Курсовая с практикой на тему Профессиональное выгорание фармацевтов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПрофессиональноГО выгораниЯ фармацевтов 3
1.1. Профессиональное выгорание, особенности, этапы 4
1.2. Психологические особенности работы фармацевта 8
1.3. Особенности профессиональных деформаций 13
фармацевтов 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ФАРМАЦЕВТОВ 21
2.1. Материалы и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
2.3Рекомендации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ #
ПРИЛОЖЕНИЕ #
Введение:
Актуальность темы. В современных условиях возрастают требования к профессиональному уровню фармацевтических работников, что обусловливает определенные преобразования в системе медицинского образования и организации подготовки провизоров и развития их профессиональной и профессиональной компетентности. Соответственно, увеличиваются психологические нагрузки и, как следствие, количество стрессовых ситуаций на рабочем месте, что приводит к серьезным осложнениям, в том числе к эмоциональному выгоранию [4; 6]. В этом контексте проблема сохранения психического здоровья будущих провизоров представляет интерес для психологической науки, поскольку ее разработка является чрезвычайно актуальной и важной для решения ряда вопросов образовательной практики, связанных, в частности, с успешной адаптацией к обучению в учреждениях высшего образования, успеваемостью в учебе, мотивацией к обучению, а следовательно – качеством подготовки будущих специалистов фармацевтической отрасли.
 Анализ последних исследований по этой проблеме. Проблема профессионального выгорания личности была предметом многочисленных исследований в психологии. Одной из предпосылок развития профессиональных деформаций личности является профессиональное выгорание, или синдром «эмоционального выгорания». В последние два десятилетия интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми – медицинских и фармацевтических работников, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и тому подобное. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому «эмоционального выгорания». Центральное место в развитии выгорания как научной концепции заняли работы К. Маслач и ее коллег (С. Джексон и А. Пайнс). Разработанные ими выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований феномена [10; 11; 12; 13; 14]. Среди отечественных психологов, которые исследовали специфику детерминации и течения профессионального выгорания на просторах украинского профессионального среды, Т. Зайчикова, Л. Карамушка, А. Китаев-Смык, А. Солодухова, Т. Яценко. М. Е. Водопьянов определяет эмоциональное выгорание как долговременную стрессовую реакцию, возникающую вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности [5]. 
Объект исследования – процесс профессионального выгорания фармацевтов.
Цель исследования – Изучить профессиональное выгорание фармацевтов.
Задачи исследования:
-изучить профессиональное выгорание, особенности, этапы.
-рассмотреть психологические особенности работы фармацевта.
-рассмотреть особенности профессиональных деформаций фармацевтов
- разработать рекомендации по профилактике профессионального выгорания.
Заключение:
Анализ литературных источников позволил выявить:
Понятие «эмоциональное выгорание» в психологии появилось недавно приблизительно 30 лет назад, является сложным многокомпонентным феноменом и, отметим, в настоящее время нет четкого толкования его сущности. В современной психологии можем наблюдать разные подходы к определению профессионального выгорания.
Подчеркнем, что синдром эмоционального выгорания широко изучается в зарубежной психологии, где данный синдром называется английским словом burnout, который, может быть, сопоставим с такими русскими эквивалентами, как прекращение горения, сгорание, выгорание и т. д.
Качеством, которое обеспечивает врачебную коммуникабельность является эмоциональная стабильность, уравновешенность и отсутствие импульсивности. Она обеспечивает фармацевту в процессе общения с покупателями не сорваться. 
Подтвердилась гипотеза о том, что существует взаимосвязь коммуникативной компетентности и профессиональных деформаций фармацевтов:
высокий уровень коммуникативной компетентности связан с низким уровнем профессиональных деформаций;
средняя степень выраженности коммуникативной компетентности детерминирована средним уровнем профессиональных деформаций;
низкий уровень коммуникативной компетентности обусловлен высоким уровнем профессиональных деформаций фармацевтов.
