Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Профессиональное выгорание фармацевтов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1

Глава&nbsp1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ&nbspАСПЕКТЫ&nbspИЗУЧЕНИЯ&nbspПрофессиональноГО&nbspвыгораниЯ&nbspфармацевтов 3

1.1.&nbspПрофессиональное&nbspвыгорание,&nbspособенности,&nbspэтапы 4

1.2.&nbspПсихологические&nbspособенности&nbspработы&nbspфармацевта 8

1.3.&nbspОсобенности&nbspпрофессиональных&nbspдеформаций 13

фармацевтов 13

ГЛАВА&nbsp2.&nbspЭМПИРИЧЕСКОЕ&nbspИССЛЕДОВАНИЕ&nbspВЗАИМОСВЯЗИ&nbspКОММУНИКАТИВНОЙ&nbspКОМПЕТЕНТНОСТИ&nbspИ&nbspПРОФЕССИОНАЛЬНОГО&nbspВЫГОРАНИЯ&nbspФАРМАЦЕВТОВ 21

2.1.&nbspМатериалы&nbspи&nbspметоды&nbspисследования 21

2.2.&nbspАнализ&nbspрезультатов&nbspисследования 23

2.3Рекомендации 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК&nbspЛИТЕРАТУРНЫХ&nbspИСТОЧНИКОВ #

ПРИЛОЖЕНИЕ #

  

Введение:

 

Актуальность&nbspтемы.&nbspВ&nbspсовременных&nbspусловиях&nbspвозрастают&nbspтребования&nbspк&nbspпрофессиональному&nbspуровню&nbspфармацевтических&nbspработников,&nbspчто&nbspобусловливает&nbspопределенные&nbspпреобразования&nbspв&nbspсистеме&nbspмедицинского&nbspобразования&nbspи&nbspорганизации&nbspподготовки&nbspпровизоров&nbspи&nbspразвития&nbspих&nbspпрофессиональной&nbspи&nbspпрофессиональной&nbspкомпетентности.&nbspСоответственно,&nbspувеличиваются&nbspпсихологические&nbspнагрузки&nbspи,&nbspкак&nbspследствие,&nbspколичество&nbspстрессовых&nbspситуаций&nbspна&nbspрабочем&nbspместе,&nbspчто&nbspприводит&nbspк&nbspсерьезным&nbspосложнениям,&nbspв&nbspтом&nbspчисле&nbspк&nbspэмоциональному&nbspвыгоранию&nbsp[4;&nbsp6].&nbspВ&nbspэтом&nbspконтексте&nbspпроблема&nbspсохранения&nbspпсихического&nbspздоровья&nbspбудущих&nbspпровизоров&nbspпредставляет&nbspинтерес&nbspдля&nbspпсихологической&nbspнауки,&nbspпоскольку&nbspее&nbspразработка&nbspявляется&nbspчрезвычайно&nbspактуальной&nbspи&nbspважной&nbspдля&nbspрешения&nbspряда&nbspвопросов&nbspобразовательной&nbspпрактики,&nbspсвязанных,&nbspв&nbspчастности,&nbspс&nbspуспешной&nbspадаптацией&nbspк&nbspобучению&nbspв&nbspучреждениях&nbspвысшего&nbspобразования,&nbspуспеваемостью&nbspв&nbspучебе,&nbspмотивацией&nbspк&nbspобучению,&nbspа&nbspследовательно&nbsp–&nbspкачеством&nbspподготовки&nbspбудущих&nbspспециалистов&nbspфармацевтической&nbspотрасли.

