Курсовая с практикой на тему Профилактическая работа социального педагога при первых формах школьной дезадаптации младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРВИЧНЫХ ФОРМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ 7
1.1. Анализ состояния изученности проблемы профилактической работы при первых формах школьной дезадаптации младших школьников в научной литературе 7
1.2. Сущностные характеристики профилактической работы социального педагога при первых формах школьной дезадаптации
младших школьников 14
1.3. Социально-педагогический подход к содержанию и технологиям работы с младшими школьниками при первых формах школьной дезадаптации 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЕРВЫХ ФОРМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профилактике первых форм школьной дезадаптации младших школьников в образовательном учреждении 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 27
2.3. Рекомендации субъектам образовательного процесса по преодолению первичных форм школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Введение:
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Так же поступление в школу обуславливается сменой вида игровой деятельности на учебную. Педагоги, родители и психологи прилагают массу усилий, чтобы: сделать этот процесс менее трудным и безболезненным; развить в детях интерес к обучению, чтобы процесс стал более эффективным и приятным. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью ребенка и гармоничному развитию его личности. Это хорошо заметно на примере образования новых направлений психологических наук: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
В последнее время проблема дезадаптации для отечественной и зарубежной психологической науки не является новым веянием, но сегодня она приобретает новое содержание. Дезадаптация в критические периоды развития личности в данный момент является недостаточно разработанной проблемой и затрудняет возможность диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости данного состояния. Остаются мало исследованными вопросы структуры состояния дезадаптации, а также потенциалы личности, позволяющие регулировать его позитивной позицией во взаимодействии с другими людьми (Г.М.Андреева; А.В.Петровский; В.П.Зинченко; Г.В.Залевский).
В силу существенного изменения социальной ситуации развития детей вследствие глобальных социально-экономических, демографических и информационно-технологических изменений, происходящих в обществе, появления нового «цифрового поколения» школьников, введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ускорения темпа жизни, введения различных образовательных инноваций, повышения учебных требований приводит к росту напряженности, тревожности, нарушениям поведения и межличностного взаимодействия, то есть к школьной дезадаптации первоклассников.
Проблема дезадаптации возникает тогда, когда социопсихологический и психофизический статус младших школьников не соответствует школьным требованиям к обучению, овладение, которым становится, для ребенка, слишком затруднительным или совсем невозможным. (М.Ю. Кистяковская, Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов, А.П. Сманцер, Н.Н. Куинджи и др.) Исследованию условий предупреждения и коррекции школьной дезадаптации посвящены работы многих исследователей (Т. А. Дорофеев; Л. С. Иванова; В. В. Гурьева; Л.В.Замулина).
Проблема дезадаптации является одной из основных проблем в организации успешного обучения школьников, поэтому изучением этой проблемы занимались многие научные деятели. В педагогике, это такие деятели, как: Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белов, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, А.П. Сманцер, В.Г. Щур, Е.А. Ямбурги и многие другие. В медицине это процесс изучался Н.К. Барсуковой, Г.В. Бородкиной, Е.К. Глушковой, Л.А. Ждановым и т. д.. Известные физиологи и психологи, которые сделали большой вклад в изучение данной проблемы: И.А. Аршавский, П.К. Анохин, М.В. Григорьева, М.Ю. Кистяковская, В.А. Кудрявцев, Л.А. Ясюкова и многие другие.
Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации школьников исследовали Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ж.М. Грюзман, А.К. Мункоев.
Адаптированность к школьным условиям – является главным фактором, влияющим на успешность обучения первоклассников. Новый коллектив, смена обстановки, непривычный режим дня – все это предъявляет большие требования, к еще неустойчивой, психике ребенка и требует от него активного приспособления к новой общественной организации. У многих детей процесс проходит очень болезненно – в связи с неготовностью к школьному обучения, по ряду самых различных на это причин. По мнению А. А. Люблинской: «Современная школа предъявляет к ребенку жесткие, даже завышенные требования. Это зависит от системы обучения. Многие педагоги признают, что перегруженность учебных программ – бич современной школы. Проблема развития младшего школьника фактически решается, как правило, за счет его же и без того ограниченных физических и психических ресурсов и адаптационных возможностей».
При всей безусловной важности упомянутых исследований, до настоящего времени не имеется ясных представлений о ранних проявлениях школьной дезадаптации у младших школьников, для этого важна профилактика школьной дезадаптации с комплексом различных мероприятий, направленных на предупреждение неадекватных механизмов приспособления учащихся к школе.
На сегодняшний день современная теория и социально-педагогическая практика обладает достаточным объемом информации, значимой при изучении проблемы дезадаптации подростков.
Проблема дезадаптации подростков обусловливается следующими факторами:
поступление в школу, приводящий к изменениям в учебной деятельности);
биологические факторы (происходит преобразование всех систем организма, что связано с половым созреванием);
возможное изменение статуса ребенка в коллективе его сверстников, установление нового типа взаимоотношений с взрослыми, для которого может быть характерно проявление агрессивности, негативизма, непослушания, упрямства и т. п.
Заключение:
В настоящее время в современной психолого-педагогической литературе предложены определенные подходы к профилактике и коррекции школьной дезадаптации, вызванной различными неблагоприятными факторами: задержкой психического развития, нарушениями речи, эмоциональными проблемами, отклонениями в развитии учебной мотивации, высоким уровнем школьной тревожности, нарушениями общения, поведения и межличностных отношений усилиями целого ряда помогающих специалистов -педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов и др.
