Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагогов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ.. 6

1.1. Понятие и сущность профессионального выгорания. 6

1.2. Механизмы возникновения профессионального выгорания и
его профилактика  10

1.3. Стили педагогической деятельности. 14

1.4. Факторы влияния на развитие профессионального
выгорания  педагогов  21

Выводы по главе 1. 25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ.. 27

2.1. Организация и этапы эмпирического исследования. 27

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 30

2.3. Рекомендации по оптимизации неконструктивных стилей
педагогического общения и как профилактике профессионального выгорания. 36

Выводы по главе 2. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

ПРИЛОЖЕНИЯ   51

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Профессиональное выгорание негативным
образом сказывается на личности специалиста, на его профессиональной
деятельности и на работе организации в целом. Проблема профессионального выгорания
специалистов изучается преимущественно в контексте социономических профессий, прежде
всего педагогов. Ситуацию усугубляет достаточно радикальный переход многих образовательных
организаций к режиму удаленной работы, порожденный пандемией и самоизоляцией.

Сама
профессия педагога предъявляет к специалистам повышенные требования. Необходимо
постоянно самосовершенствоваться профессионально, осваивать новые приемы
работы, развивать прогностические способности; растут требования к
коммуникативной компетентности педагогов, так как их деятельность носит
преимущественно проектный формат, предполагающий работу в команде. Все это
служит источниками напряжения для профессионала, который должен эффективно
решать поставленные задачи в условиях полной самоотдачи и повышенной
концентрации внимания в условиях цейтнота. Очевидно, что напряжение может
способствовать негативным психологическим проявлениям у педагога, которые в
конечном итоге могут сказаться на работе организации в целом. Поэтому исследование
проблемы профессионального выгорания педагогов и его влияния на стиль
деятельности является актуальным.

Изучением профессионального выгорания
занимались зарубежные исследователи – Э. и А. Нагоски, А.Хаффингтон, Д.
Рэйти, М. Сторони, Д. Зак, М. Грабе, К. Маслач и отечественные – В.В. Бойко,
Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Н.В.Козина, А.К. Маркова и др., что говорит
о значимости синдрома профессионального выгорания как научной проблемы. Исследованием
и изучением стилей педагогического общения занимались  многие ученые: М.Ю. Кондратьев, И.А. Зимняя,
А.Г. Исмагилова, А.А.
Коротаев, А.Н. Леонтьев, Я.Л. Коломинский, В.А. Кан-Калик, К. Эдварс, А.К.
Маркова, Т.С. Тамбовцева, Н.А. Березовин и др.

Отметим,
что проблема выгорания педагогов в последние несколько лет активно изучается как
зарубежными учеными, так и российскими исследователями, свидетельством чему
являются многочисленные публикации, однако исследования влияния
профессионального выгорания педагогов на стиль деятельности представлены
преимущественно пилотажными исследованиями с недостаточным количеством выборки.

Цель исследования: выявить влияние профессионального
выгорания педагогов на стиль деятельности.

Объект исследования: профессиональное выгорание.

Предмет исследования: влияние профессионального выгорания
педагогов на стиль деятельности.

Гипотеза исследования: существует зависимость между профессиональным
выгоранием и стилем деятельности педагога.

Для достижения цели поставлены следующие задачи
исследования:

1. рассмотреть понятие и
характеристики профессионального выгорания как психологического феномена;

2. выявить причины и механизмы
возникновения профессионального выгорания;

3. охарактеризовать основные
направления профилактики профессионального выгорания;

4. описать основные стили
педагогической деятельности;

5. организовать и провести
эмпирическое исследование;

6. интерпретировать полученные в ходе
эмпирического исследования результаты;

7. предложить рекомендации по
профилактике профессионального выгорания у педагогов.

Теоретическая основа исследования. В основе теоретического исследования
лежат работы зарубежных авторов, таких, как Э. и А. Нагоски, А.Хаффингтон,
Д. Рэйти, М. Сторони, Д. Зак, М. Грабе К. Маслач, а также работы отечественных
авторов – В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, Е.С.Старченковой,   Н.В. Козиной, А.К. Марковой.

