Курсовая с практикой на тему Профессиональная лексика русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования методов
словообразования профессиональной лексики русского языка. 5
1.1. Понятие и сущность профессиональной лексики. 5
1.2. Анализ способов словообразования профессиональной
лексики русского языка 8
Глава 2. Анализ способов словообразования профессиональной
лексики русского языка на примере терминологии фигурного катания. 15
2.1. Морфологические и неморфологические способы
словообразования в русском языке. 15
2.2. Способы словообразования профессиональной лексики в
сфере фигурного катания 22
Заключение. 27
Список
источников и литературы. 29
Введение:
Введение Язык
представляет собой непрерывно развивающееся, динамическое явление. Постоянное пополнение
словарного состава языка – один из законов исторического развития языка. С развитием
социума появляются новые предметы, явления, они отражаются в новых словах и новых
значениях. В современных условиях именно СМИ, в том числе и представленные в интернете,
как наиболее популярные, оказывают непосредственное влияние на формирование словообразовательной
системы русского языка.
Актуальность
данной работы обуславливается тем, что анализ новообразований позволит сделать некоторые
выводы о появлении новых слов, определить продуктивность тех или иных способов словообразования,
в том числе в области профессиональной лексики. Интенсивное пополнение словаря новой
лексикой, активное словопроизводство, отмечаемое последнее время, являются бесспорными
факторами, требующими лингвистического исследования.
Проблема
возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов. Так, впервые
принципы словообразовательного анализа были изложены Г. О. Винокуром. Важное значение
для разработки русского словообразования имели работы акад. В.В. Виноградова. В
этих работах было обобщено всё наиболее ценное, сказанное к тому времени о словообразовании
в русской лингвистической науке, поставлены и решены многие теоретические вопросы,
определено место словообразования в системе языка и среди других языковедческих
дисциплин. Наиболее активно новые слова исследуются в отечественном языкознании,
начиная с 60-х годов XX века, о чём свидетельствуют монографии, диссертационные
исследования, многочисленные статьи, в которых новообразования рассматриваются в
различных аспектах. Особое внимание продуктивным способам словообразования уделяла
Е.А. Земская.
Объект
исследования: профессиональная лексика русского языка.
Предмет
исследования: способы словообразования профессиональной лексики русского языка.
Цель
курсовой работы заключается в анализе продуктивных способов словообразования профессиональной
лексики на примере терминологии фигурного катания. Для осуществления поставленной
цели служат следующие задачи:
1. Изучить
понятие и сущность профессиональной лексики.
2. Проанализировать
методы словообразования профессиональной лексики русского языка.
3. Выявить
особенности профессиональной терминологии фигурного катания.
4. Охарактеризовать
способы словообразования профессиональной лексики в сфере фигурного катания.
При
написании использованы следующие методы исследования: анализ и синтез литературы
по теме исследования, классификация информации, дедуктивный и индуктивный методы,
сравнительно-сопоставительный метод, наблюдение.
Источниками
фактического материала является терминология фигурного катания.
Практическая
ценность данного исследования заключается в возможности использования языкового
материала и полученных в ходе исследования результатов в дальнейшей работе в области
словообразования русского языка.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Заключение:
Заключение Мотивированные слова,
образованные от слов/основ одной части речи и имеющие в своем составе один и
тот же формант, тождественный в формальном и семантическом отношении,
объединяются в словообразовательные типы (модели). Такие единицы и должны
выступать единицами обучения в практическом курсе русского языка, именно
словообразовательные типы (модели) должны быть представлены в учебных
программах и словообразовательных минимумах.
Анализ типологии дискурса позволил, среди множества прочих типов,
выделить спортивный дискурс, который понимаем, как речь в ее устной или письменной форме, которая транслирует
смыслы, определяющие спортивную деятельность, а также как совокупность произведенных
текстов, в которых репрезентированы эти смыслы. Исследованы особенности спортивного
дискурса, а также языковая его специфика. Выделено использование в спортивном дискурсе
терминологии, эмоционально окрашенной лексики, жаргона и профессиональной лексики
и т.д.