Проведённый нами анализ позволил выявить наличие корреляционных связей между характеристиками «завуалированная жестокость» с «эмоциональным истощение», «низким уровнем удовлетворительности работой» и «эмоциональной отстраненностью от работы». Была обнаружена взаимосвязь одного из феноменов коммуникативной установки с феноменами профессиональной деформации фармацевтов. В группе респондентов наблюдается устойчивая положительная связь «обоснованного негативизма» с низким показателем удовлетворенности работой и показателями эмоциональной сферы личности – «эмоциональный дефицит» и «уровнем редукции». В группе респондентов была выявлена отрицательная взаимосвязь «не коммуникабельностью» с «удовлетворенностью работой» и устойчивая отрицательная взаимосвязь «брюзжания» с «умением управлять собственными эмоциями». Кроме того, выявлена положительная корреляционная взаимосвязь «негативного личного опыта» с феноменом эмоциональной сферы личности – «Эмоционально-нравственная дезориентация».
В результате статистической обработки данных, было обнаружено наличие положительных и отрицательных взаимосвязей феноменов коммуникативной установки с «эмоциональным выгоранием» у фармацевтов.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что для фармацевтов представляются характерными следующие коммуникативные установки:
По результатам исследования по данной методике было выявлено:
40 фармацевтам (66,7) эмоции обычно не мешают общаться с сотрудниками и пациентами
12 фармацевтам (20%) – существуют некоторые проблемы с эмоциональностью в общении, возможно, это связано с уровнем деформации работников. 
6 человекам (10%) эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с пациентами и сотрудниками, 
2 фармацевтам (3,3%) эмоции явно мешают в установлении контактов с людьми, возможно, он подвержен каким-либо дезорганизующим реакциям или же состояниям.
12 респондентов (20%) не коммуникабельны, что является не совместимым с профессией фармацевта. На их трудно положиться в том деле, которое требует групповые усилия. 
4 человека (6,7%) замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество. Возможно,  это связано с тем, что респонденты недавно пришли работать в данное учреждение. 
6 человек (10%) общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Такие люди не боятся возникающих проблем. 
24 человека (40%) имеют нормальный уровень коммуникабельности. Они любознательны, и охотно слушают интересных собеседников, а также терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. 
12 человек (20%) весьма общительны разговорчивы, любопытны, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. 
2 человека (3,3%) имеет уровень общительности слишком высокий, всегда в курсе всех дел. Любит поучаствовать в дискуссиях. По этой причине сотрудники к нему относятся с некоторой опаской. 
Эмоциональное выгорание:
в фазе напряжение пребывает в связи с 14,20% - симптомом переживания психотравмирующих обстоятельств, с симптомом загнанность в клетку 24% испытуемых, очень повышен показатель депрессии, который составляет 43% испытуемых;
в фазе резистенции у 33 % испытуемых был выявлен высокий процент эмоционально-нравственной дезориентации испытуемых, что говорит о повышенной эмоциональности 22 человека, немного ниже уровень расширения сферы экономии эмоций 24% респондентов;
в фазе истощения пребывает 43% респондентов.
Полученные данные свидетельствуют, что в исследуемой совокупности 43% респондентов (26 человек) имеют сформировавшийся СЭВ, а 33 % (20 человек) имеют СЭВ на стадии формирования.
Результаты исследования позволили выявить, что 2 человека (3,7%) вполне удовлетворены своей работой, имеет завышенный уровень самооценки, 22 человека (36,3%) не вполне удовлетворены работой и 36 человек (60%) не удовлетворен своей работой, имеют заниженный уровень самооценки.
По результатам проведенного эмпирического исследования были разработаны практические рекомендации для фармацевтов по повышению уровня коммуникативной компетентности и избеганию профессиональных деформаций.
Цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПрофессиональноГО выгораниЯ фармацевтов
1.1. Профессиональное выгорание, особенности, этапы
История термина «синдром эмоционального выгорания» начинается с 1974 года, когда американский психиатр H. J. Freundenberger впервые обратил внимание на этот феномен и описал его как «поражение, истощение или износ, что происходит с человеком вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам». Термин «профессиональное выгорание» появился в литературе по психологии в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаются с пациентами, клиентами и постоянно находятся в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сейчас этот термин уже имеет диагностический статус «Z 73.0 Выгорания, состояние жизненного истощения» в Международном статистическом классификаторе заболеваний и проблем, связанных со здоровьем[13,c.88].
