Курсовая с практикой на тему Профессиональные важные качества личности тренера (на примере гимнастики).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА 7
1.1 Психологические особенности тренерской деятельности в гимнастике 10
1.2 .Профессиональные важные качества личности тренера в гимнастике 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА………………………………………….27
2.1. Подготовка и проведение исследования…………………………….…….27
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……42
Введение:
Введение. (профессиональные важные качества личности тренера(на примере гимнастике).
Профессиональная деятельность является основополагающей не только для жизнедеятельности человека, но и ведущей сферой его развития и самореализации. Поскольку профессиональная деятельность занимает весьма весомую часть жизни человека, имея для многих смысложизненное значение, то рядом авторов подчеркивается важность смыслообразующей функции профессиональной деятельности.
На сегодняшний день роль тренера в воспитании подрастающего поколения постоянно возрастает. Повышение значимости тренера вызывает необходимость повышения требований к его педагогическому мастерству, создания теории профессиональной деятельности.
Особенности спортивной профессии предъявляют жесткие требования не только к физическим, но и психическим свойствам тренеров. Спорт высших достижений требует от тренеров высокой выраженности мотивации достижения и целеустремленности, осознанности и осмысленности своей деятельности, доминирования духовных, морально-нравственных ценностей, отношения к своей профессии как смыслу жизни.
Искусство тренера должно проявляться и в управлении деятельностью спортивного коллектива, и в организации воспитательного и учебно-тренировочного процессов, и в индивидуализации воспитательных воздействий на спортсмена.
Педагоги-тренеры часто ищут себя, они живут в своём виде спорта, и каждая пройденная тренировка, дают много информации для размышления, как правильно поставить тренировочный процесс.
Успешные тренеры любят быть «студентами» спорта и рассматривают приобретение знаний о тренировке и спорте как жизненную философию. Их многолетняя практика подсказывает, что этому надо учиться всю жизнь потому, что приходят иные времена, новые соперники, правила и технологии и, главное, приходят новые спортсмены. Это – другие люди, отличные от тех, с кем тренер уже достигал спортивных вершин, не только по генетическим и физическим признакам, они иначе мыслят и действуют.
Для успешной работы с вновь прибывшими нужны новые жизненные и спортивные подходы, технологии, средства и методы – этому надо учиться. Разнообразные знания и опыт тренер также приобретает в общении со своими коллегами. Внимательно наблюдая за ними, тщательно изучая их действия и поведение в тренировочной и соревновательной обстановках, хороший «тренер-ученик» всегда может многое почерпнуть для своего опыта, знаний и размышлений.
Многое дают беседы с другими тренерами, совместное обсуждение тренерских и жизненных проблем, такие возможности необходимо искать и использовать. В то же время, разговаривая с коллегами и наблюдая за их работой, тренеру обязательно нужно помнить, что следует критически анализировать и определять, что из увиденного и услышанного непосредственно можно использовать для его спортсменов, на каких этапах и в каких разделах подготовки, какие средства и методы совместимы с личными целями тренера, его философией, психологией и стилем работы. Приобретая новые знания о средствах и методах спортивной тренировки, не следует спешить и необдуманно рисковать, используя чужой опыт, даже если он заимствуется у очень известных тренеров и из практики высококлассных спортсменов и команд.
Чтобы стать успешным, чрезвычайно важной чертой характера и поведения тренера – педагога и лидера, должна быть его готовность и способность понять мысли, чувства и эмоции своих спортсменов и в свою очередь успешно передать им свои мысли и чувства. Успешные тренеры обладают таким сочувствием в очень высокой степени, они совершенно искренне и естественно понимают и разделяют эмоции своих спортсменов, их радость, огорчения и расстройства, беспокойство и гнев. Тренеры, у которых есть такое сочувствие, способны выслушать своих спортсменов и выразить им понимание того, что было сказано. Они не умаляют, не отчитывают и не занижают самооценку своих спортсменов, потому что знают, как это чувствительно и приводит к значительному снижению их самооценок. Успешные тренеры с сочувствием и большей готовностью проявляют уважение к своим спортсменам и в свою очередь вознаграждаются сторицей, получая от них больше уважения и признательности.
