Курсовая с практикой на тему Профессиональное самоопределение подростков с проявлением девиантного поведения в школьной среде
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1. Профориентационная работа: понятие, цели, задачи, принципы 5
1.2 Девиантное поведение подростков как социально педагогическая проблема 9
1.3. Система психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения подростков с проявлением девиантного поведения в школьной среде 14
Выводы по 1 главе 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ 20
2.1. Описание этапов исследования 20
2.2. Организация психолого-педагогического сопровождения и интерпретация результатов исследования 22
2.3. Организация работы по реализации системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с проявлением девиантного поведения в школьной среде 30
Выводы по 2 главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от правильности которого зависит его будущее — как далекое, так и ближайшее. Для него имеет важное значение не просто трудиться, но и иметь возможность самовыражения, реализация своих способностей, интересов и потребностей. Но, по результатам современных исследований, около 40 % молодежи выбирают профессию, не соответствующую их личностным притязаниям. Проблема выбора профессии зачастую решается на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. В то же время ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становиться важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала.
Актуальность исследования обусловлена тем, что с учётом современной социальной ситуации можно говорить о существовании социально-педагогического противоречия между уровнем развития у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствием у них зрелых мотивов выбора профессии и необходимостью сделать шаг к первичному профессиональному самоопределению, каким становится выбор профиля обучения, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы.
Эффективное профессиональное определение подростка девиантного поведения — важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Такие подростки не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере, что обуславливает создание программы психолого-педагогического сопровождения в профессиональной сфере подростка с девиантным поведением, которая должна способствовать восстановлению потенциала подростка, повышению готовности к профессиональному самоопределению.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: психолого-педагогического сопровождение подростков с девиантным поведением в профессиональном самоопределении.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением способствует повышению готовности учащихся к профессиональному самоопределению, появлению мотивов выбора профессии, устойчивых профессиональных интересов, адекватной самооценки и волевой активности в профессиональном самоопределении.
Цель работы – изучить особенности профессионального самоопределения подростков с девиациями и разработать и программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
Содержание и структура работы определили следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы проблемы профессиональной ориентации старшеклассников как средства профилактики девиантного поведения
2. Изучить особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
4. Провести экспериментальное исследование по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы использован комплекс общенаучных и психолого-педагогических методов: историко-логический анализ, изучение опыта работы специалистов, эксперимент, анкетирование, методы качественного и количественного анализа эмпирического исследования. В работе использованы методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла «Мотивы выбора профессии», дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
Теоретической основой исследования являются работы ученых: Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, С.А. Беличевой и др. по проблемам отклонений в поведении детей, а также работы по социальной педагогике таких учёных, как М.А. Галагузова, А.В. Мудрика, Т.И. Шульги, Л.М. Шипицына и др. Вопросами профессионального самоопределения как психологического феномена достаточно активно занимаются ученые: Е. И. Головаха, Е. А. Климов, Н. Д. Левитов, А. К. Маркова, Н. И. Крылов, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Д. И. Фельдштейн, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков и многие другие.
База исследования – ГБОУ Школа № 152 г. Москва. Выборка испытуемых 30 учащихся 9-11-х классов (11 учащихся с деликатным поведением).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования, содержащегося в нем теоретического, эмпирического и методического материала в организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением. Материалы работы могут быть использованы в деятельности психологов, занятых в сфере образования, при решении практических задач профессионального самоопределения.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы. В работе представлены рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
Заключение:
Изучение данной проблемы осуществлялось на основе поставленных задач.
Согласно первой задаче произведен анализ психолого-педагогической и научно — методической литературы, который позволил изучить особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального сопровождения подростков с девиантным поведением.
Согласно второй задаче исследования рассмотрены психолого-педагогические особенности подростков с девиантным поведением к которым можно отнести: сниженная переносимость трудностей повседневной жизни в сочетании с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, с внешним проявлением превосходства; стремление уходить от ответственности и принятия решений; стереотипность, повторяемость поведения; неприятие педагогических воздействий; сверх напряжённость; апатичная подчиненность группе с асоциальными установками; сниженная самокритичность, двойной локус контроля; синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематическими учебными неуспехами; негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям; слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности; агрессивность.
Согласно третьей задаче нами изучены вопросы связанные с профессиональным определением подростков. Выбор профессии у подростков с девиантным поведением обычно ограничивается их низким уровнем знаний и социальной дезадаптацией, обусловленной несостоятельностью представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях людей и социальных закономерностях этих отношений, отсутствием адекватной профессиональной Я-концепции, что, в свою очередь, приводит к отказу делать профессиональный выбор как к защитной реакции.
На выбор профессии оказывают виляние различные факторы: потребности, интересы, профессиональные идеалы; личностно-значимые ценности трудовой и профессиональной деятельности, мотивация, социальное положение семьи, влияние сверстников и родителей и другие.
Решение четвертой задачи позволило нам изучить психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением включает в себя поддержку, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы и направлено на содействие в выявлении профессиональных интересов и склонностей, определение реальных возможностей в овладении выбранной профессией или специальностью, построение профессиональных перспектив, вхождение в новый учебный и трудовой коллектив, закрепляемость выпускников на производстве.
Согласно пятой задаче нами организована экспериментальная работа на базе ГБОУ Школа № 152, цель экспериментального исследования – изучить профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков этой группы. Выборку испытуемых составили учащиеся 11 класса в количестве 30 человек.
В экспериментальном исследовании были использованы методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Ореола; «Мотивы выбора профессии», дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), анкета.
На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика с использованием методик адекватных теме исследования. Формирующий этап включал в себя разработку и реализацию программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением, с учётом результатов первичной диагностики.
На основе анализа литературы и полученных результатов исследования нами разработаны и даны рекомендации специалистам по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от правильности которого зависит его будущее — как далекое, так и ближайшее. Для него имеет важное значение не просто трудиться, но и иметь возможность самовыражения, реализация своих способностей, интересов и потребностей. Но, по результатам современных исследований, около 40 % молодежи выбирают профессию, не соответствующую их личностным притязаниям. Проблема выбора профессии зачастую решается на уровне здравого смысла, интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. В то же время ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учетом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становиться важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала.
Актуальность исследования обусловлена тем, что с учётом современной социальной ситуации можно говорить о существовании социально-педагогического противоречия между уровнем развития у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствием у них зрелых мотивов выбора профессии и необходимостью сделать шаг к первичному профессиональному самоопределению, каким становится выбор профиля обучения, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы.
Эффективное профессиональное определение подростка девиантного поведения — важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Такие подростки не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере, что обуславливает создание программы психолого-педагогического сопровождения в профессиональной сфере подростка с девиантным поведением, которая должна способствовать восстановлению потенциала подростка, повышению готовности к профессиональному самоопределению.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: психолого-педагогического сопровождение подростков с девиантным поведением в профессиональном самоопределении.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением способствует повышению готовности учащихся к профессиональному самоопределению, появлению мотивов выбора профессии, устойчивых профессиональных интересов, адекватной самооценки и волевой активности в профессиональном самоопределении.
Цель работы – изучить особенности профессионального самоопределения подростков с девиациями и разработать и программу психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
Содержание и структура работы определили следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы проблемы профессиональной ориентации старшеклассников как средства профилактики девиантного поведения
2. Изучить особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
4. Провести экспериментальное исследование по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы использован комплекс общенаучных и психолого-педагогических методов: историко-логический анализ, изучение опыта работы специалистов, эксперимент, анкетирование, методы качественного и количественного анализа эмпирического исследования. В работе использованы методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла «Мотивы выбора профессии», дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова.
Теоретической основой исследования являются работы ученых: Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, С.А. Беличевой и др. по проблемам отклонений в поведении детей, а также работы по социальной педагогике таких учёных, как М.А. Галагузова, А.В. Мудрика, Т.И. Шульги, Л.М. Шипицына и др. Вопросами профессионального самоопределения как психологического феномена достаточно активно занимаются ученые: Е. И. Головаха, Е. А. Климов, Н. Д. Левитов, А. К. Маркова, Н. И. Крылов, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Д. И. Фельдштейн, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков и многие другие.
База исследования – ГБОУ Школа № 152 г. Москва. Выборка испытуемых 30 учащихся 9-11-х классов (11 учащихся с деликатным поведением).
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования, содержащегося в нем теоретического, эмпирического и методического материала в организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением. Материалы работы могут быть использованы в деятельности психологов, занятых в сфере образования, при решении практических задач профессионального самоопределения.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы. В работе представлены рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Профориентационная работа: понятие, цели, задачи, принципы
Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в процессе выявления и развития способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися [36]. В нашем случае реализация профориентационной работы будет происходить при разработке программы по организации профориентационной работы.
По определению Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [30].
С.Н. Чистякова определяет профориентацию как научно-практическую систему деятельности, которую осуществляет школа, семья, производственные коллективы, учреждения профессионально-технического образования, высшего, среднего и специального образования, учреждения культуры. Их работа направлена на достижение соответствия особенностей личности старшеклассника, требованиям избираемой профессии и потребностям народного хозяйства в стране [37].
Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя воспитание, образование, просвещение, исследование психодиагностики, изучение психофизиологических особенностей, организацию элективных курсов, а также, что в особенности важно, психологические занятия, так как через них происходит прямое воздействие на нервную систему подростка через специально организованную деятельность общения.
В широком смысле слова «профориентация» – это система педагогического и общественного воздействия на молодых людей, с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова «профориентация» – это целенаправленная деятельность, которая формирует у учащихся внутреннюю потребность и готовность к сознательному выбору профессии.
В личностном смысле «профориентация» – это длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Цели профориентационной работы:
• оказать профориентационную помощь учащимся в процессе подбора профиля обучения и в области будущей профессиональной деятельности;
• выработать у старшеклассников сознательное отношение к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободного выбора области деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями, учитывая условия рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
• обеспечить широкий диапазон вариантов профильного обучения за счет комплексных и нестандартных форм и методов, используемых на уроках и в воспитательной работе;
• приобрести данные о склонностях, способностях, предпочтениях и возможностях обучающихся для разделения их по направлениям обучения;
• разработать гибкую систему для совместной работы старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, с предприятиями города;
• оказать дополнительную помощь некоторым группам старшеклассников, у которых можно спрогнозировать трудности трудоустройства на работу [24].
Профориентологи выделяют следующие основные принципы организации профориентационной работы:
1. Принцип культуросообразности предполагает освоение старшеклассником ценностно-смысловых оснований своего профессионального самоопределения, взаимодействие человека с культурой.
2. Гуманистический принцип подразумевает ориентацию на развитие личности, признание ценности человеческой жизни и индивидуальности каждого человека, обращенность к личности.
3. Принцип субъектности предполагает формирование у старшеклассника деятельностной позиции субъекта профессионального самоопределения и становления в качестве специалиста, активность в определении себя, своей будущей профессии и своего места в жизни.
4. Принцип интеграции говорит о взаимосвязи и единстве разнородных подсистем, компонентов, субъектов профориентационной системы, которые направлены на реализацию общей цели профориентации – профессиональное самоопределение человека и становление его как специалиста.
Для старшеклассников выбор профессии зачастую становится нравственной проблемой. Сложность выбора профессии объясняется широким диапазоном этих самых профессий. Профессиональное самоопределение обычно реализуется в четыре этапа:
1. Детская игра – этап, на котором ребенок принимает на себя различные профессиональные области, проигрывая соответствующие элементы поведения.
2. Подростковая фантазия – на этом этапе подросток представляет себя в той или иной привлекательной себя профессии.
3. Третий этап охватывает подростковый возраст и часть юношеского, в этот период осуществляется предварительный выбор профессиональной деятельности. Различные профессиональные сферы подвергаются оценке со стороны подростка, с точки зрения его способностей и ценностей.
4. На заключительном этапе проходит практическое принятие решения. Этот этап включает в себя определение будущей квалификации, объем предполагаемой работы, конкретный выбор специальности [20].
На основании этих этапов можно утверждать, что основная и продуктивная работа по профориентационной работе должна проводиться на втором и третьем этапах, когда ребенок должен делать первые осознанные шаги в выборе своей профессиональной деятельности, вместе с подростками должны рассматриваться перспективы их выбора.
Таким образом, из множества предложенных определений термина «профориентация» мы выделили определение Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого старшеклассника для оказания ему помощи в обдуманном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Выделили цели, которые включает в себя профориентационная работа: оказание профориентационной помощи учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности и выработка у старшеклассников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с собственными способностями, возможностями и с учетом требований рынка труда. Определили задачи: приобретение непротиворечивых данных о предпочтениях, способностях, склонностях и возможностях учащихся; обеспечение широкого спектра вариативности профильного обучения за счет комплексных и нестандартных форм и методов; дополнительная помощь некоторым группам старшеклассников, у которых легче спрогнозировать трудности трудоустройства на работу – учащихся коррекционных классов и средних учебных заведений и др.; выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального воспитания, предприятиями города, региона. Обозначили принципы профориентационной работы: принцип сознательности; принцип соответствия потребностей личности и общества; принцип активности в выборе профессии; принцип воспитывающего характера профориентации; принцип развития личности старшеклассника в процессе профориентационной работы.