Курсовая с практикой на тему Проекты историко-биографического содержания как средство достижения обучающимися высоких результатов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики организации деятельности учащихся по выполнению проектов историко-биографического содержания 5
1.1 Историко биографические проекты: понятие и сущность 5
1.2 Использование историко-биографических сведений в учебном процессе 6
Глава 2. Практические аспекты формирования знаний учащихся при работе с проектами историко-биографического содержания 13
2.1 Диагностические исследования методических особенностей использования историко-биографических проектов на уроках истории 13
2.2 Практическое использование историко-биографического проекта на уроке истории 18
2.3 Выводы и рекомендации по использованию историко-биографических проектов на уроках истории 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение:
Актуальность. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО и СОО), отвечая на социокультурные вызовы современного информационного общества, в качестве целей образования провозглашают достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Личностные результаты предполагают сформированность учебной мотивации, системы социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме и т. п. Предметные результаты отражают специфические для предметной области умения, а также виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в различных ситуациях и т. п. Метапредметные результаты отражают освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
Деятельностная направленность современных стандартов, требования стандартов к содержанию основной образовательной программы предопределяют необходимость организации проектной деятельности учащихся. К тому же, умения проектной деятельность входят в состав метапредметных образовательных результатов освоения учащимися образовательной программы, как основного, так и среднего (общего) образования.
Проблеме включения историко-биографического материала науки образовательный процесс посвящены исследования Л.А. Бордонской, В.А. Ильина, В.Н. Мощанского, Е.В. Оспенниковой, Л.И. Резникова, Е.В. Савловой, Р.Н. Щербакова и других современных учных. Проблема, связанная с организацией деятельности учащихся по выполнению проектов историко-биографического.
Объект исследования – процесс обучения, обеспечивающий достижение учащимися образовательных результатов.
Предмет исследования – методика организации деятельности учащихся по выполнению проектов историко-биографического содержания.
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методики организации деятельности учащихся по выполнению проектов историко-биографического содержания.
Задачи исследования:
Теоретическая база исследования: результаты исследований по проблеме организации проектной деятельности школьников (Е.И. Антонова, Е.Ю. Баркова, И.В. Васильева, В.А. Власенко, Н.В. Матяш, А.П. Наумов, И.В. Никитина, Е.В. Плащевая, Е.С. Полат, С.В. Третьякова и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы; изучение нормативных документов и диссертационных исследований по заявленной проблеме; моделирование процесса организации деятельности учащихся по выполнению проектов историко-биографического содержания; диагностические методы (анкетирование, тестирование, опрос), педагогический эксперимент с качественным и количественным анализом его результатов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Историко-биографический метод характеризуется стремлением раскрыть изучаемую личность во всей полноте ее жизненной истории. В основе метода лежит дедуктивный подход, поскольку реконструкция жизнеописания опирается, прежде всего, на те результаты, «следы», которые исторический деятель оставил в истории. Метод предполагает привлечение особого корпуса источников — документов личного происхождения (свидетельств современников, дневников, мемуаров, воспоминаний). Особенностью историко-биографического метода является широкое применение литературно-художественных приемов изложения материала (сюжетность, образность), а также эмоциональность, наличие авторской позиции в оценке личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Личностные требования указывают, в частности, на готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Среди личностных характеристик выпускника школы в Стандарте называются:
− осознание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи, человечества;
− креативность и критическое мышление, активность и целенаправленностьв познании мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
− уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
− владение основами научных методов познания окружающего мира.
Метапредметные требования указывают, в том числе, на владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности, на сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе, а также на понимание их этических аспектов.
Таким образом, знакомство школьников с исторической личностью в ходе проектной деятельности может быть перспективным направлением реализации требований новых стандартов.
В первой главе курсовой работы были раскрыты модели организации деятельности учащихся по созданию проектов историко-биографического содержания. Выявлены теоретические основы организации деятельности учащихся по выполнению проектов историко-биографического содержания, способствующей достижению учащимися образовательных результатов: выбор проектов историко-биографического содержания в качестве средства достижения учащимися образовательных результатов.
Вторая глава имела практический характер. Нами был рассмотрен пример практического пример историко-биографических проектов на уроке истории. После чего предложены рекомендации для организации деятельности учащихся по выполнению проектов историко-биографического содержания, направленной на достижение учащимися образовательных результатов при обучении физике.
Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы методики организации деятельности учащихся по выполнению проектов историко-биографического содержания
1.1 Историко биографические проекты: понятие и сущность
Историко-биографический метод представляет собой:
1) метод исторического исследования, направленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности / социальной группы;
2) в психологии, социологии, культурологии метод «истории жизни», «жизнеописаний» (биографический метод) используется для познания социальных, культурных и психологических явлений на основе описания и анализа жизненных историй обычных людей. Он опирается на приемы наблюдения, анализ документов и ориентирован на описание уникальных ситуаций в жизни человека (карьеры, любви, семейных отношений и т. д.), его внутреннего мира;
3) метод изучения личных документов (автобиографий, писем, дневников, мемуаров) представителей определенной группы лиц для реконструкции их внутреннего мира; описания типичной структуры жизненного пути и создания коллективных биографий определенных социальных групп [14].
Историко-биографический метод известен давно, с ним связано становление и развитие истории как науки, поскольку основным героем политической истории всегда выступала личность — правитель, герой, военачальник и пр. С позиций этого подхода исторический процесс долгое время рассматривался как результат деятельности великих людей. Научно-методологические принципы историко-биографического метода были сформулированы В. Дильтеем (1833-1911). Он ввел понятие «наук о духе», к которым относил историю, и отмечал, что их отличает особый метод познания, основанный на изучении психических аспектов деятельности человека. Приоритет биографическому методу в гуманитарном знании отдавал также М. Хайдеггер.