Курсовая с практикой на тему Профессиональные ожидания современных студентов московских вузов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ 5
1.1. Понятие «профессиональные ожидания» в научной литературе 5
1.2 Теоретические основы профессиональных ожиданий современных студентов 7
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДАННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ 10
2.1Объекта и предмет исследования 10
2.2. Система переменных показателей для объекта и предмета исследования 10
2.3. Гипотезы исследования 11
2.4. Характеристика эмпирических данных 11
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ 16
3.1.Анализ результатов социологического исследования профессиональных ожиданий студентов московских вузов в зависимости от пола 16
3.2.Анализ результатов социологического исследования профессиональных ожиданий студентов московских вузов в зависимости от курса обучения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Введение:
Актуальность темы. Проблема профессиональных ожиданий современных студентов принадлежит к фундаментальным проблемам современной науки, поскольку именно благодаря процессу профессиональной самореализации происходит включение отдельного человека в общественное отношение. Интерес к этой проблематике в отечественной науке возрастает, однако однозначного понимания феномена профессиональных ожиданий и до сих пор не существует.
Успешное формирование профессиональных компетенций помогает сформированное «профессиональное ожидание», которое «характеризует отношение к своей будущей профессии и формирует желание или нежелание работать в своей профессиональной области» [3].
Знание профессиональных ожиданий у современных студентов сможет стать фактором влияния на ожидания от профессии еще в процессе получения образования.
Разработанность темы. Анализ научной литературы свидетельствует, что данная проблема методологически связана с пониманием личности как творца своего жизненного пути (Б. Ананьев, А. Брушлинский, С. Рубинштейн и др.). Существуют исследования, направленные на изучение представлений у студентов, в основном специальности «психология» (Г. Белокрылова, О. Бондаренко, С. Васильковская, Т. Говорун, О.Донцов, В. Карикаш, Е. Климов и др.). Относительно профессиональной составляющей жизненного пути будущего профессионала, то приоритет отдается началу этого важной в жизни человека линии развития – выбора профессии. При чем, акцент, как правило, относится к важности «правильного» выбора в сопоставлении «неправильному».
Тем не менее, вопрос дальнейшего построения перспективы профессионального пути и социальные механизмы профессионального роста и успешности в профессии остаются без внимания исследователей. Это предопределяет необходимость изучить понятие профессиональных ожиданий современных студентов в измерениях социологического подхода и с учетом неминуемой трансформации значимых для человека ценностей, мотивов, профессиональных позиций и убеждений – как возможного пути конструктивной активизации реализации профессиональных ожиданий современных студентов.
Учитывая актуальность, на основе анализа современных источников и анализа данных социологического исследования считаем необходимым осветить тему нашего исследования: «Профессиональные ожидания современных студентов московских вузов».
Объект исследования – ожидания от профессии у студентов.
Предмет исследования – профессиональные ожидания современных студентов московских вузов.
Цель исследования – провести социологическое исследование профессиональных ожиданий современных студентов московских вузов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологических основ социологического исследования профессиональных ожиданий современных студентов.
2. Охарактеризовать методику анализа данных социологического исследования профессиональных ожиданий современных студентов.
3. Провести эмпирический анализ социологических данных профессиональных ожиданий современных студентов московских вузов.
Заключение:
1. Проведен анализ теоретико-методологических основ социологического исследования профессиональных ожиданий современных студентов. Обучение в вузе оказывает содействие формированию основ профессиональной деятельности. Профессиональные ожидания – это представление о деятельности; критерии ее успешности; система исполнительских действий; принятие значащих условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решение о коррекции системы деятельности.
Успешность обучения по специальности определяется созданием соответствующих профессиональных ожиданий студентов от будущей профессии. Анализ научного изучения этой проблемы показал, що профессиональные ожидания рассматриваются як регуляторы профессионального самоопределения личности; как своеобразная система знаний, убеждений, переживаний человека, с которыми он связывается с этой профессией. К структуре представлений о профессии принадлежат как содержание самой деятельности, так и характеристика субъекта деятельности. На развитие профессиональных представлений влияют сформированные индивидуальные и социальные стереотипы той или иной профессии.