Разные словообразовательные типы относятся
к одному и тому же способу словообразования, т.к. способ словообразования рассматривает
в качестве основы для включения в свой состав тех или иных элементов только лишь
характер словообразовательного форманта, при этом для объединения в один способ
словообразования интерес представляет только то, какой морфемой является формант.
При этом не является значимым то, от каких основ образуется новая производная основа
и к какой части речи относятся слова с производной основой и какой роли не играет
значение форманта.
Наиболее
продуктивными способами словообразования оказываются различные виды аффиксации и
аббревиация. Новые слова в языке СМИ динамично отражают процессы общественно-политической
жизни и указывают на основные закономерности формирования и развития лексической
системы современного русского языка. Изучение функционирования новообразований в
структуре публицистического текста позволяет более глубоко понять особенности современных
словообразовательных процессов.
В
последнее время профессионализмы которые возникают для обозначения новых
понятий в сфере фигурного катания, все реже образуются методом кальки или
полукальки, а просто транслитерируются методом морфологической передачи с
постепенным приобретением морфологических признаков, свойственных системе
русского языка. Чаще всего они не имеют эмоциональной окраски. Большинство профессиональных слов образовано
для обозначения актуальных для фигурного катания явлений, и их употребление в
различных текстах оказывает воздействие на широкую аудиторию. Для создания профессионализмов
используются высокопродуктивные словообразовательные модели, понятные для
носителей языка. Очевидно, что со временем многие из таких слов теряют свою
актуальность и перестают употребляться. Более того, такие наименования
достаточно вариативны и различаются в текстах разных авторов.
Наиболее
распространены способы сложения и сращения, использующиеся для сокращения
известных понятий, что обусловлено законом речевой экономии. Обычно они
нейтральны. Профессионализмы образуются по распространенным словообразовательным
моделям, поэтому по их подобию легко создаются другие потенциальные слова,
которые не нуждаются в закреплении языковой традицией, т.е. по своей сути
ситуативны.
Для
создания профессионализмов используются разнообразные способы словообразования.
Более того, задействуются малопро%уктивные модели, не распространенные в языке,
которые способны на основе ассоциативной связи вызвать у читателя нужную
эмоциональную реакцию. Профессионализмы нередко оценочны, но не обязательно все
они обладают ярко выраженной экспрессивной окраской.
Фрагмент текста работы:
Понятие и сущность профессиональной лексики Профессиональная лексика представляет собой специальные
слова или обороты речи, выражения, которые активно используются в какой-либо сфере
деятельности человека. Эти слова немного обособлены, так как не употребляются большой
массой населения страны, лишь ее маленькой частью, получившей конкретное образование.
Слова профессиональной лексики используются для описания или разъяснения производственных
процессов и явлений, орудий конкретной профессии, сырья, конечного результата труда
и остального.
Исходя
из вышеизложенного, толкование профессионализма является обусловленной сферой функционирования.
За пределами коммуникативной сферы полноценное функционирование профессионализма
кажется невозможным.
Одним
из свойств профессионализмов является то, что они в пределах в том или ином определении
научной дисциплины требуют точных определений. В то время как одно и то же понятие
может определяться различными способами. Так, например, в науке о языке существует
несколько определений таких понятий, как фонема, слово, предложение, значение и
т.п. Существование нескольких определений, которые являются параллельными тех или
иных понятий не исключают друг друга. Но также нельзя забывать о том, что определения,
которые отражают одну сторону понятия, не должны механически переноситься для параметров
других аспектов этого же суждения. Как известно,
под функцией профессионализма понимается роль, которую выполняет профессионализм,
который является средством обозначения особого понятия. Профессионализм используется
в нескольких аспектах: в лексико-семантической системе определенного языка; в терминологической
системе определенной отрасли знания и (или) деятельности; в теории этой отрасли.
Эти аспекты различны, но связаны между собой. В следствии чего говорится о системе
его функций, о полифункциональности
профессионализма и взаимосвязи всех его функций. Согласно В.М. Лейчику и его авторской
классификации, профессионализмы осуществляют такие функции как: номинативная, сигнификативная,
коммуникативная, прагматическая и эвритическая.