Курсовая с практикой Педагогика/Психология Информатика (Педагогика)

Курсовая с практикой на тему Проектные модели организации самостоятельной деятельности школьников на уроках информатики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики 6
1.1. Особенности организации самостоятельной деятельности на уроке информатики 6
2.2. Проектный модели организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики 11
2. Исследования уровня самостоятельности при использовании проектного метода 15
2.1. Программа исследования 15
2.2. Результаты исследования 16
2.3. Описание опытно-практической работы по апробации проектного метода на уроках информатики 21
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 28

 

  

Введение:

 

Глубокие социальные преобразования, происходящие в нашей стране, привели к значительным изменениям в сфере образования: разрабатываются новые концепции как образования в целом, так и построения отдельных учебных предметов. Обучающимся гарантируется качественное образование, которое отвечает современному уровню развития науки, производства, новых технологий в обществе. В соответствии с ФГОС ООО, одна из важнейших целей школьного образования – это развитие способности учащихся самостоятельно строить планы, конструировать их реализацию, самостоятельно контролировать и ставить оценку результатам своей деятельности. В настоящее время общество испытывает потребность в молодых специалистах, способных к творческому освоению имеющегося социального опыта, использующих в своей профессиональной деятельности исследовательский подход к познанию окружающего мира, владеющих способами его преобразования. Одна из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта в субъект деятельности и управления, т. е. в результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности.
Проблема развития самостоятельности мышления обучающихся посредством организации самостоятельной работы является одной из наиболее актуальных. В работах советских психологов А. Н. Боголюбова, Д. Н. Богоявленской, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. И. Зыковой, Н. А. Менчинской, C. JI. Рубинштейна, К. А. Славской, Н. Ф. и др. исследовались приемы формирования и развития самостоятельной умственной деятельности школьников.
Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Развиваемые информатикой, многие положения, рассматриваются как основа создания и использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых и используемых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с физикой, математикой, технологией, биологией, химией курс информатики основы закладывает естественно-научной картины мира и естественно-научного мировоззрения.
Цели, на достижение которых направлено изучение предмета информатика в школе, определены исходя из целей образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта (ФГOС) основного и общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучаемых, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека, общества и государства в целом.
Информатика является такой учебной дисциплиной, на которой можно решать существующие проблемы, развивать навыки самообразования, самостоятельности, самооценки и творческого, не ординарного подхода при решении поставленных задач. На уроках осуществляется демонстрация межпредметных связей и вырабатывается умение работать с разными видами информации и информационными продуктами, а также программным и аппаратным обеспечением.
В тоже время, как показывает практика, существует ряд трудностей при преподавании данного предмета, внимание в результате организации проектной деятельности уделяется конечному результату. Не в полной мере реализуется формирование навыков проектной деятельности, рефлексии, самоконтроля и анализа своей учебной деятельности во время работы над проектом.
Таким образом, поиск механизмов решения возникающих затруднений определяет проблему исследования, сводящуюся к необходимости обоснования использования метода проектов на уроках информатики в средней школе.
Цель: теоретически обосновать и практически апробировать технологию проектного обучения на уроках информатики как средство развития самостоятельности учащихся.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке информатики.
Предмет: применение технологии проектного обучения в рамках школьного курса информатики.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия, связанные с требованиями ФГОС ООО для планирования и организации самостоятельной работы.
2. Рассмотреть формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике.
3. Выявить наиболее продуктивную модель метода проектов, используемую на уроках информатики в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся;
4. Опытно-экспериментальным путем обосновать условия результативности метода проектов в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся.
Методы исследования: наблюдение, теоретический анализ научно-методической литературы, ее систематизация, проведение эксперимента
Практическая значимость: состоит в том, что материалы нашего исследования могут найти применение среди учителей информатики средней школы в учебном процессе, а также для организации самостоятельной деятельности учащихся.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сопоставив результаты работы с поставленными задачами позволяет сделать вывод что:
На основе анализа научно-педагогической и методической литературы было выявлено, что организация самостоятельной деятельности характеризуется по таким существенным признакам как дидактическая направленность, особенность (тип) познавательной деятельности учащихся, форма организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная), вид источника знаний.
Развитие самостоятельной деятельности у учащихся процесс сложный. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся работать самостоятельно. Проект — это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Обучение приёмам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчётливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Кроме того, учитывая возраст учащихся, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их.
На основании обобщения и анализа собранного материала можно сформулировать основные выводы:
• Необходимость использования технологии проектного обучения диктуется развитием современного уровня образования, тенденцией воспитания полноценно развитой личности, ее подготовки к реальной жизни.
• Широкие возможности использования информационных технологий для выполнения проектов являются эффективным средством для развития познавательных способностей, самостоятельной деятельности и творческого потенциала ребенка.
• Внедрение и использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий.
• Начинать использование метода проектов на уроках информатики нужно с внедрения в обычный урок с 5 класса, с последующим развитием навыков проектной деятельности.
• Применение метода проектов дает результат на всех этапах обучения, в том случае если работа над проектом поэтапно спланирована и в ней заинтересованы все участники

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики

1.1. Особенности организации самостоятельной деятельности на уроке информатики
На протяжении более двадцати лет преподавание предмета информатика ориентировалось на достижение значимых образовательных результатов. Уровень основного общего образования, достигнутый обучающим, не может быть признан достаточным и полноценным для последующего развития личности и продолжения образования. Необходимые изменения концепции обучения информатике во много обусловлены, с одной стороны, пересмотром всего содержания общего образования в целом, с другой стороны, развитием самой информатики как науки и отрасли знания, с третьей стороны, – развитием информационных и коммуникационных технологий и их широким применением в современном обществе и с использованием в образовательном процессе [1,6].
Достижение новых результатов образования в школе от учителя требует использование современных образовательных технологий, методических приемов и методов, которые будут формировать самостоятельного добывания новых знаний у школьников, умения выдвигать гипотезы, навыки сбора нужной информации, строить умозаключения и сделать выводы. Основная деятельность учителя, в условиях обучения по новым стандартам, направленна, чтобы ученикам помочь освоить такие способы и действия, которые будут необходимым в их будущей жизни, помочь учащимся сделать этот выбор осознанно, то есть объективно оценивать свои возможности и силы, интересы, способности и склонности. При выполнении самостоятельных и учебных проектно-исследовательских работ, формируются данные качества личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГOС ООО) курс информатики и ИКТ входит в предметную область «Информатика и математика». В учебном (образовательном) плане основного общего образования на изучение курса информатики отводится по 1 часу в неделю. В 7-9 классах общее количество часов – 105. Кyрс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). К концу обучения средней школы (в соответствии с ФГОС), обучающиеся должны обладать ИКТ – компетентностью. Для дальнейшего обучения в других учебных заведениях или для трудовой деятельности она должна быть достаточной [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы