Курсовая с практикой на тему Профессиональные читательские интересы библиотечных специалистов: Анализ структуры чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.. 5
1.1. Анализ подходов к определению понятий «интерес»,
«читательский интерес» 5
1.2. Современные требования к профессии библиотечный
специалист. 10
1.3. Библиотекарь как читатель. 15
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. 22
2.1. Методика
изучения читательских предпочтений: программа исследования 22
2.2. Выявление профессиональных читательских интересов
и предпочтений библиотечных специалистов: результаты исследования. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 39
ПРИЛОЖЕНИЯ. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АНКЕТА ДЛЯ ОПРОСА СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕКИ.. 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СОТРУДНИКОВ БИБЛИОТЕКИ.. 48
Введение:
Проблема
раскрытия специфики функционирования современной библиотеки как сложной
самоорганизующейся системы является актуальной в науке и практике как
составляющая перспектив развития библиотечного дела, что предполагает основной
целью профессиональное развитие личности будущего специалиста.
Системная
сложность современного педагогического процесса обоснована с позиции общей
теории систем (В. Афанасьев, Ю. Бабанский, В. Беспалько, И. Блауберг, Б.
Гершунский, А. Глузман, С. Гончаренко, Д. Гвишиани, И. Зязюн, В. Кремень, Н.
Кузьмина, В. Кушнир, И. Подласый, И. Предборская, В. Садовский, Г. Щедровицкий,
Б. Юдин), кибернетики (Р. Акофф, А. Берг, Н. Винер, В. Дюк, У. Эшби, Дж.
Нейман, В. Пушкин, Т. Сатти), синергетики (Гиг Дж. Ван, В. Гребнева, И.
Добронравова, Г. Егоров, В. Кохановский, А. Князева, С. Курдюмов, А. Пригожин,
Чалый, Г. Хакен и др.).
Сегодня
перед библиотечным делом встает проблема поиска наиболее производительных
технологий функционирования библиотечных систем, создания новых парадигмальных
подходов к осуществлению деятельности, внедрения эффективных видов управления
библиотекой и рассмотрения самого функционирования библиотеки под новым углом
зрения, который часто связывают с системным преобразованием реальных
библиотечных систем. Именно поэтому функционирование современной библиотеки
воспринимается сквозь призму инновативности.
Актуальность
исследования определяется общей информативной коммуникативностью современных
процессов деятельности библиотеки. В наше время библиотечная система является
своеобразным экспериментальным полигоном для обкатки новейших технологий.
Объект исследования – читательские предпочтения
сотрудников МБУК «Троицко-Печорская МЦБ».
Предмет исследования: закономерности читательских
предпочтений и интересов сотрудников МБУК «Троицко-Печорская МЦБ».
Цель исследования – рассмотреть закономерности
читательских предпочтений и интересов сотрудников МБУК «Троицко-Печорская МЦБ».
Задачи исследования:
1. Раскрыть
понятие «читательский интерес» на основе современных исследований.
2. Рассмотреть
основные составляющие деятельности современного библиотечного специалиста.
3. Разработать
программу исследования читательских интересов сотрудников библиотеки.
4. Проанализировать закономерности читательских предпочтений и интересов
сотрудников библиотеки.
Методы исследования. Для реализации поставленных
задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы представлены структурно-функциональным анализом, сравнительно-историческим анализом, методами
классификации, проектирования и прогнозирования. В число эмпирических методов
исследования вошли наблюдение, описание, эксперимент, контент-анализ.
Практическая значимость исследования обусловлена
возможностью использования его результатов в дальнейших работах, посвященных
заявленной проблематике.
Структура работы определена ее целями и задачами.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Заключение:
Нам выпало жить в очень сложный период — время
политического, экономического, экологического и духовного кризиса, растет
неуверенность в завтрашнем дне. Момент, который важно отметить, – это
продолжающий оставаться высоким статус книги и чтения в жизни образованного
человека.
Чтение с давних пор является национальной традицией
россиян. В то же время, сегодня читатель видит в книге, прежде всего средство
развлечения, отдыха, снятия эмоционального напряжения. Данное исследование
посвящено изучению читательских предпочтений сотрудников МБУК
«Троицко-Печорская МЦБ».
Из планируемых 10 человек удалось опросить всех.
Участники исследования принадлежали к взрослой читательской аудитории. В
комплект итоговых анкет вошло 10 анкет, заполненных сотрудниками библиотеки: 4
респондента 25-35 лет, 4 респондента 35-55 лет и 2 респондента 55-65 лет.
В ходе исследования были подтверждены такие его
гипотезы:
1. Сотрудники МБУК «Троицко-Печорская МЦБ»
предпочитают читать литературу развлекательного характера;
2. Сотрудники МБУК «Троицко-Печорская МЦБ» из
художественной литературы предпочитают современную литературу развлекательного
характера: детективы, триллеры, любовные романы, многие имеют любимых авторов и любимые книги.
Анкетирование
по проблемам чтения, проведенное в течение года, помогло составить объективное
представление о направленности чтения, его систематичности, характере
читательских интересов.
Данные
проведенных исследований свидетельствуют, что детектив – наиболее популярный
жанр у опрошенных сотрудников библиотеки. Наконец, неверно было бы признавать
за детективом – излюбленным литературным жанром россиян – лишь развлекательные
функции. В облегченной, не требующей серьезных умственных усилий форме,
читатели получают и из него опыт проживания самых разных психоэмоциональных
состояний и их разрешения. Особенно это относится к женским ироническим
детективам (А. Марининой, П. Дашковой, Д. Донцовой, Т. Поляковой), которые
пользуются сегодня наибольшей популярностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 1.1. Анализ подходов к определению понятий «интерес»,
«читательский интерес»
Познавательный интерес оказывает положительное
влияние на характер отношения к учебной деятельности. Значимой характеристикой
отношения к учебной деятельности выступают эмоции (А.Д. Алферов [1], А.К.
Дусавицкий [7], Г. С. Костюк [10], А.Н. Леонтьев [14], А.К. Маркова [16]).
Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная
деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти
переход к мышлению [5].
В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность
определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как
направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов,
лежащих в основе приобретения и переработки информации [7].
Под познавательной деятельностью Дрозина В.В.
понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных
потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности;
постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия
[2].
С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная
деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание
окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как
восприятие, мышление, память, внимание, речь [10].
По мнению Сластёнина В.А., познавательная
деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и
практической деятельности [11].
Учебный интерес — это своеобразие
эмоционально-познавательного отношения к изучаемым в школе учебным дисциплинам.
Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или
иной предмет, приобретать знания и умения. В психологической литературе наряду
с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес»,
которое иногда употребляется в аналогичном значении. Важно отметить, что многие
психологи понятие «познавательный интерес» употребляют в более широком
значении, чем «интерес к учению». Они считают, что «познавательный интерес» —
это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой
объект.
Понятие «познавательный интерес» является
своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин
обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б.
Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком
начинает открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный
материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий» [30].
Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида:
положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению
характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение
по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных
учением. Что бы не изучал ученик в школе, у него всегда возникают определенные
переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые
отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.
Большинство исследователей считают модальность
отношения, что является свидетельством преобладания положительных или
отрицательных эмоций, одним из важнейших показателей для выделения типа
отношения к обучению. Структура отношения школьников к учебной деятельности
включает три компонента: эмоциональный, мотивационный, учебное самосознание
(М.Т. Дригус [5]). Отношение школьников к обучению выступает одним из важнейших
факторов активности учеников в процессе учебной деятельности, а также ее
результативности (М.Т. Дригус [5], К.С. Дрозденко [6], Н.П. Зубаль [6]).
Важным аспектом исследования проблемы отношения
школьников к обучению является выявление психологических условий, факторов и
механизмов, влияющих на развитие такого отношения. Значимым психологическим
условием является уровень сформированности еще в дошкольном детстве
интеллектуальных, деятельностных и личностных качеств, необходимых индивиду как
субъекту учебной деятельности. Факторами развития отношения учащихся к
обучению, по мнению ученых, являются: отношение к учителю, стиль общения
учителя с учениками, индивидуальный подход к ним, оценки со стороны значимых
взрослых (учителей, родителей) [2]. Отношение школьников к учебной деятельности
– это сложноорганизованная система, которая отличается динамичностью и
асинхронным становлением составляющих, поскольку от первого до пятого классов
меняются мотивы учения и интересы школьника, начинают развиваться механизмы
самосознания, самооценка и саморегуляция [3].
Проведенный анализ психологической литературы
позволил обосновать теоретические аспекты изучения отношения школьников к
обучению. Отношение школьника к обучению рассматривается как система, имеющая
трехкомпонентную структуру:
1) когнитивный компонент – знание об учебной
деятельности, ее свойствах; понимание роли учителя в учебной деятельности;
осознание учеником самого себя как субъекта учебной деятельности (учебное
самосознание);
2) эмоционально-оценочный компонент – оценка со
стороны ученика, учителя как субъекта управления учебной деятельностью, имеет
определенную эмоциональную окраску; оценка школьником учебной деятельности и
самого себя как субъекта учения в сочетании с соответствующей эмоциональной
окраской;
3) поведенческий компонент – готовность к действиям;
поступки и действия школьника как субъекта отношения в процессе обучения.
Школьники с
положительным отношением к обучению отличаются особенностями развития
когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. У учащихся
младших классов знания про учебную деятельность и их свойства характеризуются
положительным содержанием. Замечено и понимание школьниками роли учителя в
учебной деятельности. У учащихся младших классов с положительным отношением к
учебе присутствует преимущественно недифференцированное положительное
эмоциональное отношение к деятельности
или личности учителя, в сочетании с отсутствием глубоких знаний об учебной
деятельности. Значительное количество учащихся младших классов с положительным
отношением к учебе имеют достаточно высокий уровень осознания самого себя в
качестве субъекта учебной деятельности; преобладание познавательных интересов;
наличие познавательного интереса, что
указывает на достаточно высокий уровень развития у них когнитивного компонента
отношения к учебе. У школьников младших классов с таким типом отношения к учебе
замечен низкий уровень развития когнитивного компонента [4].