&nbspАнализ&nbspпоследних&nbspисследований&nbspпо&nbspэтой&nbspпроблеме.&nbspПроблема&nbspпрофессионального&nbspвыгорания&nbspличности&nbspбыла&nbspпредметом&nbspмногочисленных&nbspисследований&nbspв&nbspпсихологии.&nbspОдной&nbspиз&nbspпредпосылок&nbspразвития&nbspпрофессиональных&nbspдеформаций&nbspличности&nbspявляется&nbspпрофессиональное&nbspвыгорание,&nbspили&nbspсиндром&nbsp«эмоционального&nbspвыгорания».&nbspВ&nbspпоследние&nbspдва&nbspдесятилетия&nbspинтерес&nbspисследователей&nbspпривлекает&nbspспецифический&nbspвид&nbspпрофессионального&nbspзаболевания&nbspлиц,&nbspработающих&nbspс&nbspлюдьми&nbsp–&nbspмедицинских&nbspи&nbspфармацевтических&nbspработников,&nbspпедагогов,&nbspпсихологов,&nbspвоспитателей,&nbspработников&nbspторговли,&nbspруководителей,&nbspменеджеров&nbspи&nbspтому&nbspподобное.&nbspВыяснилось,&nbspчто&nbspпредставители&nbspданных&nbspпрофессий&nbspподвержены&nbspсимптомам&nbspпостепенного&nbspэмоционального&nbspутомления&nbspи&nbspопустошения&nbsp–&nbspсиндрому&nbsp«эмоционального&nbspвыгорания».&nbspЦентральное&nbspместо&nbspв&nbspразвитии&nbspвыгорания&nbspкак&nbspнаучной&nbspконцепции&nbspзаняли&nbspработы&nbspК.&nbspМаслач&nbspи&nbspее&nbspколлег&nbsp(С.&nbspДжексон&nbspи&nbspА.&nbspПайнс).&nbspРазработанные&nbspими&nbspвыгорания&nbspпослужили&nbspосновой&nbspдля&nbspпроведения&nbspдальнейших&nbspисследований&nbspфеномена&nbsp[10; 11; 12; 13;&nbsp14].&nbspСреди&nbspотечественных&nbspпсихологов,&nbspкоторые&nbspисследовали&nbspспецифику&nbspдетерминации&nbspи&nbspтечения&nbspпрофессионального&nbspвыгорания&nbspна&nbspпросторах&nbspукраинского&nbspпрофессионального&nbspсреды,&nbspТ.&nbspЗайчикова,&nbspЛ.&nbspКарамушка,&nbspА.&nbspКитаев-Смык,&nbspА.&nbspСолодухова,&nbspТ.&nbspЯценко.&nbspМ.&nbspЕ.&nbspВодопьянов&nbspопределяет&nbspэмоциональное&nbspвыгорание&nbspкак&nbspдолговременную&nbspстрессовую&nbspреакцию,&nbspвозникающую&nbspвследствие&nbspпродолжительных&nbspпрофессиональных&nbspстрессов&nbspсредней&nbspэффективности&nbsp[5].&nbsp

Объект&nbspисследования&nbsp–&nbspпроцесс&nbspпрофессионального&nbspвыгорания&nbspфармацевтов.

Цель&nbspисследования&nbsp–&nbspИзучить&nbspпрофессиональное&nbspвыгорание&nbspфармацевтов.

Задачи&nbspисследования:

-изучить&nbspпрофессиональное&nbspвыгорание,&nbspособенности,&nbspэтапы.

-рассмотреть&nbspпсихологические&nbspособенности&nbspработы&nbspфармацевта.

-рассмотреть&nbspособенности&nbspпрофессиональных&nbspдеформаций&nbspфармацевтов

-&nbspразработать&nbspрекомендации&nbspпо&nbspпрофилактике&nbspпрофессионального&nbspвыгорания.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ&nbspлитературных&nbspисточников&nbspпозволил&nbspвыявить:

Понятие&nbsp«эмоциональное&nbspвыгорание»&nbspв&nbspпсихологии&nbspпоявилось&nbspнедавно&nbspприблизительно&nbsp30&nbspлет&nbspназад,&nbspявляется&nbspсложным&nbspмногокомпонентным&nbspфеноменом&nbspи,&nbspотметим,&nbspв&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspнет&nbspчеткого&nbspтолкования&nbspего&nbspсущности.&nbspВ&nbspсовременной&nbspпсихологии&nbspможем&nbspнаблюдать&nbspразные&nbspподходы&nbspк&nbspопределению&nbspпрофессионального&nbspвыгорания.

Подчеркнем,&nbspчто&nbspсиндром&nbspэмоционального&nbspвыгорания&nbspшироко&nbspизучается&nbspв&nbspзарубежной&nbspпсихологии,&nbspгде&nbspданный&nbspсиндром&nbspназывается&nbspанглийским&nbspсловом&nbspburnout,&nbspкоторый,&nbspможет&nbspбыть,&nbspсопоставим&nbspс&nbspтакими&nbspрусскими&nbspэквивалентами,&nbspкак&nbspпрекращение&nbspгорения,&nbspсгорание,&nbspвыгорание&nbspи&nbspт.&nbspд.

Качеством,&nbspкоторое&nbspобеспечивает&nbspврачебную&nbspкоммуникабельность&nbspявляется&nbspэмоциональная&nbspстабильность,&nbspуравновешенность&nbspи&nbspотсутствие&nbspимпульсивности.&nbspОна&nbspобеспечивает&nbspфармацевту&nbspв&nbspпроцессе&nbspобщения&nbspс&nbspпокупателями&nbspне&nbspсорваться.&nbsp

Подтвердилась&nbspгипотеза&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspсуществует&nbspвзаимосвязь&nbspкоммуникативной&nbspкомпетентности&nbspи&nbspпрофессиональных&nbspдеформаций&nbspфармацевтов:

высокий&nbspуровень&nbspкоммуникативной&nbspкомпетентности&nbspсвязан&nbspс&nbspнизким&nbspуровнем&nbspпрофессиональных&nbspдеформаций;

средняя&nbspстепень&nbspвыраженности&nbspкоммуникативной&nbspкомпетентности&nbspдетерминирована&nbspсредним&nbspуровнем&nbspпрофессиональных&nbspдеформаций;

низкий&nbspуровень&nbspкоммуникативной&nbspкомпетентности&nbspобусловлен&nbspвысоким&nbspуровнем&nbspпрофессиональных&nbspдеформаций&nbspфармацевтов.

Проведённый&nbspнами&nbspанализ&nbspпозволил&nbspвыявить&nbspналичие&nbspкорреляционных&nbspсвязей&nbspмежду&nbspхарактеристиками&nbsp«завуалированная&nbspжестокость»&nbspс&nbsp«эмоциональным&nbspистощение»,&nbsp«низким&nbspуровнем&nbspудовлетворительности&nbspработой»&nbspи&nbsp«эмоциональной&nbspотстраненностью&nbspот&nbspработы».&nbspБыла&nbspобнаружена&nbspвзаимосвязь&nbspодного&nbspиз&nbspфеноменов&nbspкоммуникативной&nbspустановки&nbspс&nbspфеноменами&nbspпрофессиональной&nbspдеформации&nbspфармацевтов.&nbspВ&nbspгруппе&nbspреспондентов&nbspнаблюдается&nbspустойчивая&nbspположительная&nbspсвязь&nbsp«обоснованного&nbspнегативизма»&nbspс&nbspнизким&nbspпоказателем&nbspудовлетворенности&nbspработой&nbspи&nbspпоказателями&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspличности&nbsp–&nbsp«эмоциональный&nbspдефицит»&nbspи&nbsp«уровнем&nbspредукции».&nbspВ&nbspгруппе&nbspреспондентов&nbspбыла&nbspвыявлена&nbspотрицательная&nbspвзаимосвязь&nbsp«не&nbspкоммуникабельностью»&nbspс&nbsp«удовлетворенностью&nbspработой»&nbspи&nbspустойчивая&nbspотрицательная&nbspвзаимосвязь&nbsp«брюзжания»&nbspс&nbsp«умением&nbspуправлять&nbspсобственными&nbspэмоциями».&nbspКроме&nbspтого,&nbspвыявлена&nbspположительная&nbspкорреляционная&nbspвзаимосвязь&nbsp«негативного&nbspличного&nbspопыта»&nbspс&nbspфеноменом&nbspэмоциональной&nbspсферы&nbspличности&nbsp–&nbsp«Эмоционально-нравственная&nbspдезориентация».

В&nbspрезультате&nbspстатистической&nbspобработки&nbspданных,&nbspбыло&nbspобнаружено&nbspналичие&nbspположительных&nbspи&nbspотрицательных&nbspвзаимосвязей&nbspфеноменов&nbspкоммуникативной&nbspустановки&nbspс&nbsp«эмоциональным&nbspвыгоранием»&nbspу&nbspфармацевтов.

В&nbspходе&nbspэмпирического&nbspисследования&nbspвыяснилось,&nbspчто&nbspдля&nbspфармацевтов&nbspпредставляются&nbspхарактерными&nbspследующие&nbspкоммуникативные&nbspустановки:

По&nbspрезультатам&nbspисследования&nbspпо&nbspданной&nbspметодике&nbspбыло&nbspвыявлено:

40&nbspфармацевтам&nbsp(66,7)&nbspэмоции&nbspобычно&nbspне&nbspмешают&nbspобщаться&nbspс&nbspсотрудниками&nbspи&nbspпациентами

12&nbspфармацевтам&nbsp(20%)&nbsp–&nbspсуществуют&nbspнекоторые&nbspпроблемы&nbspс&nbspэмоциональностью&nbspв&nbspобщении,&nbspвозможно,&nbspэто&nbspсвязано&nbspс&nbspуровнем&nbspдеформации&nbspработников.&nbsp

6&nbspчеловекам&nbsp(10%)&nbspэмоции&nbsp«на&nbspкаждый&nbspдень»&nbspв&nbspнекоторой&nbspстепени&nbspосложняют&nbspвзаимодействие&nbspс&nbspпациентами&nbspи&nbspсотрудниками,&nbsp

2&nbspфармацевтам&nbsp(3,3%)&nbspэмоции&nbspявно&nbspмешают&nbspв&nbspустановлении&nbspконтактов&nbspс&nbspлюдьми,&nbspвозможно,&nbspон&nbspподвержен&nbspкаким-либо&nbspдезорганизующим&nbspреакциям&nbspили&nbspже&nbspсостояниям.

