сети, а значит, подразумевает отсутствие интернета, но обязательно наличие цифрового устройства.
Понятие «виртуальная компьютерная зависимость» представляет собой чрезмерное использование компьютера, что способствует бегству от реальности и вызывает деформации личности. Тем не менее, в определении Марцинковской Т. Д. мы находим, помимо компьютера, еще и игровую приставку [21, с. 235]. При этой концепции компьютер должен функционировать как общее название технического средства, которое дает возможность для такого рода развлечений. Сегодня это может быть планшет, PSP, смартфон или ноутбук. Конечно, нет смысла перечислять все эти цифровые инструменты, ведь сегодня технологии развиваются очень быстро и через пару лет появятся новые устройства и гаджеты, которые придется снова включать в список.
Смирнов В. В. считает необходимым ввести понятие цифровой девиантности, или цифровой зависимости, которая проявляется в виде постоянного использования гаджета как цифрового устройства, подключенного к сети Интернет, играм, чатам и социальным сетям [24, с. 87].
С точки зрения О. Н. Афанасьева цифровая зависимость — это пристрастие к деятельности, связанной с использованием цифровых гаджетов, приводящее к резкому сокращению всех других видов деятельности и ограничению общения с окружающими.
Таким образом, цифровая зависимость — явление не надуманное, а уже прочно вошедшее в нашу жизнь. Анализ современных психолого-педагогических научных работ показывает, что сам термин «цифровая зависимость» не дублирует понятие интернет-зависимость, а основывается на той высокотехнологичной среде, в которой происходит механизм адаптации к виртуальному миру. Цифровую зависимость можно определить как навязчивое стремление к чрезмерному использованию цифровых устройств, что приводит к негативным последствиям в самочувствии, общении, образовательной и профессиональной деятельности. Сегодня большинство ученых как в России, так и в мире используют понятие интернет-зависимости или интернет-аддикции.
В целом трактовка понятия «аддиктивность» рассматривается в 2-х контекстах: химической и нехимической зависимости. Очевидно цифровая зависимость относится ко 2-й категории.
Кимберли Янг, ведущий американский исследователь интернет-зависимости, выделяет следующие виды цифровой зависимости:
• Компьютерная — привязанность к любому виду компьютерной деятельности, возникающая против воли человека. Прежде всего, это связано с привязанностью к онлайн-играм, с помощью которых интернет-наркоманы стремятся заполнить образовавшееся в их жизни пустое пространство или просто избавиться от скуки. Более того, в виртуальных играх проще добиться превосходства над другими, не затрачивая усилий, необходимых в реальной жизни.
• Пристрастие к серфингу в Интернете – непрекращающееся желание искать информацию на сайтах. По-другому его называют навязчивым интернет-серфингом, предполагающим беспорядочный поиск информации, лишенный какой-либо цели и смысла. Человек бродит по сайтам, социальным сетям, читает одну за другой статьи, заметки, комментарии, бесконечно переходит по ссылкам. В итоге это приводит к потере производительности и информационной перегрузке.
• Патологическая привязанность к интернет-аукционам, азартным играм или электронным покупкам. Согласно проблеме зависимости от азартных игр в Интернете, проведенной Американской психологической ассоциацией, эта зависимость вызывает у людей гораздо большее привыкание, чем казино или обычные игровые автоматы.