Курсовая с практикой на тему Профессиографирование как способ изучения профессии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты профессиографирования 4
1.1 Сущность и развитие профессиографирования 4
1.2 Принципы профессиографирования 14
ГЛАВА 2 Методологические аспекты профессиографирования 18
2.1 Профессиографирование как метод изучения профессиональной деятельности 18
2.2 Методы и различные схемы профессиографирования 24
2.3 Приемы профессиографирования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологиче-ских знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с ин-формацией о профессии сосредоточены в специальных документах – про-фессиограммах.
Профессиография – это технология изучения требований профессии к личностным качествам работника (кандидата на должность), психологи-ческих способностей, физических способностей и др.
Это помогает в разработке информационных, диагностических, кор-рекционных и формирующих учебных пособий и практических рекомен-даций о том, как обеспечить совместимость человека и профессии.
Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Что-бы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непо-средственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Ра-бота по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержа-ние профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов лично-сти.
Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необ-ходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и лич-ные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востре-бованным и конкурентоспособным специалистом.
Проблема работы заключается в исследовании эффективности про-фессиографирования как способа изучения профессии.
Предметом исследования является профессиографирование в трудо-вой деятельности человека.
Объектом исследования является способ изучения профессии профес-сиографированием.
Цель работы: рассмотреть профессиографию, как метод познания трудовой деятельности.
Для достижения поставленной цели, решим следующие задачи:
1) рассмотрим сущность и развитие профессиографирования;
2) найдём содержание и структуру профессиографии;
3) определим принципы профессиографирования;
4) изучим методы профессиографии.
Гипотеза исследования: различные методы профессиографирования могут являться методами изучения профессии.
Методологические основы исследования:
Теоретические — анализ, синтез, обобщение, классификация, выдви-жение гипотезы.
Практические — описание, сравнение, анкетирование.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены сущность, развитие и принципы про-фессиографирования.
Во второй главе рассмотрены методологические аспекты профессио-графирования.
Заключение:
Научно обоснованный отбор специалистов начинается с подготовки профессиограммы – списка требований для этой профессии, специальности и должности для человека.
Профессиография используется для разработки информационных, диагностических, корректирующих и формирующих практических рекомендаций с целью повышения эффективности профессиональной деятельности.
Профессиография охватывает различные аспекты конкретной профессиональной деятельности. Профессиографические исследования проводятся специалистами по заказу руководителей кадровых служб.
Менеджер по персоналу получает готовый результат в виде профессиограммы.
Успех любой организации в современных условиях ускорения научно-технического процесса и усиления конкуренции зависит, прежде всего, от ее способности отбирать специалистов максимально эффективно и использовать имеющиеся в ее распоряжении ресурсы для достижения своих целей.
В свою очередь, эта способность во многом зависит от компетентности менеджеров и специалистов по управлению персоналом, знания современных методов управления персоналом.
Подбор лучшего персонала — это сложный и многоуровневый процесс, включающий научно обоснованные принципы и методы работы, без которых невозможно подобрать лучший персонал.
Только системный, научно методически разработанный подход позволяет нам быстро и эффективно решать проблему подбора персонала. Следует помнить, что профессиография также является предпосылкой для любой работы по психологии этой конкретной работы и, в то же время, для завершения всей работы по ее наиболее всестороннему изучению.
Важным шагом в процессе обеспечения компании или организационной системы человеческими ресурсами, соответствующими ее профилю, является отбор кандидатов, то есть отбор всей выбранной группы отдельных сотрудников для последующего найма.
Политика найма в разных фирмах различна и зависит, как правило, от принятой здесь системы ценностей.
При приеме на работу совершенно нового сотрудника очень важную роль играет разговор с претендентом на должность. Тестирование как метод отбора персонала также становится все более популярным. Этот интерес понятен, если принять во внимание, что важность правильного выбора постоянно возрастает, а ошибки становятся все дороже.
Подбор персонала проводится на основе того, кто из кандидатов лучше всего выполнит определенную работу.
Для достижения этой цели процесс отбора должен включать соответствующие методы оценки определенных конкретных аспектов, которые характеризуют кандидата.
В большинстве случаев они выбирают человека, который обладает наилучшей квалификацией для выполнения фактической работы на нынешней должности, а не кандидата, который кажется наиболее подходящим для карьерного роста. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, предыдущем опыте работы и личных качествах.
В исследовании рассмотрены основные методы изучения профессии с помощью профессиографирования.
Цель работы достигнута путем решения следующих задач:
— рассмотрены сущность и развитие профессиографирования;
— найдены содержание и структура профессиографии;
— определены принципы профессиографирования;
— изучены методы профессиографии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОГРАФИРОВА-НИЯ
1.1 Сущность и развитие профессиографирования
С древних времен считалось, что профессионально важным каче-ством человека является эмоционально-волевая стабильность. Это утвер-ждение не ограничивалось. Были предложены специальные тесты, напри-мер, для оценки цвета кожи в опасной ситуации. В то же время побледне-ние лица считалось неблагоприятным признаком.