12&nbspреспондентов&nbsp(20%)&nbspне&nbspкоммуникабельны,&nbspчто&nbspявляется&nbspне&nbspсовместимым&nbspс&nbspпрофессией&nbspфармацевта.&nbspНа&nbspих&nbspтрудно&nbspположиться&nbspв&nbspтом&nbspделе,&nbspкоторое&nbspтребует&nbspгрупповые&nbspусилия.&nbsp

4&nbspчеловека&nbsp(6,7%)&nbspзамкнуты,&nbspнеразговорчивы,&nbspпредпочитают&nbspодиночество.&nbspВозможно,&nbsp&nbspэто&nbspсвязано&nbspс&nbspтем,&nbspчто&nbspреспонденты&nbspнедавно&nbspпришли&nbspработать&nbspв&nbspданное&nbspучреждение.&nbsp

6&nbspчеловек&nbsp(10%)&nbspобщительны&nbspи&nbspв&nbspнезнакомой&nbspобстановке&nbspчувствуют&nbspсебя&nbspвполне&nbspуверенно.&nbspТакие&nbspлюди&nbspне&nbspбоятся&nbspвозникающих&nbspпроблем.&nbsp

24&nbspчеловека&nbsp(40%)&nbspимеют&nbspнормальный&nbspуровень&nbspкоммуникабельности.&nbspОни&nbspлюбознательны,&nbspи&nbspохотно&nbspслушают&nbspинтересных&nbspсобеседников,&nbspа&nbspтакже&nbspтерпеливы&nbspв&nbspобщении&nbspс&nbspдругими,&nbspотстаивают&nbspсвою&nbspточку&nbspзрения&nbspбез&nbspвспыльчивости.&nbsp

12&nbspчеловек&nbsp(20%)&nbspвесьма&nbspобщительны&nbspразговорчивы,&nbspлюбопытны,&nbspлюбят&nbspвысказываться&nbspпо&nbspразным&nbspвопросам,&nbspчто,&nbspбывает,&nbspвызывает&nbspраздражение&nbspокружающих.&nbspОхотно&nbspзнакомятся&nbspс&nbspновыми&nbspлюдьми.&nbsp

2&nbspчеловека&nbsp(3,3%)&nbspимеет&nbspуровень&nbspобщительности&nbspслишком&nbspвысокий,&nbspвсегда&nbspв&nbspкурсе&nbspвсех&nbspдел.&nbspЛюбит&nbspпоучаствовать&nbspв&nbspдискуссиях.&nbspПо&nbspэтой&nbspпричине&nbspсотрудники&nbspк&nbspнему&nbspотносятся&nbspс&nbspнекоторой&nbspопаской.&nbsp

Эмоциональное&nbspвыгорание:

в&nbspфазе&nbspнапряжение&nbspпребывает&nbspв&nbspсвязи&nbspс&nbsp14,20%&nbsp-&nbspсимптомом&nbspпереживания&nbspпсихотравмирующих&nbspобстоятельств,&nbspс&nbspсимптомом&nbspзагнанность&nbspв&nbspклетку&nbsp24%&nbspиспытуемых,&nbspочень&nbspповышен&nbspпоказатель&nbspдепрессии,&nbspкоторый&nbspсоставляет&nbsp43%&nbspиспытуемых;

в&nbspфазе&nbspрезистенции&nbspу&nbsp33&nbsp%&nbspиспытуемых&nbspбыл&nbspвыявлен&nbspвысокий&nbspпроцент&nbspэмоционально-нравственной&nbspдезориентации&nbspиспытуемых,&nbspчто&nbspговорит&nbspо&nbspповышенной&nbspэмоциональности&nbsp22&nbspчеловека,&nbspнемного&nbspниже&nbspуровень&nbspрасширения&nbspсферы&nbspэкономии&nbspэмоций&nbsp24%&nbspреспондентов;

в&nbspфазе&nbspистощения&nbspпребывает&nbsp43%&nbspреспондентов.

Полученные&nbspданные&nbspсвидетельствуют,&nbspчто&nbspв&nbspисследуемой&nbspсовокупности&nbsp43%&nbspреспондентов&nbsp(26&nbspчеловек)&nbspимеют&nbspсформировавшийся&nbspСЭВ,&nbspа&nbsp33&nbsp%&nbsp(20&nbspчеловек)&nbspимеют&nbspСЭВ&nbspна&nbspстадии&nbspформирования.

Результаты&nbspисследования&nbspпозволили&nbspвыявить,&nbspчто&nbsp2&nbspчеловека&nbsp(3,7%)&nbspвполне&nbspудовлетворены&nbspсвоей&nbspработой,&nbspимеет&nbspзавышенный&nbspуровень&nbspсамооценки,&nbsp22&nbspчеловека&nbsp(36,3%)&nbspне&nbspвполне&nbspудовлетворены&nbspработой&nbspи&nbsp36&nbspчеловек&nbsp(60%)&nbspне&nbspудовлетворен&nbspсвоей&nbspработой,&nbspимеют&nbspзаниженный&nbspуровень&nbspсамооценки.

По&nbspрезультатам&nbspпроведенного&nbspэмпирического&nbspисследования&nbspбыли&nbspразработаны&nbspпрактические&nbspрекомендации&nbspдля&nbspфармацевтов&nbspпо&nbspповышению&nbspуровня&nbspкоммуникативной&nbspкомпетентности&nbspи&nbspизбеганию&nbspпрофессиональных&nbspдеформаций.

Цель&nbspдостигнута,&nbspзадачи&nbspвыполнены,&nbspгипотеза&nbspподтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава&nbsp1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ&nbspАСПЕКТЫ&nbspИЗУЧЕНИЯ&nbspПрофессиональноГО&nbspвыгораниЯ&nbspфармацевтов

1.1.&nbspПрофессиональное&nbspвыгорание,&nbspособенности,&nbspэтапы

История&nbspтермина&nbsp«синдром&nbspэмоционального&nbspвыгорания»&nbspначинается&nbspс&nbsp1974&nbspгода,&nbspкогда&nbspамериканский&nbspпсихиатр&nbspH.&nbspJ.&nbspFreundenberger&nbspвпервые&nbspобратил&nbspвнимание&nbspна&nbspэтот&nbspфеномен&nbspи&nbspописал&nbspего&nbspкак&nbsp«поражение,&nbspистощение&nbspили&nbspизнос,&nbspчто&nbspпроисходит&nbspс&nbspчеловеком&nbspвследствие&nbspрезко&nbspзавышенных&nbspтребований&nbspк&nbspсобственным&nbspресурсам&nbspи&nbspсилам».&nbspТермин&nbsp«профессиональное&nbspвыгорание»&nbspпоявился&nbspв&nbspлитературе&nbspпо&nbspпсихологии&nbspв&nbsp1974&nbspгоду&nbspдля&nbspхарактеристики&nbspпсихического&nbspсостояния&nbspздоровых&nbspлюдей,&nbspкоторые&nbspинтенсивно&nbspобщаются&nbspс&nbspпациентами,&nbspклиентами&nbspи&nbspпостоянно&nbspнаходятся&nbspв&nbspэмоционально&nbspнагруженной&nbspатмосфере&nbspпри&nbspоказании&nbspпрофессиональной&nbspпомощи.&nbspСейчас&nbspэтот&nbspтермин&nbspуже&nbspимеет&nbspдиагностический&nbspстатус&nbsp«Z&nbsp73.0&nbspВыгорания,&nbspсостояние&nbspжизненного&nbspистощения»&nbspв&nbspМеждународном&nbspстатистическом&nbspклассификаторе&nbspзаболеваний&nbspи&nbspпроблем,&nbspсвязанных&nbspсо&nbspздоровьем[13,c.88].

В&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspне&nbspсуществует&nbspоднозначного&nbspответа&nbspна&nbspвопрос&nbspо&nbspтом,&nbspчто&nbspже&nbspявляется&nbspглавным&nbspв&nbspвозникновении&nbspпрофессионального&nbspвыгорания,&nbspчто&nbspявляется&nbspосновной&nbspпричиной&nbsp–&nbspличностные&nbspхарактеристики&nbspчеловека&nbspили&nbspорганизационные.&nbspСиндром&nbspвыгорания&nbsp–&nbspэто&nbspфизическое,&nbspэмоциональное&nbspили&nbspмотивационное&nbspистощение&nbsp[22].