Исходя из вышеизложенного нами была сформулирована проблема исследования: каковы профессионально важные качества личности тренера? И определена цель исследования: выявить и описать профессиональные важные качества личности тренера (на примере гимнастики).
Объект исследования : профессиональные качества тренера
Предмет исследования: особенности профессиональных важных качеств личности тренера (на примере гимнастики).
Гипотеза исследования:
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования;
2.Подобрать методы для проведения эмпирическое исследование профессионально важных качеств личности тренера;
3.Проанализировать результаты, выявить центральные качества важные для тренера в гимнастике;
4. Разработать программу тренинга для тренеров, по развитию профессионально важных личностных качеств.
Методологической основой исследования стали труды отечественных авторов А.А. Бодалева, В.А. Бодрова, Д.С. Стрельченко, В.С. Муратовой, Е.П. Ильина, Е.С. Шелеповой, Е.А. Климовой и др .
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, эксперимент, анкетирование.
Программа эмпирического исследования включала:
1.Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»
2.Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
3.Методика на профессиональную мотивацию
4.Анкета тренеров
База исследования:
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ повышения квалификации тренеров по гимнастике, а также в системе подготовки студентов – будущих тренеров.
Заключение:
Педагогическое общение представляет собой профессиональное общение педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, ориентированное на формирование благоприятного психологического климата. Педагогическое общение в качестве социально-психологического процесса характеризуется следующими функциями: обмен информацией; познание личности; организация деятельности; сопереживание; обмен ролями; самоутверждение. Информационная функция общения обеспечивает процесс обмена информацией, стимулирует формирование позитивного отношения к занятиям спортом, создает все условия для формирования мотивации спортсменов к тренировочной и учебной деятельности, стремлению к успешному результату и т.д.
Реализация важнейшей функции общения, сопереживания, благотворно влияет на формирование условий понимания другого человека, способности понять другого, что способствует нормализации межличностных отношений и отношений в коллективе. Тренеру педагогу очень важно понимать подопечного, его стремления и потребности, чтобы верно с ним осуществлять взаимодействие.
Задача педагога-тренера – способствовать пониманию спортсменом своего «я», осознанию своей значимости, формированию перспектив личности и адекватной самооценки, уровня притязаний. Основной функцией педагогического общения в спорте выступает самоутверждение личности. Знание всех функций помогает тренеру создавать общение с воспитанниками как целостный процесс, который охватывает тренировочный и соревновательный процессы. Тренер, планирующий занятие, должен учитывать условия для усвоения учебной информации, создание атмосферы для самоутверждения и самовыражения, в первую очередь тех воспитанников, которые особо нуждаются в педагогической помощи. В работе тренер-педагог должен предвидеть различные приемы заинтересованности в работе спортсмена, гарантируя взаимодействие и сотрудничество. Структура педагогического общения в спорте Структура процесса профессионально-педагогического общения в спорте по В. А. Кан-Калику включает:
Прогностический этап – моделирование тренером общения с подопечным или спортивным коллективом. Коммуникативный этап – организация непосредственного общения в начале взаимодействия. Управление педагогическим общением. Анализ системы общения и ее моделирование на предстоящую деятельность. Часто общение тренера и воспитанников не дифференцируется по этапам, представляется «свернутом» виде.
На этапе моделирования тренеру важны знания об особенностях спортсмена: характер познавательной деятельности, предвидение возможной динамики совместной деятельности и сложности в общении. На коммуникативном этапе происходит выработка техники быстрого включения юных спортсменов в деятельность (тренировочную, учебную, соревновательную и т.д.), для чего тренеру необходимо владеть разными психологическими приемами динамического воздействия и общения на личность учащихся. На этапе управления общением важно организовывать диалогическое общение, уметь поддерживать инициативу воспитанников, корректировать свой замысел.
Нами были использованы следующие методы исследования:
— Наблюдение за состоянием физкультурно — оздоровительной среды в учебном заведении.