Методическая основа исследования: теоретический
анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, тестирование,
качественный и количественный сравнительный анализ, методы математической
статистики.

Методики психодиагностики и статистики: 1. опросник
профессионального выгорания MBI (К. Маслач, С. Джексон) в адаптации Н.Е.
Водопьяновой;

2. опросник
«Стиль педагогического общения» С.А. Шеина;

3. коэффициент
ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты
могут внести вклад в изучение профессионального выгорания у педагогов.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что полученные результаты
могут быть использованы психологами для профилактики профессионального
выгорания у педагогов. Также результаты могут использоваться преподавателями
вузов для проведения практикума по профилактике профессионального выгорания.

 Эмпирическая база исследования: в
исследовании приняли участие школьные педагоги. Выборка исследования составила 20
человек со стажем работы от 1 года до 10 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование подтверждает
выдвинутую нами гипотезу о существовании зависимости проявлений
профессионального выгорания от стиля деятельности педагога. В зарубежной и отечественной психологической
литературе по вопросам профессионального выгорания накоплен многосторонний
теоретический и эмпирический материал, позволяющий разрабатывать комплекс
мероприятий, направленных на профилактику этого негативного феномена,
характерного для профессий, связанных со сферой образования.

Проведенный теоретический анализ научной
литературы по проблеме профессионального выгорания педагогов позволил
сформулировать следующие выводы.

Личность педагога оказывает
существенное влияние на обучение, развитие и воспитание подрастающего
поколения, ведь именно педагог является проводником накопленных знаний и опыта
человечества, а также эмоциональным вдохновителем, направляя учащихся на
развитие личности, актуализацию творческого потенциала, преобразование
окружающей действительности. Однако на пути реализации своих целей педагогу
приходится противостоять влиянию эмоциональных и стрессирующих факторов
современной профессиональной среды.

Педагогическую профессию, среди
других социономических профессий, выделяет повышенное чувство долга и
ответственности, высокая степень неопределенности и необходимость нахождения в
центре внимания аудитории. Но не только представленный перечень,
характеризующий данный вид деятельности, делает ее напряженной. Большую долю
напряженности вносит нарастающая дополнительная нагрузка на педагогов и
необходимость вести большое количество отчетной и методической документации. Профессиональное
выгорание определено нами как негативное психологическое явление, проявляющееся
в психоэмоциональном истощении, дисфункциональных профессиональных установках и
снижении профессиональной мотивации. В отличие от стресса оно имеет более
длительный и исключительно деструктивный характер. В отличие от синдрома
эмоционального выгорания затрагивает профессиональную сферу.

Причины
и механизмы развития профессионального выгорания в литературе интерпретируются
на основе четырех основных подходов: организационного, интерперсонального,
индивидуально-психологического и интегративного, рассматривающего
профессиональное выгорание как результат воздействия комплекса объективных и
субъективных факторов.

Соответственно
профилактика профессионального выгорания осуществляется по двум направлениям:
на уже проявляющих признаки профессионального выгорания работников (с целью
восстановления психоэнергетического
потенциала, актуализации личностных ресурсов) и на не имеющих проявлений
профессионального выгорания (с целью недопущения его развития путем обучения
навыкам самообладания, освоения конструктивных моделей преодолевающего
поведения).

В настоящем исследовании за основу
взято определение индивидуального стиля педагогической деятельности, данное
Н.Е. Водопьяновой, которая детерминирует его как предметно-инструментальный
способ профессиональной деятельности, проявляющийся на поведенческом уровне в
форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных
субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных
особенностях общения и продуктах деятельности

В результате теоретического анализа был сделан вывод, что
педагогическое общение трактуется как процесс организации и развития
коммуникации и взаимодействия между педагогами и обучающимися, инициированный
целями и содержанием их совместной деятельности, как форма учебного
взаимодействия, сотрудничества педагогов и обучающихся, как
индивидуально-типологические особенности социально-психологического
взаимодействия педагога и обучающихся.

Рассмотрев
понятие стиля педагогического общения, основные подходы к его определению в
отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, была выявлена
специфика использования стиля, самым тесным образом связанного с
образовательной технологией, выбором релевантных модульно-компетентностному
подходу методов и способов общения и коммуникации.

