Курсовая с практикой на тему Профессионально важные качества педагога-дефектолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профессионально важных качеств педагога-дефектолога 5
1.1. Особенности профессии педагог-дефектолог 5
1.2. Профессионально важные качества педагога-дефектолога 10
Глава 2. Методологические основы профессионально важных качеств педагога-дефектолога 19
2.1. Методика повышения профессионально важных качеств педагога-дефектолога 19
2.2. Тренинг по формированию профессиональных качеств педагога-дефектолога 23
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
В области педагогики существует множество интересных и востребо-ванных профессий. В этот список входит и профессия дефектолога, кото-рая представлена рядом специализаций.
Такие сотрудники работают с детьми разных возрастов, помогая им избавиться от физических и умственных недостатков. Их работа тесно свя-зана с медициной, но не требует наличия диплома врача. Для работы в их сфере недостаточно окончить специализированный университет.
Уровень профессиональной подготовки учителей-дефектологов явля-ется решающим фактором, определяющим качество предоставляемых об-ществом образовательных услуг, поэтому можно утверждать, что пробле-ма оценки персонала является одной из важнейших социальных проблем современности. Исследования показывают, что эффективная система оцен-ки профессионализма и уровня профессиональной компетентности учителя стимулирует педагогов к постоянному совершенствованию своего педаго-гического мастерства.
Необходимо найти и развить ряд личностных качеств, без которых эффективность деятельности работника будет минимальной. Объективная оценка профессиональных качеств учителя-дефектолога позволяет в значи-тельной степени оградить систему образования от функционирования в ней случайных работников, которые по тем или иным причинам не спо-собны заниматься педагогической деятельностью, в том числе деятельно-стью дефектолога, связанной с детьми с особыми образовательными по-требностями.
Проблема профессионально важных качеств рассмотрена в трудах таких ученых, как В.Д. Шадриков, О.А. Абдулина, А.В. Карпов. В их ра-ботах рассматривается понятие профессионально важных качеств и рас-крывается их динамика в ходе профессионального роста. Большое значе-ние для данного исследования имеют работы А.В. Батаршева, Е.А. Климо-ва, Н.С. Сахаровой, в которых рассматриваются сходства и различия по-нятий «профессионально важных качеств» и «компетенций». Вопросами профессионального облика педагога-дефектолога занимались С.Д. Заб-рамная, И.М Яковлева, Н.М. Назарова.
Объект: педагог-дефектолог.
Предмет: профессионально важные качества педагога-дефектолога.
Цель исследования: изучение профессионально важных качеств педа-гогов-дефектологов.
Задачи исследования:
1. Определить особенности профессии педагог-дефектолог ;
2. Выявить профессионально важные качества педагога-дефектолога;
3. Проанализировать методику повышения профессионально важных качеств педагога-дефектолога;
4. Составить тренинг по развитию профессиональных качеств педа-гога-дефектолога.
Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Структура: работа состоит из введения, основной части, включаю-щей 2 главы, заключения, списка литературы.
Заключение:
Дефектолог — это специалист, который помогает детям с умственными и физическими недостатками адаптироваться в обществе. Дефектологи — это коррекционные педагоги, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией и психологией.
Анализ современных исследований позволяет сделать вывод, что к профессионально важным качествам учителя-дефектолога можно отнести следующие:
1. Коммуникативные качества — представляют собой качества, позво-ляющие учителю-дефектологу адекватно взаимодействовать с людьми.
2. Профессиональные качества — отвечают за возможность реализо-вать себя в профессии. Данная группа качеств базируется на компетенциях, представленных в ФГОС специального (дефектологического) образования.
3. Когнитивные качества — в данную группу объединены качества, от-вечающие за процесс получения новых знаний.
4. эмоционально-регулятивные качества — качества, позволяющие поддерживать стабильность эмоционального состояния.
5. Личностные качества — представляют собой ценностные ориента-ции и характерологические особенности.
Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития профессионального ста-новления человека, обладать способностью выносить суждения и предпри-нимать различные действия. Учитель-дефектолог должен понимать свою социальную и профессиональную значимость в процессе своей деятельно-сти в образовательном пространстве.
Сегодня от учителя-дефектолога требуется осмысление круга соци-альных, психологических и педагогических проблем, связанных со специ-альным образованием и воспитанием личности ребенка с отклонениями в развитии. Профессиональная компетентность является не только показате-лем, критерием личных профессиональных достижений, но и мерилом нравственности учителя-дефектолога, так как определяет ведущее направ-ление его деятельности.
Для формирования профессионально важных качеств учителя-дефектолога используются различные тренинги. При организации тренин-га необходимо учитывать степень сформированности профессионально важных качеств: коммуникативных умений, эмпатии, уровня социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной устойчивости, творческого потенциала. Способы общения тренера с участниками определяются целя-ми и содержанием тренинга. Основными формами работы являются упражнения, предполагающие активность каждого участника.
Фрагмент текста работы:
.1. Особенности профессии педагог-дефектолог
Дефектология — наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания [27].
Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим психи-ческими и физическими недостатками, адаптироваться в обществе. Дефек-тологи — это коррекционные педагоги, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией.
Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с за-болеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.
У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рас-смотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов [27]:
• Ортопедагоги помогают людям с ДЦП, с патологиями опорно-двигательной системы, серьезными нарушениями осанки.
• Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частно-сти, он учит пользоваться остаточным зрением, безопасно передви-гаться по городу.
• Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха. В том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
• Логопед корректирует речевые нарушения.
• Олигофренопедагог помогает детям с умственной отсталостью и за-держкой психического развития.