Курсовая с практикой на тему Профилактика агрессии детей в дошкольном образовательном учреждении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста средствами предметной игры 8
1.1. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Предметная игра как средство профилактики агрессивного поведения дошкольников 13
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Опытно-поисковая работа по профилактике агрессивного поведения дошкольников средствами предметной игры 17
2.1. Проектирование деятельности педагога по использованию предметной игры как средства профилактики агрессивного поведения 17
2.2. Результаты исследования проявлений агрессии у детей дошкольного возраста 23
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема агрессивного поведения человека неоднократно была предметом исследования психологов, социологов и педагогов, что отражает запросы современного общества. Данная проблема является актуальной, в том числе, при исследовании агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста характеризуется враждебностью к окружающим, недоверием к себе, чувством неполноценности и с дальнейшими трудностями в общении. Последствия детской агрессии как правило становятся главной причиной детской нервозности и проблем во взаимоотношениях с окружающими.
Первый всплеск агрессивного поведения психологи обычно связывают с кризисом трех лет. В этом возрасте агрессивность чаще всего носит защитный характер, малыш стремится обозначить границы «своего», заявить о суверенности «Я». Происходит резкое развитие самостоятельности, перестройка социальных взаимоотношений ребенка. Даже у спокойного и миролюбивого малыша в это время может проявляться упрямство и своеволие, чрезмерная ревность и негативизм.
Вспышки агрессии у маленьких детей объясняются тем, что у малышей еще недостаточно средств, чтобы выразить свои негативные ощущения, внутренний дискомфорт другим способом. Они могут вести себя импульсивно, когда хотят привлечь внимание или получить какой-то предмет. Получив то, что хотели, прекращают свои агрессивные действия.
Именно поэтому, начиная с дошкольного возраста необходимо уделять большое внимание профилактике агрессивного поведения ребенка. Одним из самых эффективных средств профилактики может стать предметная игра, и выбор ее обусловлен тем, что:
— игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте
— игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально,
— игры с предметами становятся ведущими начиная с 3-х лет, и в процессе манипулирования с предметами ребенок переживает много чувств и эмоций,
— через предметную игру он вновь творит свой реальный жизненный опыт, приобретаемый в общении со взрослым, в наблюдении за его жизнью, в собственной практической деятельности.
Степень научной разработанности.
В зарубежной психологии проблемой агрессивности занимались А. Бандура, А. Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
В отечественной науке проблему агрессии в той или иной степени затрагивают в своих исследованиях П. П. Блонский, Г. Э. Бреслав, Л. С. Выготский, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, С. Л. Колосова, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов и др.
Остаются спорными вопросы относительно методов профилактики и коррекции агрессивного поведения детей. Многими авторами, изучавшими феномен детской агрессии (М.Ю. Григорчук, С.В. Гриднева, Г.В. Денисова, Л.И. Лебедева, И. Я. Медведева,В.С. Мухина, А.С. Осипова, А.И. Тащёва, А.Ю. Татаринцева, Т. Л. Шишова и др.) указано, что именно игры с предметами является одним из эффективных средств коррекции поведения детей дошкольного возраста.
Несмотря на пристальный интерес к данной проблеме, по-прежнему вопросы о профилактике агрессивности у дошкольников остаются открытыми. Не располагая информацией о способах поведения с детьми в ситуации проявления ими агрессивности, родители склонны отвечать агрессией на агрессию, порождая тем самым ответную агрессию детей, в результате чего возникает замкнутый круг.
В следствии чего возникают противоречия между:
— возросшим уровнем агрессивного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием системного подхода к его профилактике и коррекции;
— между теоретической проработанностью проблемы агрессии и агрессивного поведения и недостаточностью методического обеспечения педагогов, психологов по предотвращению и снижению уровня агрессивности;
— между теоретической обоснованностью использования предметных игр в профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста и отсутствием практических разработок в их использовании.
Проблема исследования связана с необходимостью выявить эффективность предметных игр как средства профилактики агрессивности дошкольников.
Объект исследования – профилактика агрессии дошкольников.
Предмет исследования — профилактика и коррекция агрессивности дошкольников средствами предметных игр.
Цель исследования – выявить эффективность использования предметных игр в профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
1. мы предположили, что кризис накладывает отпечаток на формирование эмоциональной сферы детей, что влечет за собой вспышки агрессии у детей дошкольного возраста,
2. коррекционная программа, основанная на предметных играх, способствует снижению враждебности, фрустрации, агрессивности, незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, трудностей общения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научной литературы уточнить понятие агрессивного поведения.
2. Определить основные научно-теоретические подходы к агрессивному поведению у детей дошкольного возраста
3. Определить специфику предметных игр как средства профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
4. Провести исследование, направленное на изучение влияния игр как средства коррекции и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
5. Разработать практические рекомендации для психологов по коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, метод математической статистики (критерий Стьюдента -t).
Заключение:
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что агрессия — это преднамеренное разрушительное поведение, вредное для объектов нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них негативные чувства. Агрессия рассматривается в когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах.
Трехлетний кризис накладывает свой отпечаток на формирование эмоциональной сферы детей, что влечет за собой вспышки агрессии у детей дошкольного возраста.
Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями.
Агрессия у детей в период кризиса является временным, ситуативным проявлением психического состояния. Агрессия как компонент психического состояния может иметь активную (проявляющуюся в действиях) и пассивную (чувства, переживания) формы агрессивного поведения.
Для предотвращения агрессивности у маленьких детей используются игры с предметами. Игра как метод предотвращения агрессивности у детей возраста предполагает использование отдельных элементов различных типов игр (ролевых, драматизирующих, подвижных), игровых приемов (соревнования, поиск), сочетания игровых и дидактических принципов в форма воспитательной роли взрослого человека и повышение активности и самостоятельности ребенка.
Манипулирование и экспериментирование с объектами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, что означает, что наряду с субъектом происходит эмоциональное развитие мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от результата и обида от неудавшегося действия).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе проведения исследования, мы выяснили, что по проективным методикам («Настроение», «ДДЧ», «Выбери нужное лицо») у дошкольников проявлялась явная агрессия, а так же скованность, дети показывали человека сильным и могущественным, что характеризовала их как властными и склонными к доминированию.
2. Что же касается исследования эмоциональных состояний, то можно сказать, что эмоциональные состояния – негативные.
Представленные результаты свидетельствуют о том, что дошкольники более склонны к явной агрессии.
Целесообразно использовать театральную деятельность в качестве практических рекомендаций, учитывая дизайн работ по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Именно благодаря ей, непосредственно через манипуляции с предметами и игрушками, ребенок:
— научиться выражать гнев через игры с предметами,
— получит навыки общения в процессе предметной игры,
— дети научатся распознавать и контролировать негативные эмоции,
— формируются позитивные личностные качества (сочувствие, доверие к людям и т. д.).
Сначала ребенку во всем помогает взрослый, у которого он учится придавать кукле положительные качества.
Позже ребенок сам заполняет духовный мир игрушки по своему усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно ее хозяину на данный момент: она умная и послушная, ласковая и веселая, упрямая и упрямая. С помощью игры с объектами ребенок расстается с агрессивностью, тревогой, страхами, стеснительностью, ревностью, демонстративностью, расторможенностью, проблемами общения и, наоборот, такими функциями, как торможение, неконтролируемость и повышенная чувствительность, превращаются в более эффективные и социально утвержденные качества личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста средствами предметной игры
1.1. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение», «приступ». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями. В психолого-педагогической литературе существует ряд определений агрессивности.
Ряд авторов разделяют понятия агрессии как особой формы поведения и агрессивности как психологической характеристики в составе человека [15, с. 40]. Агрессия рассматривается ими как специально организованный процесс, выполняющий определенную функцию, а агрессия понимается как сложный системный компонент, являющийся частью более мощной системы психики человека. Давая определение понятию агрессии, многие исследователи опираются на изучение объективно наблюдаемых и измеряемых явлений, которые чаще всего являются актами человеческого поведения.
К. Лоренц рассматривает агрессию как своего рода реакцию, в результате которой другой организм получает болезненные раздражители [20, с.55].
Уилсон отмечает, что агрессия — это физическое действие или угроза такого действия со стороны одного человека, что уменьшает свободу или генетическую пригодность другого человека [2. с. 50; 3, с. 90; 5. с. 83; 8, с. 77]. Если агрессивное поведение проявляется примерно одинаково у всех детей, то причины агрессивности могут значительно различаться.
Всплески агрессии тесно связаны с возрастными кризисами, через которые проходит ребенок. Пик агрессивного поведения можно наблюдать через 3-4 года и через 6-7 лет. Это естественные и преходящие моменты.
Особенно часто агрессия трехлетнего ребенка проявляется в связи с неудовлетворенностью непосредственными желаниями. Чем больше трудностей в их реализации, тем сильнее эмоциональный взрыв ребенка, особенно если он хочет что-то сделать самостоятельно.
Кризис 3-х и 7 лет имеет очень условные возрастные ограничения. Это может начаться на полгода раньше или позже и протекать быстро и быстро, и может остаться незамеченным родителями в 3 года. Форма, продолжительность и степень выраженности проявления будут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, стиля воспитания, состава семьи и т.д.
Трехлетний кризис начинается с роста независимости ребенка («я могу многое сделать сам»), когда он пытается установить свое «я» и установить новые отношения со взрослыми. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 года, возникают аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать сам, но у него ничего не получается, или взрослый человек не находится рядом в нужное время — никто не может помочь и сделать это с ним. В такой ситуации возможна эмоциональная вспышка.
Когда ребенку исполняется 7 лет у него начинают происходить изменения в психике. Возникает кризис, с которым сталкиваются родители чада. Этот период хорошо изучен психологами и называется он «кризис 7 лет». Изменения, которым поддается ребенок, связаны с его переходом с дошкольного статуса к школьному. Меняется распорядок дня, социальное взаимодействие. Поэтому у него возникают проблемы с дисциплиной. Кроме этого, в такой период дитя начинает осознавать свое психическое «Я», тогда как раньше ощущал лишь физическое.
Агрессивное поведение — это обычно реакция ребенка на эмоциональный дискомфорт. Это может быть страшно или оскорбительно, больно или просто скучно. Вспышки гнева с проявлением физической или словесной агрессии могут быть вызваны рядом объективных причин:
— Защитная реакция на внешние раздражители. В дошкольном возрасте дети до сих пор не знают, как полностью контролировать свои эмоции, и любое неприятное событие, по их мнению, может вызвать агрессивную реакцию. Шутка невинного товарища, потеря в компьютерной игре или замечание, сделанное матерью в образовательных целях, могут привести ребенка в бешенство.
— Влияние семейных отношений. Поведение взрослых членов семьи быстро становится нормой для ребенка. Если один из родителей часто демонстрирует агрессию, малыш сочтет такое проявление эмоций вполне приемлемым. Имея подобный пример на наших глазах, ребенок сам выразит себя резко и грубо, даже не осознавая, что это невозможно сделать. Влияние коллектива также имеет большое значение — если друзья не стесняются в выражениях и обычно склонны к конфликтам, то не удивляйтесь, что ваш ребенок стал более агрессивным и вспыльчивым.
— Желание привлечь внимание окружающих. Вызывающее поведение часто является следствием того факта, что ребенок испытывает недостаток внимания. Показывая характер, малыш просто пытается исправить несправедливость ситуации.
— Возрастной кризис. Агрессия у детей от 3 лет является очень распространенным явлением. В этом возрасте дети начинают изучать свое внутреннее «я», чтобы утвердиться в семье и команде. Вспышки агрессивного поведения становятся частью психологического развития, и по мере взросления они успешно «гасятся».