В
эмпирической части нашей работы была исследована зависимость профессионального выгорания от демократического и
авторитарного стилей общения.

Анализ содержания выделенных в результате проведенного
исследования стилей педагогического общения показал, что наличие данных линий в
развитии педагогического общения, идет по пути противопоставления как
личностных, профессиональных установок педагога по отношению к целям, методам
обучения и воспитания обучающихся, так и по линии роли педагога в
образовательном пространстве. В результате проведенного исследования были
выявлены высокие показатели по ДДС – 7 человек (35%), АлС – 5 человек (25%), их
условно можно отнести к демократическому стилю деятельности, затем ПИС, КфС,
АМС – по 2 человека (по 10%), РМС и КфлС – по 1 человеку (по 5%), их условно
отнесли к проявлениям авторитарного стиля.

Результаты диагностики профессионального выгорания 20 педагогов
по методике профессионального выгорания
MBI (К. Маслач, С. Джексон) в адаптации Н.Е. Водопьяновой позволили
сформулировать выводы о том, что:

— педагоги
подвержены высокому риску профессионального выгорания (52% выборки);

— в
наибольшей степени профессиональное выгорание проявляется как редукция
профессиональных достижений (90%);

— выявлена зависимость проявлений профессионального выгорания от индивидуального
стиля (чем более выражены его проявления, тем выше уровень профессионального
выгорания): rs = 0.936 (rкр =0,45 при р≤0,05;  rкр =  0,57 при р≤0,01);

— в
наибольшей степени зависят от проявлений авторитарного стиля у педагогов такие
показатели профессионального выгорания, как эмоциональное истощение и
деперсонализация: обнаружена прямая связь между проявлением
авторитарного стиля и эмоциональным истощением (rs = 0.934), деперсонализацией (rs =
0.935) и общим показателем профессионального выгорания (rs =
0.936). В то же время не обнаружена связь
между проявлением авторитарного стиля и редукцией профессиональных достижений.

Наша гипотеза о том, что существует зависимость между уровнем профессионального выгорания и
стилем педагогической деятельности,
подтвердилась, т.е. чем более выражены у педагога проявления
авторитарного стиля, тем более он подвержен эмоциональному истощению и
деперсонализации. Нами были выделены приоритетные направления реабилитации и профилактики
профессионального выгорания педагогов и предложены конкретные
психологические подходы и методики работы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ 1.1. Понятие и сущность профессионального
выгорания Одним из острых дискуссионных вопросов является определение
понятия «выгорание». В зарубежной литературе феномен выгорания обозначается
различными терминами: burnout, work-related stress, job-burnout, staff-burnout.
 Впервые этот термин предложил американский
психиатр Х. Фроуденбергер для описания деморализации, разочарования и крайней
усталости. Дж. Рейчелсон определил выгорание как «хроническую усталость
(утомление), депрессию и фрустрацию» [41].

В России профессиональное выгорание стало предметом самостоятельного
исследования с середины 1990-х годов. Отечественные учёные трактуют «выгорание»
как феномен, представляющий собой комплекс негативных (деструктивных)
симптомов, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и
редукцию профессиональных достижений. Для обозначения и описания явления
профессионального выгорания отечественные авторы используют различные термины:
«эмоциональное сгорание» [39], «эмоциональное выгорание» [4], «профессиональная
деструкция» [32], «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова)
[7].

Рассмотрим содержание понятия феномена профессионального
выгорания. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова понимают данный феномен как
неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы, включающую в себя психологические, психофизиологические
и поведенческие компоненты [7]. Т.Г. Неруш понимает под профессиональным
выгоранием возникающие в процессе её профессионализации деструктивные изменения,
выражающиеся в эмоциональном истощении, деперсонализации и редукции
профессиональных достижений [25, с. 85].

В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание как
способ защиты от негативных факторов профессиональной деятельности [5].

Некоторые авторы рассматривают профессиональное выгорание как
разновидность стресса, но не уравнивают эффекты профессиональное выгорание и
профессиональные стрессы, рассматривая первое не как разновидность стресса, а
как результат влияния комплекса стрессогенных факторов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы