Курсовая с практикой на тему Профессиональный выбор в старшем школьном возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
профессионального выбора в старшем школьном возрасте. 5
1.1. Психолого-педагогические
особенности детей старшего школьного возраста. 5
1.2. Социально-педагогическая
характеристика детей старшего школьного возраста. 9
1.3. Особенности профессионального
выбора в старшем школьном возрасте 17
Глава 2. Практические аспекты
профессионального выбора в старшем школьном возрасте. 21
2.1. Методики и организация
исследования. 21
2.2. Анализ результатов исследования. 23
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 29
Введение:
перед
выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в
профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий.
Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас
противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми,
управлять и подчиняться, в другом — высокая культура движений, в третьем —
острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком
разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко. Сделать социально
и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении — задача не из
простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение
человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит
общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность
работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Это первый в жизни большинства людей
нормативный, т.е. обязательный, вынужденный выбор, от которого нельзя
отказаться.
Таким
образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является
учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей
профессионального образования и профессиональной подготовки.
Занимаясь
этой проблемой, важно отметить что, определяясь с профессиональным выбором
важно сопоставлять личностные свойства подростка: трудолюбие, любознательность,
организованность, коллективизм, стремление к прекрасному. Таким образом, под
влиянием психологических свойств старшеклассников на профессиональное
самоопределение мы понимаем необходимость разработки комплекса
психодиагностических методик, направленных на изучение выше указанных
личностных свойств.
Объект
исследования:
личностные свойства старшеклассников, и особенности профессионального
самоопределения.
Предмет
исследования:
изучение влияния личностных свойств на профессиональное самоопределение детей
старшего школьного возраста.
Цель
исследования:
изучить уровень влияния личностных свойств старшеклассников на профессиональное
самоопределение.
Гипотеза
исследования:
предполагается, что на уровень профессионального самоопределения (выбор
профессии) влияет комплекс основных значимых личностных свойств старших
подростков.
Для
достижения цели исследования и проверки гипотезы, в работе были определены
следующие задачи:
—
проанализировать теоретические подходы в научной литературе по проблеме
изучения влияния личностных свойств старшеклассников на профессиональный выбор;
— подобрать
психодиагностические методики на предмет изучения влияния личностных свойств
старшеклассников на выбор профессии; — выявить личностные свойства и определить
уровни профессионального самоопределения в группе детей старшего школьного
возраста;
— определить
уровень влияния личностных свойств старшеклассников на выбор профессии
(профессиональное самоопределение).
В
соответствии с поставленной целью и определившимися задачами, в работе был
использован комплекс методов,
включающий:
—
теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
— изучить
особенности профессионального выбора в старшем школьном возрасте;
— провести
диагностику особенностей профессионального выбора в старшем школьном возрасте.
Заключение:
личностных
смыслов, которые интерпретируются как осознаваемая значимость для субъекта тех
или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и
ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него. Истинный
жизненный смысл при этом может отражаться в сознании в форме личностных смыслов
с разной степенью полноты и адекватности.
Личностные
смыслы – это индивидуально-специфическая, личностно-пристрастная
характеристика; одни и те же явления могут иметь разный личностный смысл для
разных людей. Познание личностного смысла человека для другого человека
возможно лишь опосредованным путем и заведомо неполно и приблизительно.
Личностные смыслы объекта или явления определяется тем, в какой связи этот
объект или явление находится с мотивами. Потребностями ценностными ориентациями
субъекта. Личностные смыслы объектов и явлений служит основной деятельности по
отношению к ним и тем самым выполняет регулирующую функцию. Действия субъекта,
равно как и сами особенности его личности, характера и т.п., также могут иметь
для него личностные смыслы в зависимости от их места в рол в реализации мотивов
и потребностей субъекта. Изменение личностных смыслов объектов и явлений
возможно путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в
более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами,
потребностями и ценностями либо в результате перестройки самих мотивов и
ценностных ориентаций.
Таким образом, для учащихся 11 классов, по сравнению
с учащимися 9-10 классов, наиболее
характерен статус сформированной профессиональной идентичности. Тогда как у девяти- и десятиклассников
преобладает статус моратория. К 11 классу профессиональное
самоопределение становится наиболее актуальным в силу многих причин, в том числе
и социальных.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выбора в
старшем школьном возрасте
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего
школьного возраста
Старший
школьный возраст у детей – трудный период не только для родителей, но и для них
самих. Психология подростка построена на необходимости признания его взрослым
человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако
и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны
проживания, пола и культурно-национальных особенностей.
Говоря об этом возрастном
периоде, можно описать его такими терминами как:
1. Переломный.
2. Переходный.
3. Критический.
4. «Трудный».
Подростковый возраст
является также трудным и не только для самого ребенка, но также и для его
родителей, педагогов.
В старший школьный возраст происходит обновление, так называемая
перестройка организма ребенка. Этот процесс связан с увеличением скорости
физического и полового развития. Характерная особенность указанного периода
заключает в том, что у ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как
внутри ему необходима та же забота и внимание как обычному ребенку [20].
Кроме того, в период
подросткового возраста протекает процесс активного развития самосознания, а
также чувства собственного достоинства, и, что немаловажно, внимание пола. Этот
период характеризуется также и тем, что подросток теперь переоценивает свое
«детское» мнение на новое. Часто характер такого нового мнения прямолинейный,
бескомпромиссный, а парой и категоричный [8].
Часто старшие школьники резко
реагируют на различного рода ситуации, которые, по сути, не имеют критического
характера. Например, потеря авторитета родителей либо оценка собственного
достоинства могут привести к негативным последствиям, включающим в себя
проявление грубости, изоляции, агрессии и т.д.