В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении профессионального выгорания, что является основной причиной – личностные характеристики человека или организационные. Синдром выгорания – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение [22].
Этот синдром обычно расценивается как стресс-реакция в ответ на производственные и эмоциональные требования, происходящие от излишней преданности человека своей работе с сопутствующим при этом пренебрежением к семейной жизни или отдыха. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно приводит к «профессиональному выгоранию». «Выгорание» не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. Это состояние возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По сути – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения (HansHugoBrunoSelye).
Среди симптомов, которые возникают первыми, можно выделить общее чувство усталости, враждебное отношение к работе, общее неопределенное чувство беспокойства. Восприятие работы как таковой, что постоянно усложняется и становится менее результативной. Человек может легко разозлиться, раздражаться, чувствовать себя вымотанным и быть настроенной чрезвычайно негативно ко всем событиям [4,c.189].
Результаты исследований показывают, что наиболее чувствительными к выгоранию являются молодые люди (19-25 лет), которые при столкновении с реальной действительностью, что не соответствует их ожиданию, получают эмоциональный шок и люди старшего возраста (40-50 лет). Довольно часто можно наблюдать как у мужчин, так и у женщин, профессиональное выгорание в возрасте 30 лет. Возможно, причиной является кризис 30 лет, которую психологи часто называют «проблемой смысла жизни». Анализируя пройденный жизненный путь, человек видит, как при сформированном и внешне благополучной жизни все-таки несовершенна его личность. Происходит переоценка ценностей и бывает так, что карьерные достижения в этом возрасте теряют смысл [9].
В некоторых исследованиях прослеживается, взаимосвязи семейного состояния и выгорания. Более высокая склонность к выгоранию есть у неженатых лиц (особенно мужского пола). Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Доказано, что мужчины более подвержены деперсонализации, а женщины до эмоционального истощения. Мужчины оказались более чувствительными к воздействию таких стрессовых ситуаций, как необходимость демонстрации чисто мужских качеств (сила, отвага). Женщины оказались более чувствительными к стрессовым ситуациям, которые требовали от них сопереживания, воспитательских навыков, повиновения. Женщина, что работает, получает более высокие рабочие нагрузки (в сравнении с мужчинами) через дополнительные домашние и семейные обязанности.
Существуют данные о связи между уровнем образования и выгоранием. Люди с более высоким уровнем образования предъявляют к себе завышенные требования, считают, что не могут реализовать свои возможности (человек занимает не ту должность, на которую она могла бы претендовать, или не ту, на которую училась).
Синдром выгорания характеризуется определенными симптомами.
Психофизические симптомы [60]:
чувство постоянной усталости не только вечером, но и утром;
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;
общая ассенизация (слабость, снижение активности и энергичности, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, вялое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия;
повышенная раздражительность на незначительные события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказ от общения, замкнутость в себе);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых нет причин;
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.
Поведенческие симптомы [31,c.89]:
ощущение, что работа становится все тяжелее и выполнять ее все труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
руководителю трудно принимать решения;чувство бесполезности, неверие, что дела улучшатся, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к ее результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «зацикливание» на мелких деталях;
дистанционность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Факторами, влияющими на выгорание есть индивидуальные особенности нервной системы и темперамента. Быстрее выгорают работники со слабой нервной системой и те, индивидуальные особенности которых не сочетаются с требованиями профессий типа «человек-человек» [16]. Согласно модели синдрома «выгорания», которая была предложена американскими исследователями-женщинами ChristinaMaslach и Susan E. Jackson, «профессиональное выгорание» понимается как Синдром эмоционального истощения, деперсонализация и редукция личных достижений.
Таким образом, эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и характеризуется сниженным эмоциональным фоном, равнодушием или эмоциональным перенасыщением.
Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть рост зависимости, а в других рост негативизма, циничности настроек и чувств в отношении других людей [28].
Редукция личных достижений заключается либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебной достоинства и возможностей, или в нивелировании личного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей в отношении других, и тому подобное.