В условиях модернизации российского образования и курса на интеграцию детей с различными проблемами в развитии в общеобразовательную школу и на развитие инклюзивного образования (обучения в одном классе детей с нормальным психофизическим развитием и с ограниченными возможностями здоровья) необходимо определить общепедагогические условия преодоления школьной дезадаптации в рамках педагогической деятельности учителя начальных классов с учетом индивидуально- типологических особенностей младших школьников с трудностями в обучении.
В ходе проведенного нами исследования был сделан ряд весьма важных выводов, позволяющих уточнить и конкретизировать современные представления о младших школьниках с трудностями в обучении и о специфике работы учителя начальных классов с детьми исследуемой категории.
Разработанная нами схема является важным подспорьем в работе социального педагога, так как позволяет наглядно определить характер тех трудностей, которые и определили дезадаптивность ребенка, а также установить векторы педагогического воздействия:
1. Развитие интеллектуальных функций (внимания, памяти, мышления);
2. Воспитание навыков произвольной регуляции деятельности;
3. Развитие графо-моторных навыков;
4. Воспитание культуры речи;
5. Развитие учебной мотивации;
6. Педагогическая коррекция общения, поведения и межличностных отношений;
7. Педагогическая коррекция тревожности.
В числе методов, направленных на реализацию указанных направлений мы предлагаем использовать наряду с традиционными методиками развития познавательной сферы интерактивные методы: арт-терапию, социально-педагогический тренинг, авторскую методику воспитания культуры речи и развития графо-моторных навыков.
Таким образом, педагогическими условиями формирования учебной деятельности младших школьников с школьной дезадаптацией выступают следующие:
1. Ориентированность социального педагога на проблему школьной дезадаптации как на психолого-педагогическую, а не медико-биологическую;
2. Учет проведенной в нашем исследовании дифференциации видов школьной дезадаптации при формировании учебной деятельности у учащихся начальных классов с трудностями в обучении;
3. Необходимость направленного («точечного») воздействия на те проблемы, которые характерны для каждого конкретного случая школьной дезадаптации;
4. Совершенствование социальным педагогом и учителем начальных классов своего профессионального уровня в виде расширения арсенала средств и методов педагогического воздействия на личность дезадаптированного младшего школьника, как традиционных, так и инновационных.
Фрагмент текста работы:
Данные факторы, нередко приводят к проявлениям дезадаптации. Возникает основное противоречие подросткового возраста: между ощущением взрослой самостоятельности и еще недостаточно сформированными психическими возможностями младшего подростка. Разрешение этого противоречия влияет на успешное или проблемное развитие личности младшего подростка, его способности к адаптации или склонности к дезадаптации.
В инновационной социально-педагогической практике накоплен большой опыт по преодолению отрицательных последствий поступления ребенка в школу, которые проявляются в снижении успеваемости, нарастании дисциплинарных проблем, повышенной тревожности, понижении учебной мотивации, дезориентации в жизненных ситуациях. Этих последствий можно избежать, если сам этот переход строится как мягкий и постепенный. Отсюда возникла проблема поиска эффективных средств и методов социально-педагогической профилактики школьной дезадаптации младших школьников.
Объект исследования – профилактика школьной дезадаптации младших школьников.
Предмет исследования – особенности профилактической работы социального педагога при первых формах школьной дезадаптации младших школьников.
Цель исследования – рассмотреть особенности профилактической работы социального педагога при первых формах школьной дезадаптации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние изученности проблемы профилактической работы при первых формах школьной дезадаптации младших школьников в научной литературе.
2. Рассмотреть сущностные характеристики профилактической работы социального педагога при первых формах школьной дезадаптации младших школьников.
3. Раскрыть социально-педагогический подход к содержанию и технологиям работы с младшими школьниками при первых формах школьной дезадаптации.
4. Проанализировать социально-педагогическою деятельность по профилактике первых форм школьной дезадаптации младших школьников в образовательном учреждении.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы .
6. Разработать рекомендации субъектам образовательного процесса по преодолению первичных форм школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профилактика школьной дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы будет эффективна если:
будет осуществляться учёт индивидуально-психологических и личностных особенностей младших школьников;
своевременно осуществлять педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации;
– будет разработана и реализована программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Теоретическая и методологическая основа исследования представлена положениями периодизации психического развития Д.Б.Эльконина, социально-психологическим подходом к изучению дезадаптации, представленном в работах Б. Н. Алмазова, С.А.Беличевой, А. В. Петровского, А.А.Налчаджян и др., подходом к дезадаптации в подростковом возрасте Т. Д. Молодцовой.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез научной литературы, обобщение, анализ социально-педагогического опыта по данной проблеме.
Эмпирические: беседа, наблюдение, тестирование, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе описаны основные теоретические подходы к проблеме школьной дезадаптации младших школьников, особенности проявления школьной дезадаптации.
Практическая значимость: разработанная программа профилактики дезадаптации младших школьников может быть использована в практике социального педагога, классного руководителя в образовательной организаций.
База исследования: Исследование проводилось на базе МОУ Гимназия № 15, Орехово-Зуево, Московская область
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.