Этот&nbspсиндром&nbspобычно&nbspрасценивается&nbspкак&nbspстресс-реакция&nbspв&nbspответ&nbspна&nbspпроизводственные&nbspи&nbspэмоциональные&nbspтребования,&nbspпроисходящие&nbspот&nbspизлишней&nbspпреданности&nbspчеловека&nbspсвоей&nbspработе&nbspс&nbspсопутствующим&nbspпри&nbspэтом&nbspпренебрежением&nbspк&nbspсемейной&nbspжизни&nbspили&nbspотдыха.&nbspНепрерывное&nbspили&nbspпрогрессирующее&nbspнарушение&nbspравновесия&nbspнеизбежно&nbspприводит&nbspк&nbsp«профессиональному&nbspвыгоранию».&nbsp«Выгорание»&nbspне&nbspпросто&nbspрезультат&nbspстресса,&nbspа&nbspследствие&nbspнеуправляемого&nbspстресса.&nbspЭто&nbspсостояние&nbspвозникает&nbspв&nbspрезультате&nbspвнутреннего&nbspнакопления&nbspотрицательных&nbspэмоций&nbspбез&nbspсоответствующей&nbsp«разрядки»&nbspили&nbsp«освобождения»&nbspот&nbspних.&nbspПо&nbspсути&nbsp–&nbspэто&nbspдистресс&nbspили&nbspтретья&nbspстадия&nbspобщего&nbspадаптационного&nbspсиндрома&nbsp–&nbspстадия&nbspистощения&nbsp(HansHugoBrunoSelye).

Среди&nbspсимптомов,&nbspкоторые&nbspвозникают&nbspпервыми,&nbspможно&nbspвыделить&nbspобщее&nbspчувство&nbspусталости,&nbspвраждебное&nbspотношение&nbspк&nbspработе,&nbspобщее&nbspнеопределенное&nbspчувство&nbspбеспокойства.&nbspВосприятие&nbspработы&nbspкак&nbspтаковой,&nbspчто&nbspпостоянно&nbspусложняется&nbspи&nbspстановится&nbspменее&nbspрезультативной.&nbspЧеловек&nbspможет&nbspлегко&nbspразозлиться,&nbspраздражаться,&nbspчувствовать&nbspсебя&nbspвымотанным&nbspи&nbspбыть&nbspнастроенной&nbspчрезвычайно&nbspнегативно&nbspко&nbspвсем&nbspсобытиям&nbsp[4,c.189].

Результаты&nbspисследований&nbspпоказывают,&nbspчто&nbspнаиболее&nbspчувствительными&nbspк&nbspвыгоранию&nbspявляются&nbspмолодые&nbspлюди&nbsp(19-25&nbspлет),&nbspкоторые&nbspпри&nbspстолкновении&nbspс&nbspреальной&nbspдействительностью,&nbspчто&nbspне&nbspсоответствует&nbspих&nbspожиданию,&nbspполучают&nbspэмоциональный&nbspшок&nbspи&nbspлюди&nbspстаршего&nbspвозраста&nbsp(40-50&nbspлет).&nbspДовольно&nbspчасто&nbspможно&nbspнаблюдать&nbspкак&nbspу&nbspмужчин,&nbspтак&nbspи&nbspу&nbspженщин,&nbspпрофессиональное&nbspвыгорание&nbspв&nbspвозрасте&nbsp30&nbspлет.&nbspВозможно,&nbspпричиной&nbspявляется&nbspкризис&nbsp30&nbspлет,&nbspкоторую&nbspпсихологи&nbspчасто&nbspназывают&nbsp«проблемой&nbspсмысла&nbspжизни».&nbspАнализируя&nbspпройденный&nbspжизненный&nbspпуть,&nbspчеловек&nbspвидит,&nbspкак&nbspпри&nbspсформированном&nbspи&nbspвнешне&nbspблагополучной&nbspжизни&nbspвсе-таки&nbspнесовершенна&nbspего&nbspличность.&nbspПроисходит&nbspпереоценка&nbspценностей&nbspи&nbspбывает&nbspтак,&nbspчто&nbspкарьерные&nbspдостижения&nbspв&nbspэтом&nbspвозрасте&nbspтеряют&nbspсмысл&nbsp[9].