В 1575 году в Испании была опубликована книга Хуана Уарте под названием «Изучение способностей наук», которую можно считать первой исследовательской работой по изучению индивидуальных различий в спо-собностях с целью профессионального отбора.
На рубеже 20-го века производственный процесс привел к появле-нию интересов в изучении проблем профориентации.
Научный подход к изучению и описанию профессий стал возможен в начале прошлого века, одновременно с рождением психологии труда, в рамках тейлоризма и психотехнологии (Мюнстерберга и Тейлора), а также психофизиологии труда (И.М.Сеченова). В двадцатые годы основной вклад в изучение профессий внесли эти психологи. [2]
В классических исследованиях Г. Мюнсбергера изучались требова-ния водителей профессии к личности и психическим процессам профессио-налов. При этом использовался комплекс методических приемов, в том числе лабораторные исследования.
В экспериментах, организованных непосредственно на заводе, Ф.У. Тейлор показал, что, изучив трудовые движения и исключив ненуж-ные на этой основе, можно значительно повысить производительность труда при одновременном снижении утомляемости.
В это время появляется книга Парсона «Выбор профессии». Он ор-ганизовал в Бостоне специальное бюро, задачей которого было:
а) помочь человеку с помощью психологических тестов получить информацию о его психологических свойствах и способностях;
б) познакомиться с требованиями, которые распространяются на психофизиологические качества человека по различным профессиям;
в) сравнить эти две группы информации, дать рациональную реко-мендацию.
Фундаментальные открытия в области психолого-физиологического регулирования труда были сделаны основателем русской физиологии и материалистической психологии И.М. Сеченовым.
В.И. Ленин, Н.К. Крупская, П.М. Керженцев, А.Г. Гастев – видели в научной организации труда, обязательной составляющей которой является профессиография, общий путь развития советской науки и практику орга-низации труда. Эта задача была поставлена с новой силой в дни пере-стройки.
Заложив основы теории профессии, С.Г. Геллерштейн писал, что психограмма – это, по сути, совокупность профессионально важных при-знаков и их структурное сочетание. [4]
Определенный вред был вызван односторонностью первых психо-технических исследований, посвященных почти исключительно професси-ональному отбору. Это повлияло на профессию.
Однако уже в 1930 году тот же автор отметил: «Одним из показате-лей нашей эволюции в вопросах профессии является тот факт, что мы пы-таемся выявить профессионально важные особенности не только в связи с проблемой профессионального отбора.
В той мере, в какой психологическое исследование становится от-правной точкой любого психотехнического исследования, контакта с про-фессиональной деятельностью, мы дифференцируем наши подходы к пси-хологическому пониманию профессий».
С 1936 по 1956 годы произошел вынужденный перерыв в исследо-ваниях по психологии труда, но, хотя и ослаблен, сейчас полностью ис-ключена преемственность в наших исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном личная преемственность исследований с 30-х и 50-х годов давала один комментарий Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган, Н.Д. Левитов и другие.
За рубежом, в частности в США, перерыва в учебе по профессио-нальной графической теме не было. В США сделано и выполнено большое количество методически тщательно составленных, представляющих инте-рес работ.
Однако и они не лишены существенных недостатков, основным из которых является отсутствие строгости и методологического воздействия прагматических взглядов, которые определяют снижение теоретического уровня исследований. Значительное количество американских работ напи-сано с бихевиористской позиции. [13]
На данный момент использование этих методов достаточно развито в Америке и в Европе. Существовали крупные центры, занимающиеся профессиональным отбором и набором кандидатов в соответствии с по-требностями различных организаций. В нашей стране эта практика разви-та слабо, и там, где разброс имеет слабую теоретическую основу, работа выполняется не всегда на должном уровне.
Для современных отечественных профессиональных графических исследований характерен дифференциальный подход в зависимости от ря-да факторов, в частности в рамках науки, которую они производят, цели исследования и т.д.
Современные профессиональные графические исследования доволь-но разнообразны. Также расширилось их использование. Однако они обо-гащаются новыми теоретическими и практическими условиями. Теоретиче-скими основами современной профессиографии являются системность, ак-тивность, личностные подходы и теория общения.
Профессиография – это метод, который заключается в изучении тре-бований профессии, требований психологических, физических и личных данных человека. [18]
Профессиография, в основном, необходима для разработки методи-ческих рекомендаций по взаимодействию человека и профессии.
Информационная профессиография включает в себя все упомянутые характеристики, кратко их обобщает.
Коррекционная професиография заключается в повышении безопас-ности, а это означает, что она имеет дело только с характеристиками обла-сти, которая выступает в качестве основного источника угрозы поведению человека в конкретной области.