2. В работе охарактеризована методика анализа данных социологического исследования профессиональных ожиданий современных студентов. В исследовании профессиональных ожиданий студентов было использован такой метод как опрос путем анкетирования, в котором принимали участие студенты четвертого года обучения (это дало возможность оценить ожидание, сформированные на базе уже имеющихся знаний по различным дисциплинам), а также студенты пятого года обучения (привлечение студентов к опросу выпускного года обучения обусловлено тем, что они сравнительно с четверокурсниками имеют лучшие представления об особенностях профессии и могут оценить, отвечает результат их обучения собственным видениям и ожиданиям или нет). Для анализа данных нами был выбран U-критерий Манна-Уитни, который был использован для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака (в нашем случае, этими признаками являются пол студентов и курс обучения).
3. Проведен эмпирический анализ социологических данных профессиональных ожиданий современных студентов московских вузов.
Выявлено, что: профессиональные ожидания студентов московских вузов по показателю «планы трудоустройства» зависят от пола студентов; а профессиональные ожидания студентов московских вузов по показателям «удовлетворенности специальностью», «работа как средство получения денег», «тип организационной культуры» зависят от курса студентов.
Таким образом, в результате проведенного исследования подтверждены гипотезы исследования о том, что профессиональные ожидания студентов московских вузов зависят от пола студентов и от курса обучения.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие «профессиональные ожидания» в научной литературе
Проблема профессиональных ожиданий (как базовых элементом профессионального становления) является предметом исследований О. Бодалева, Т. Болтун, З. Карпенко, Е. Климова, С. Максименко, В. Панко, В. Татенко, Т. Титаренко и др.
Этимологически слово «ожидания» связано с пониманием чего-нибудь, знанием, которое основывается на основе предыдущего опыта. В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегов определяет «ожидания» как наглядный образ предмета или явления (события), которое возникает на основе предыдущего опыта (данных ощущений и восприятие) (Ожегов С., 1992).
Н. Завалова, Б. Ломов, В. Пономаренко понимают «ожидание» как специфическое образование сознания, которое является формой отображения объективной действительности, переходной от сенсорно-перцептивного к вербально-логическому уровню. Т.е. «ожидание» ‒ следующая за ощущением и восприятием степень развития когнитивных процессов [1, с. 25].
Т. Борисова предложила такое определение: «Ожидания ‒ это совокупность представлений индивида о своем профессиональном будущем, основанное на мотивационно-когнитивном конструкторе и опосредованное типом социальной среды высшего учебного заведения» (Борисова Т., 2019).
В. Обносов предлагает рассматривать профессиональные ожидания як «своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, которые он связывает с этой профессией. Это осведомленность личности о мире профессий, оценка по шкале престижности и привлекательности, совокупность информации о специальности, которую имеет человек, динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависят от целевого назначения». Автор ставит ударение на том, что представление имеет не только информационный, но и мотивационный потенциал для дальнейшего профессионального развития студента [5].
Представление молодых людей о профессии содержат в себе знание тех требований, которые предъявляет будущая деятельность, дифференциацию (уровень знаний: абсолютно необходимые, относительно необходимые и желательные) [2].
В результате трансформации индивидуальных образов, установок и социальных стереотипов конкретного вида профессиональной деятельности образовываются представление о профессии. В структуре ожиданий от профессии принадлежат как содержание самой деятельности, так и характеристика субъекта деятельности [1, 6].
Так, анализ научных источников относительно структуры представлений о разных видах профессий показал, что она состоит как минимум из двух компонентов.
С одной стороны, она содержит ожидание о содержании профессиональной деятельности, условия, в которых работает специалист, орудие труда, а с другой – представление личности о наличии у нее качеств, которые, по ее мнению, будут оказывать содействие успешности профессиональной самореализации.
Итак, система профессиональных ожиданий состоит из таких основных взаимосвязанных компонентов:
— субъективная (совокупность представлений о субъекте профессиональной деятельности),
— предметная (совокупность представлений о содержании самой деятельности) [1].
В результате проведенных исследований А. Шалимовой, было выявлено несколько уровней профессиональных ожиданий. К ним относятся: позитивные, негативные и нейтральные профессиональные ожидания.
«Позитивные профессиональные ожидания выражаются в положительном отношении к своей специальности, желании работать по полученному диплому, заинтересованностью в будущей профессии. Негативные профессиональные ожидания состоят в отрицании профессии, получаемой в ходе обучения в ВУЗе, нежелании работать по специальности «социолог», негативном отношении к своей будущей профессиональной деятельности. Нейтральные профессиональные ожидания – студенты, обладающие данным типом ожиданий, не имеют четкого представления о специальности, они не представляют, какого рода задачи выполняют специалисты данной профессии, в чем состоит их профессиональная деятельность» [15, 16].