В&nbspнекоторых&nbspисследованиях&nbspпрослеживается,&nbspвзаимосвязи&nbspсемейного&nbspсостояния&nbspи&nbspвыгорания.&nbspБолее&nbspвысокая&nbspсклонность&nbspк&nbspвыгоранию&nbspесть&nbspу&nbspнеженатых&nbspлиц&nbsp(особенно&nbspмужского&nbspпола).&nbspПричем&nbspхолостяки&nbspв&nbspбольшей&nbspстепени&nbspпредрасположены&nbspк&nbspвыгоранию&nbspдаже&nbspпо&nbspсравнению&nbspс&nbspразведенными&nbspмужчинами.&nbspДоказано,&nbspчто&nbspмужчины&nbspболее&nbspподвержены&nbspдеперсонализации,&nbspа&nbspженщины&nbspдо&nbspэмоционального&nbspистощения.&nbspМужчины&nbspоказались&nbspболее&nbspчувствительными&nbspк&nbspвоздействию&nbspтаких&nbspстрессовых&nbspситуаций,&nbspкак&nbspнеобходимость&nbspдемонстрации&nbspчисто&nbspмужских&nbspкачеств&nbsp(сила,&nbspотвага).&nbspЖенщины&nbspоказались&nbspболее&nbspчувствительными&nbspк&nbspстрессовым&nbspситуациям,&nbspкоторые&nbspтребовали&nbspот&nbspних&nbspсопереживания,&nbspвоспитательских&nbspнавыков,&nbspповиновения.&nbspЖенщина,&nbspчто&nbspработает,&nbspполучает&nbspболее&nbspвысокие&nbspрабочие&nbspнагрузки&nbsp(в&nbspсравнении&nbspс&nbspмужчинами)&nbspчерез&nbspдополнительные&nbspдомашние&nbspи&nbspсемейные&nbspобязанности.

Существуют&nbspданные&nbspо&nbspсвязи&nbspмежду&nbspуровнем&nbspобразования&nbspи&nbspвыгоранием.&nbspЛюди&nbspс&nbspболее&nbspвысоким&nbspуровнем&nbspобразования&nbspпредъявляют&nbspк&nbspсебе&nbspзавышенные&nbspтребования,&nbspсчитают,&nbspчто&nbspне&nbspмогут&nbspреализовать&nbspсвои&nbspвозможности&nbsp(человек&nbspзанимает&nbspне&nbspту&nbspдолжность,&nbspна&nbspкоторую&nbspона&nbspмогла&nbspбы&nbspпретендовать,&nbspили&nbspне&nbspту,&nbspна&nbspкоторую&nbspучилась).

Синдром&nbspвыгорания&nbspхарактеризуется&nbspопределенными&nbspсимптомами.

Психофизические&nbspсимптомы&nbsp[60]:

чувство&nbspпостоянной&nbspусталости&nbspне&nbspтолько&nbspвечером,&nbspно&nbspи&nbspутром;

ощущение&nbspэмоционального&nbspи&nbspфизического&nbspистощения;

снижение&nbspвосприимчивости&nbspи&nbspреактивности&nbspв&nbspсвязи&nbspс&nbspизменениями&nbspвнешней&nbspсреды;

общая&nbspассенизация&nbsp(слабость,&nbspснижение&nbspактивности&nbspи&nbspэнергичности,&nbspухудшение&nbspбиохимии&nbspкрови&nbspи&nbspгормональных&nbspпоказателей);

частые&nbspбеспричинные&nbspголовные&nbspболи,&nbspпостоянные&nbspрасстройства&nbspжелудочно-кишечного&nbspтракта;

резкая&nbspпотеря&nbspили&nbspрезкое&nbspувеличение&nbspвеса;

полная&nbspили&nbspчастичная&nbspбессонница;

постоянное&nbspзаторможенное,&nbspвялое&nbspсостояние&nbspи&nbspжелание&nbspспать&nbspв&nbspтечение&nbspвсего&nbspдня;

одышка&nbspили&nbspнарушения&nbspдыхания&nbspпри&nbspфизической&nbspили&nbspэмоциональной&nbspнагрузке;

заметное&nbspснижение&nbspвнешней&nbspи&nbspвнутренней&nbspсенсорной&nbspчувствительности:&nbspухудшение&nbspзрения,&nbspслуха,&nbspобоняния&nbspи&nbspосязания,&nbspпотеря&nbspвнутренних&nbspтелесных&nbspощущений.

Социально-психологические&nbspсимптомы:

безразличие,&nbspскука,&nbspпассивность&nbspи&nbspдепрессия;

повышенная&nbspраздражительность&nbspна&nbspнезначительные&nbspсобытия;

частые&nbspнервные&nbspсрывы&nbsp(вспышки&nbspнемотивированного&nbspгнева&nbspили&nbspотказ&nbspот&nbspобщения,&nbspзамкнутость&nbspв&nbspсебе);

постоянное&nbspпереживание&nbspнегативных&nbspэмоций,&nbspдля&nbspкоторых&nbspнет&nbspпричин;

чувство&nbspнеосознанного&nbspбеспокойства&nbspи&nbspповышенной&nbspтревожности;

чувство&nbspгиперответственности&nbspи&nbspпостоянное&nbspчувство&nbspстраха;

общая&nbspнегативная&nbspустановка&nbspна&nbspжизненные&nbspи&nbspпрофессиональные&nbspперспективы.