— Беседа с тренером по теме исследования и наблюдение за проведением занятия.
— Подготовка к разработке и проведению программы опытно-экспериментальной работы.
Педагогический эксперимент проводился с целью апробации положений, полученных в результате теоретического анализа и обобщения литературных источников, а также данных педагогических наблюдений по проблеме формирования положительного отношения школьников к физической культуре.
Обработка результатов, полученных в ходе тестирования и анкетирования, осуществлялась с помощью методов математической статистики.
Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение, признание своей ошибки.
Предупреждение конфликта тренера с учащимися зависит главным образом от самого тренера.
Конфликты в командах опытных спортсменов имеют другую природу. Наличие умеренно выраженных конфликтов чаще всего свидетельствует о том, что большинство членов команды ориентированы больше на задачу, на достижение цели, чем на межличностные отношения. Эти «здоровые» конфликты обычно характерны для команд, выступающих успешно. Задача тренера — не бояться таких конфликтов, а разобраться вместе с командой в сути конфликта и найти пути его разрешения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
1.1. Феномен «профессионально важные качества личности»
Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) является предметом изучения ряда дисциплин, таких как психология труда, психология профессиональной деятельности, социология труда, психология профессионального самоопределения и т.д.
В 1982 году, А.А. Бодалевым было предложено следующие понятие ПВК: совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность ее освоения.
Автор отмечал, что многогранность психических особенностей личности оказывают влияние на профессиональную деятельность. К таким особенностям автор относил особенности и свойства темперамента, которые оказывают непосредственное влияние на познавательные и трудовые процессы личности, характеризуют его действия, особенности его общения, формируют стиль деятельности .
В.А. Бодров полагает, что под профессионально важными качествами необходимо считать совокупность психологических качеств личности, а так же целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности .
Отметим, что в соответствии со спецификой трудовой деятельности, для каждой из профессиональных сфер будет определяться индивидуальный перечень таких. При этом даже в одной сфере, в зависимости от особенностей выполняемой работы состав, степень необходимой выраженности будет изменяться.
Так, например, для профессии врач, в зависимости от специализации и выполняемой работы ведущие профессиональные качества могут быть различны (для педиатра – умение взаимодействовать с детьми и расположить их к себе, для врача скорой медицинской помощи – быстрота принятия решения, умение контролировать свои эмоции и т.д.).
Д.С. Стрельченко изучал зависимость эффективности труда от личностных особенностей сотрудников организации, приходя к выводу, что ПВК – это качества человека, влияющие на эффективность его труда. Кроме того, автором было установлено, что сами по себе качества личности – являются предпосылкой профессиональной деятельности, и ее новообразованием, т.к. совершенствуются, преобразуются в ходе труда .
В.С. Муратова под ПВК понимает совокупность психических процессов (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психических состояний, отношений к труду и другим людям (мотивы, цели, интересы и т.п.), профессиональных способностей, профессионального сознания, профессионального мышления, профессиональной обучаемости .
Е.П. Ильин полагает, что «…профессионально важные качества – это психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки – необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности» .
Е.С. Шелепова рассматривает ПВК как составляющие пригодности к профессии, т.е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. Автором отмечается, что к таким качествам относятся как врождённые «задатки», так и приобретённые на этапе обучения профессиональные знаний и профессиональные навыки и умения, формируемые в результате профессиональной деятельности. К врожденным ПВК относятся особенности личности (мотивы, темперамент и т.д.), психофизиологические особенности, особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), анатомо-морфологические характеристики человека .
Е.А. Климовым определяются «слагаемые системы профессионально ценных качеств», к которым автор относит:
1. Гражданские качества личности – идейный моральный облик человека как члена коллектива, общества;
2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;
3. Дееспособность, которая образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.);
4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга;
5. Навыки, привычки, знания, опыт .
Таким образом, под профессионально важными качествами необходимо понимать определенные черты личности, психические и психомоторные свойства, физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие эффективному освоению этой профессии.