Курсовая с практикой на тему Профессиональное самоопределение старшеклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
Теоретические основы исследования профессионального самоопределения
старшеклассников. 5
1.1.
Экзистенциально-психологическое развитие в юности. 5
1.3. Особенности
профессионального самоопределения старшеклассников. 15
ГЛАВА 2. Программа
экспериментального исследования профессионального самоопределения
старшеклассников. 21
2.1. Этапы, методы
и методики исследования. 21
2.2. Характеристика
выборки и анализ результатов экспериментального исследования. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. 41
Введение:
Актуальность
исследования:
Тема самоопределения вообще, и профессионального в частности, в настоящий
момент весьма актуальна. Современный мир предлагает огромное
количество вариантов построения образовательной траектории, множество выборов
профессиональной сферы, огромное количество возможных кандидатов на роль
супружеского партера и т. п. Из-за этого сделать выбор становится все труднее и
труднее. Многие молодые люди прежде чем сделать его, могу по несколько раз
делать «примерки». Это касается и будущей профессии, и будущего супруга. На
протяжение многих веков молодежь не имела подобных трудностей: супруга выбирали
родители (при чем из довольно ограниченного числа претендентов подходящего
возраста, проживающих в том же или ближайшем населенном пункте), профессия,
ремесло передавались по наследству.
Бочавер
А. отмечает, что сложность выбора порождает тревогу и неуверенность, как
следствие молодые люди:
· «тяготеют к эскапизму и откладыванию
значимых решений»;
· не формируют долгосрочную стратегию,
ограничиваясь отдельными тактическими действиями;
· живут сегодняшним днем, не задумываясь о
будущем [3].
Пряжников Н.С. отмечает острую необходимость особого внимания общества к
проблеме профессионального самоопределения, к тому, что перед огромной массой
людей стоит проблема свободы выбора [23].
Проблема
профессионального самоопределения напрямую связана с выбором варианта всей
последующей жизни, поскольку, выбирая сферу своей будущей профессиональной
деятельности, молодой человек в конечном счете выбирает будущий «образ жизни»,
будущие взаимоотношения с миром, с близкими, с собой.
Н. Поливанова отмечает, что психологическим содержанием юношеского
кризиса является "отрыв от родительских корней", а основным
противоречием –необходимость сделать жизненный выбор, определяющий всю
последующую жизнь, и недостаток жизненного опыта, незавершенность становления
самосознания [10].
Профессиональное самоопределение является сложным и ответственным
шагом в жизни каждого человека. Оно требует обдуманного, взвешенного
решения, чтобы в последствии не пришлось сожалеть и испытывать чувство
разочарования за неправильный выбор.
Объект исследования: профессиональное самоопределение.
Предмет
исследования: профессиональное
самоопределение старшеклассников.
Цель исследования: выявление
особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к сущности
понятия «профессиональное самоопределение» в современной психологической науке.
2. Определить особенности
экзистенциально-психологического развития в юности, профессионального
самоопределения старшеклассников.
3. Обосновать выбор психодиагностических методик для
исследования профессионального самоопределения у учащихся 10-х классов и
провести практическое исследование.
4. Обобщить и систематизировать результаты теоретического
и практического исследования.
Методологические основы исследования: в своей работе мы опирались на труды Л.С. Выготского, С.Л.
Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, А.А. Деркач, Е.А.Климова, Н.С.
Пряжникова, Т.В.Кудрявцева, Е.М. Борисовой, И.М. Кондакова, А.В. Сухарева, Г.С.
Прыгина, А.К. Осницкого и других.
В экзистенциальной
парадигме к изучению феномена выбора обращались Хайдеггер, С. Кьеркегор, Ж.-П.
Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, Р. Мэй, И. Ялом, С. Мадди, В. Дружинин.
С позиций деятельностного подхода проблему
выбора разрабатывали Д.А. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, Н.В. Пилипко, Т.В. Корнилова,
Н.Ф. Наумова, Е.Ю. Мандрикова, Л.С. Кравченко, и др.
Методы исследования: анализ
теоретической литературы по проблеме исследования и систематизация эмпирических
результатов, полученных в ходе практической деятельности. Для изучения
профессионального выбора старшеклассников были использованы две методики — «Дифференциально-диагностический
опросник» (ДДО) Е.А.Климова и типологический
опросник Дж. Холланда.
Экспериментальная база исследования: МБОУ г. о.
Балашиха "Гимназия
№5". В эксперименте приняли участие 20
учащихся 10-х классов.
Практическая значимость исследования
заключается в том, что в работе изучены особенности профессионального
самоопределения старшеклассников. Полученные результаты могут быть использованы
в практике работы МБОУ «Гимназия №5» г. Балашиха.
Структура
работы. Данная курсовая работа состоит
из введения, двух глав, первая из которых включает в себя три параграфа, а
вторая – два, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий
объем курсовой работы составляет 35 страницы. Список использованной литературы
содержит 32 источника.
Заключение:
Наша
курсовая работа посвящена анализу проблемы профессионального самоопределения
старшеклассников.
В первой главе мы рассмотрели
сущность понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация». И пришли к выводу о том, что профессиональное самоопределение
является одним из важнейших аспектов психического развития личности, как
процесса включения ее в профессиональное сообщество в частности, и в социальное
общество в целом. Результатом смысловых поисков человека должно стать
выполнение социально значимой деятельности, производство социально ценного
продукта. Самоопределение неизбежно требует самопознания и самовоспитания
подрастающего человека.
Рассматриваемая
в курсовой работе возрастная категория – старшеклассники, которые переживают
возрастной период юность. Н. Поливанова отмечает, что психологическим
содержанием юношеского кризиса является "отрыв от родительских
корней", а основным противоречием — необходимость сделать жизненный выбор,
определяющий всю последующую жизнь, и недостаток жизненного опыта, незавершенность
становления самосознания.
Старшеклассники
нуждаются в помощи специалистов в вопросах выбора будущей профессии,
образовательного учреждения, где ее можно получить, построения образовательной
траектории, при этом необходимо учитывать способности и возможности каждого
конкретного человека.
Психолого-педагогическое
сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников должно помочь
старшекласснику осознать свои способности и стремления, способствовать
поддержке личности, обучать самостоятельно преодолевать трудности
профессионального выбора, ответственно относиться к принятым решениям.
Во
второй главе описана программа экспериментального исследования
профессионального самоопределения старшеклассников. В ходе анализа методической
литературы, мы выбрали следующие методики исследования:
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова и типологический
опросник Дж. Холланда. Методика Е.А.Климова предназначена для отбора на
различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий,
предложенной автором. Опросник Дж. Холланда разработан для исследования
профессиональных интересов и предпочтений человека. Он позволяет соотнести
склонности, интересы, способности личности с различными видами профессиональной
деятельности, определить круг предпочтений в профессиональной сфере.
Проанализировав
полученные результаты, мы сделали вывод о том, что у выборки учащихся
физико-математического класса и класса словесности был обнаружен ряд
статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых
показателей. Так направленность на сферы деятельности Человек- Техника,
Человек- Знак по методике Е.А. Климова и частота обнаружения интеллектуального
типа личности по методике Дж. Холланда в физико-математическом классе
значительно выше, чем в классе словесности. А направленность на сферу
деятельности Человек- художественный образ, Человек — Человек и преобладание
художественного типа личности выше у учащихся класса словесности.
В результате
выполнения данной курсовой работы мы достигли поставленной цели путем решения
исходящих из нее задач.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования профессионального
самоопределения старшеклассников. 1.1. Экзистенциально-психологическое развитие в юности.
Юность — это период жизни и развития
человека, предшествующий зрелости. В этот период завершается
физическое и половое созревание организма, достигается
физическая зрелость.
Общий эмоциональный фон становится значительно ровнее. Резкие аффективные
проявления подросткового возраста, как правило, исчезают, или становятся менее
выраженными.
Основная
психологическая особенность юношеского возраста – это устремленность в будущее,
стремление создавать жизненные планы, оценивать способы их достижения.
Жизненный план – достаточно широкое понятие, охватывающее весь комплекс
личного самоопределения (род занятий, уровень притязаний, стиль жизни, и тому
подобное). Зачастую у юношей он еще весьма расплывчат, не окончателен,
изменчив. В собственном смысле слова о жизненном плане можно говорить, когда в
него включены цели, способы их достижения, когда есть реалистичная оценка
собственных субъективных и объективных ресурсов. Л.С. Выготский считал, наличие
у человека жизненного плана показателем овладения личностью своим внутренним
миром и комплексом способов адаптации к действительности. Построение жизненных
планов на будущее, по Выготскому Л.С., — центральное психологическое
новообразование юности [6].
Как правило, построение жизненных планов базируется на
социально-приемлемой для данного общества модели. В последние десятилетия эти модели стали
весьма вариативны, что безусловно делает создание собственного жизненного плана
для современных юношей и девушек весьма непростой задачей. Если выпускники
советских школ 1960-1970-х годов смотрели в свое будущее с оптимизмом, они были
уверены, что смогут получить образование, найти работу, то те, кто окончил
школу после1990 годов видели в своем будущем проблемы.
Центральным положением теории Эрика Эриксона является мысль о том, что
человек в течение жизни проходит через несколько психосоциальных стадий,
универсальных для всего человечества. Это результат реализации "плана
личности", наследуемого генетически.
Э. Эриксон считал, центральной задачей юношеского периода процесс
формирования личной идентичности, то есть осознание тождественности субъекта
самому себе, понимание того: «Какой я? Каким хочу стать? Каким меня видят
окружающие?» Юношам и девушкам необходимо интегрировать свои различные
свойства, связанные с семейными, общественными, профессиональными ролями, в
единое целое, разрешить конфликты между своими социальными ролями. Автор писал
о "кризисе идентичности", как характерном явлении юношеского
возраста, при его неблагоприятном течении происходит "диффузия
идентичности", формируется "синдром патологии идентичности" [32].
И.С Кон пишет о юношеском периоде: "Главное психологическое
достижение ранней юности — открытие своего внутреннего мира". Это
волнующее и радостное событие, но и тревожные переживания, связанные с
попытками защитить свое внутреннее "Я" и одновременно с этим выразить
его [18].
Понимание своей уникальности зачастую сопровождается чувством
одиночества, поэтому увеличивается потребность в общении. Еще одним остро
волнующим переживанием является понимание своей преемственности,
продолжительности во времени. Ребенок ощущает себя бессмертным, он знает, что
люди умирают, но не соотносит этот факт со своим существованием, в то время как
юноша уже не может его игнорировать, появляется страх старости и смерти.
Заменой личному бессмертию иногда может служить идея бессмертной славы, поэтому
появляется стремление совершить что-то выдающееся в культуре, науке, какой-то
личный подвиг. Понимание неизбежности смерти заставляет задуматься о смысле
жизни, о своем предназначении [2].
Следовательно, кризис идентичности является по сути своей
экзистенциальным и выражается в обостренном восприятии и переживании конечности
бытия. При его позитивном разрешении личность должна научится ценить время и
жизнь в целом, получать удовольствие от нее, найти свой собственный смысл
жизни. Ницше писал: «Если есть Зачем жить, можно вынести
почти любое Как». Основываясь в том числе и на этом тезисе В. Франкл создал свое
направление — логотерапию, основой которого является предположение о том, что
развитие личности определяется стремлением к обретению и воплощению жизненного
смысла. Если человек не находит или утрачивает смысл жизни, то
возникает экзистенциальная фрустрация, которая проявляется в
неврозе.
Анализ философских, психологических, психотерапевтических представлений о
содержании смысложизненного кризиса обнаруживает несколько точек зрения на его
сущность. Гуманистический подход рассматривает разрешение этого кризиса, как
путь к самоактуализации, субъектно-деятельностный – связывает его с возрастными
задачами, активностью личности, жизненными планами, экзистенциально-феноменологический
— с переживанием ценностей и экзистенциальности жизни.
Представители
экзистенциально-феноменологического
подхода так
определяли основное содержание этого явления: У. Бенджамин понимает отсутствие
смысла жизни как переживание бессмысленности, С. Кьеркегор — как духовное
отчаяние, В. Франкл — как экзистенциальный вакуум. С. Мадди пишет об
экзистенциальном отчуждении, как переживании бессмысленности – отсутствием
возможности проникнуться важностью, полезностью чего-либо, в чем человек
участвует или может участвовать. И. Ялом считал ощущение бессмысленности одним
из фундаментальных вызовов жизни. В своей книге «Смысложизненный кризис» В.
Карпинский характеризует данное явление как системный кризис личностного бытия,
захватывающий структуры личности, блокирующий смысловую регуляцию и
смыслообразование.