Поведенческие&nbspсимптомы&nbsp[31,c.89]:

ощущение,&nbspчто&nbspработа&nbspстановится&nbspвсе&nbspтяжелее&nbspи&nbspвыполнять&nbspее&nbspвсе&nbspтруднее;

сотрудник&nbspзаметно&nbspменяет&nbspсвой&nbspрабочий&nbspрежим&nbsp(увеличивает&nbspили&nbspсокращает&nbspвремя&nbspработы);

постоянно,&nbspбез&nbspнеобходимости&nbspберет&nbspработу&nbspдомой,&nbspно&nbspдома&nbspее&nbspне&nbspделает;

руководителю&nbspтрудно&nbspпринимать&nbspрешения;чувство&nbspбесполезности,&nbspневерие,&nbspчто&nbspдела&nbspулучшатся,&nbspснижение&nbspэнтузиазма&nbspпо&nbspотношению&nbspк&nbspработе,&nbspбезразличие&nbspк&nbspее&nbspрезультатам;

невыполнение&nbspважных,&nbspприоритетных&nbspзадач&nbspи&nbsp«зацикливание»&nbspна&nbspмелких&nbspдеталях;

дистанционность&nbspот&nbspсотрудников&nbspи&nbspклиентов,&nbspповышение&nbspнеадекватной&nbspкритичности;

злоупотребление&nbspалкоголем,&nbspрезкое&nbspвозрастание&nbspвыкуренных&nbspза&nbspдень&nbspсигарет,&nbspприменение&nbspнаркотических&nbspсредств.

Факторами,&nbspвлияющими&nbspна&nbspвыгорание&nbspесть&nbspиндивидуальные&nbspособенности&nbspнервной&nbspсистемы&nbspи&nbspтемперамента.&nbspБыстрее&nbspвыгорают&nbspработники&nbspсо&nbspслабой&nbspнервной&nbspсистемой&nbspи&nbspте,&nbspиндивидуальные&nbspособенности&nbspкоторых&nbspне&nbspсочетаются&nbspс&nbspтребованиями&nbspпрофессий&nbspтипа&nbsp«человек-человек»&nbsp[16].&nbspСогласно&nbspмодели&nbspсиндрома&nbsp«выгорания»,&nbspкоторая&nbspбыла&nbspпредложена&nbspамериканскими&nbspисследователями-женщинами&nbspChristinaMaslach&nbspи&nbspSusan&nbspE.&nbspJackson,&nbsp«профессиональное&nbspвыгорание»&nbspпонимается&nbspкак&nbspСиндром&nbspэмоционального&nbspистощения,&nbspдеперсонализация&nbspи&nbspредукция&nbspличных&nbspдостижений.

Таким&nbspобразом,&nbspэмоциональное&nbspистощение&nbspрассматривается&nbspкак&nbspосновная&nbspсоставляющая&nbsp«профессионального&nbspвыгорания»&nbspи&nbspхарактеризуется&nbspсниженным&nbspэмоциональным&nbspфоном,&nbspравнодушием&nbspили&nbspэмоциональным&nbspперенасыщением.

Деперсонализация&nbspпроявляется&nbspв&nbspдеформации&nbspотношений&nbspс&nbspдругими&nbspлюдьми.&nbspВ&nbspодних&nbspслучаях&nbspэто&nbspможет&nbspбыть&nbspрост&nbspзависимости,&nbspа&nbspв&nbspдругих&nbspрост&nbspнегативизма,&nbspциничности&nbspнастроек&nbspи&nbspчувств&nbspв&nbspотношении&nbspдругих&nbspлюдей&nbsp[28].

Редукция&nbspличных&nbspдостижений&nbspзаключается&nbspлибо&nbspв&nbspтенденции&nbspк&nbspнегативному&nbspоцениванию&nbspсебя,&nbspсвоих&nbspпрофессиональных&nbspдостижений&nbspи&nbspуспехов,&nbspнегативизме&nbspотносительно&nbspслужебной&nbspдостоинства&nbspи&nbspвозможностей,&nbspили&nbspв&nbspнивелировании&nbspличного&nbspдостоинства,&nbspограничении&nbspсвоих&nbspвозможностей,&nbspобязанностей&nbspв&nbspотношении&nbspдругих,&nbspи&nbspтому&nbspподобное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы