Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Профессионально важные качества педагога-дефектолога

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы профессионально важных качеств педагога-дефектолога 5

1.1. Особенности профессии педагог-дефектолог 5

1.2. Профессионально важные качества педагога-дефектолога 10

Глава 2. Методологические основы профессионально важных качеств педагога-дефектолога 19

2.1. Методика повышения профессионально важных качеств педагога-дефектолога 19

2.2. Тренинг по формированию профессиональных качеств педагога-дефектолога 23

Заключение 29

Список литературы 31

  

Введение:

 

В области педагогики существует множество интересных и востребо-ванных профессий. В этот список входит и профессия дефектолога, кото-рая представлена рядом специализаций.

Такие сотрудники работают с детьми разных возрастов, помогая им избавиться от физических и умственных недостатков. Их работа тесно свя-зана с медициной, но не требует наличия диплома врача. Для работы в их сфере недостаточно окончить специализированный университет.

Уровень профессиональной подготовки учителей-дефектологов явля-ется решающим фактором, определяющим качество предоставляемых об-ществом образовательных услуг, поэтому можно утверждать, что пробле-ма оценки персонала является одной из важнейших социальных проблем современности. Исследования показывают, что эффективная система оцен-ки профессионализма и уровня профессиональной компетентности учителя стимулирует педагогов к постоянному совершенствованию своего педаго-гического мастерства.

Необходимо найти и развить ряд личностных качеств, без которых эффективность деятельности работника будет минимальной. Объективная оценка профессиональных качеств учителя-дефектолога позволяет в значи-тельной степени оградить систему образования от функционирования в ней случайных работников, которые по тем или иным причинам не спо-собны заниматься педагогической деятельностью, в том числе деятельно-стью дефектолога, связанной с детьми с особыми образовательными по-требностями.

Проблема профессионально важных качеств рассмотрена в трудах таких ученых, как В.Д. Шадриков, О.А. Абдулина, А.В. Карпов. В их ра-ботах рассматривается понятие профессионально важных качеств и рас-крывается их динамика в ходе профессионального роста. Большое значе-ние для данного исследования имеют работы А.В. Батаршева, Е.А. Климо-ва, Н.С. Сахаровой, в которых рассматриваются сходства и различия по-нятий «профессионально важных качеств» и «компетенций». Вопросами профессионального облика педагога-дефектолога занимались С.Д. Заб-рамная, И.М Яковлева, Н.М. Назарова.

Объект: педагог-дефектолог.

Предмет: профессионально важные качества педагога-дефектолога.

Цель исследования: изучение профессионально важных качеств педа-гогов-дефектологов.

Задачи исследования:

1. Определить особенности профессии педагог-дефектолог ;

2. Выявить профессионально важные качества педагога-дефектолога;

3. Проанализировать методику повышения профессионально важных качеств педагога-дефектолога;

4. Составить тренинг по развитию профессиональных качеств педа-гога-дефектолога.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Структура: работа состоит из введения, основной части, включаю-щей 2 главы, заключения, списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дефектолог — это специалист, который помогает детям с умственными и физическими недостатками адаптироваться в обществе. Дефектологи — это коррекционные педагоги, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией и психологией.

Анализ современных исследований позволяет сделать вывод, что к профессионально важным качествам учителя-дефектолога можно отнести следующие:

1. Коммуникативные качества — представляют собой качества, позво-ляющие учителю-дефектологу адекватно взаимодействовать с людьми.

2. Профессиональные качества — отвечают за возможность реализо-вать себя в профессии. Данная группа качеств базируется на компетенциях, представленных в ФГОС специального (дефектологического) образования.

3. Когнитивные качества — в данную группу объединены качества, от-вечающие за процесс получения новых знаний.

4. эмоционально-регулятивные качества — качества, позволяющие поддерживать стабильность эмоционального состояния.

5. Личностные качества — представляют собой ценностные ориента-ции и характерологические особенности.

Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития профессионального ста-новления человека, обладать способностью выносить суждения и предпри-нимать различные действия. Учитель-дефектолог должен понимать свою социальную и профессиональную значимость в процессе своей деятельно-сти в образовательном пространстве.

Сегодня от учителя-дефектолога требуется осмысление круга соци-альных, психологических и педагогических проблем, связанных со специ-альным образованием и воспитанием личности ребенка с отклонениями в развитии. Профессиональная компетентность является не только показате-лем, критерием личных профессиональных достижений, но и мерилом нравственности учителя-дефектолога, так как определяет ведущее направ-ление его деятельности.

Для формирования профессионально важных качеств учителя-дефектолога используются различные тренинги. При организации тренин-га необходимо учитывать степень сформированности профессионально важных качеств: коммуникативных умений, эмпатии, уровня социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной устойчивости, творческого потенциала. Способы общения тренера с участниками определяются целя-ми и содержанием тренинга. Основными формами работы являются упражнения, предполагающие активность каждого участника.


 

Фрагмент текста работы:

 

.1. Особенности профессии педагог-дефектолог

Дефектология — наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания [27].

Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим психи-ческими и физическими недостатками, адаптироваться в обществе. Дефек-тологи — это коррекционные педагоги, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией.

Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с за-болеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.

У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рас-смотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов [27]:

• Ортопедагоги помогают людям с ДЦП, с патологиями опорно-двигательной системы, серьезными нарушениями осанки.

• Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частно-сти, он учит пользоваться остаточным зрением, безопасно передви-гаться по городу.

• Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха. В том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.

• Логопед корректирует речевые нарушения.

• Олигофренопедагог помогает детям с умственной отсталостью и за-держкой психического развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы