Курсовая с практикой на тему Проектная технология на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных навыков учащихся средней ступени.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1. Сущность иноязычных коммуникативных навыков 5
1.2. Проектная технология на уроках иностранного языка 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ 18
2.1. Организация и методика исследования коммуникативных навыков учащихся 18
2.2. Комплекс проектных заданий, направленных на формирование коммуникативных навыков 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Введение:
Важнейшее средство человеческого общения, без которого невозможны существование и развитие общества – это язык. Качественные изменения характера международных связей с точки зрения практической и интеллектуальной деятельности человека предопределяют реальную необходимость изучения иностранных языков.
Специфика предмета иностранного языка предполагает такую организацию учебного процесса, чтобы каждый его участник имел возможность активизировать познавательную и коммуникативную деятельность и получить языковую практику, достаточную для формирования необходимых ему умений и навыков, в том числе путем использования проектной технологии обучения, которая, в свою очередь, дают учащимся на средней ступени возможность принимать участие в «живом» интерактивном диалоге с реальным партнером, а также обеспечивает активный обмен сообщениями.
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) основным назначением иностранного языка как предмета области школьного обучения определяет содействие в овладении учащимися коммуникативными умениями и навыками в устной и письменной форме соответственно мотивам, целям и социальным нормам речевого поведения в различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у учащихся коммуникативных навыков является неотъемлемой составляющей структуры содержания образования. Современная система обучения английскому языку дает возможность применять коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку как важному средству межкультурного общения. Этим и был обоснован выбор темы данного исследования: «Проектная технология на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных навыков учащихся средней ступени».
Актуальность проектной технологии на уроках английского языка на средней ступени в процессе формирования коммуникативных навыков учащихся заключается в том, что она одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить при решении этой проблемы, а также удачно совмещает учебную, аналитическую и воспитательную деятельность, что безусловно является действенным и эффективным в реализации современных задач системы иноязычного образования.
Теоретические основы применения современных педагогических технологий, а именно проектной технологии в учебном процессе по иностранным языкам раскрыто в трудах И.М. Богдановой, Е.А. Михайлова, Е.И. Моносзона, М.Н. Скаткина, А.Я. Савченко и др.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков учащихся средней ступени.
Предметом исследования является специфика использования проектной технологии на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных навыков учащихся средней ступени.
Целью исследования является разработка комплекса проектных заданий, направленных на формирование коммуникативных навыков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу относительно использования проектной технологии в процессе формирования коммуникативных навыков учащихся на средней ступени.
2. Провести констатирующее исследование с целью выявления уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся.
3. Разработать комплекс проектных заданий, направленных на формирование коммуникативных навыков.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез; обобщение; наблюдение; беседа.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута ее цель – разработан комплекс проектных заданий, направленных на формирование коммуникативных навыков.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Проанализирована литература относительно использования проектной технологии в процессе формирования коммуникативных навыков учащихся на средней ступени. Анализ литературы показал, что формирование иноязычных коммуникативных навыков является важной задаче иноязычного образования на средней ступени обучения. Проблеме формирования коммуникативных навыков уделено значительное внимание. Осмысление результатов исследования трудов ученых позволяет охарактеризовать коммуникативные навыки как структурный компонент личности школьника, что определяет возможность осуществления взаимодействия в плоскости «субъект-субъектных» отношений. Для их формирования видим необходимость в разработке соответствующих методических процедур, которые позволят в полной мере восполнить сформированные коммуникативные навыки учащихся.
2. Проведено констатирующее исследование с целью выявления уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся, которое показало, что учащиеся обладают достаточным уронем сформированности коммуникативных навыков.
3. Разработан комплекс проектных заданий, направленных на формирование коммуникативных навыков, каждое из которых предполагает формирование коммуникативных навыков учащихся (говорения, фонетических, лексических, грамматических, навыков работать в комманде).
Фрагмент текста работы:
В научном обороте термин «коммуникация» появился в начале XX в. До этого проблема коммуникации представляла собой лишь проблему общения между людьми. Термин «коммуникация» в широком толковании и означает общение. Понятие межличностной коммуникации в узком смысле представляет собой сложный процесс, в ходе которого осуществляется обмен информацией, а также процесс ее формирования, получение, отправление, уточнение, переработка, обсуждение, развитие.
Коммуникация – это непрерывный процесс межличностного взаимодействия, который должен обеспечивать достижение партнерской общности, психологическую гармонию при сохранении индивидуальности каждого из партнеров по коммуникации.
Коммуникация (лат. сommunico – общаюсь с кем-то) отождествляется с тем, что человек думает перед подачей информации, как он выражается, как подает собственную мысль собеседнику и от него получает информацию, интерпретирует мысли, реакцию на них.
Вообще термин коммуникация используется многими социальными, биологическими, техническими науками. Но в любом случае коммуникация предполагает наличие как минимум трех участников этого процесса: передатчик – сообщение – приемник. Таким образом вырисовывается, что коммуникация является разновидностью взаимодействия между определенными субъектами (передатчик, приемник) посредством определенного объекта (сообщение). Понятно, что речь идет о взаимодействии отдельных людей, групп людей, общества в целом [Юрий, эл. ресурс].
Через общение выражается человеческая сущность, через общение (коммуникацию) человек реализует себя, решает вопросы, проблемы. Если взять сферу нравственности, то общение является областью нравственности, потому что человеческая нравственность проявляется не у сознания и даже не в деятельности, а именно в общении. Без общения невозможно существование человека и человеческого общества.
Общение – это взаимодействие людей, состоящее в установлении взаимопонимания, обмене информацией, действиями.
Общение является взаимодействием двух либо более индивидуумов, которое направлено на согласование и объединение усилий для эффективных взаимоотношений и достижения общей цели.
Общение – важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным способом его бытия и необходимости взаимодействия в процессе деятельности. Любая совместная деятельность, и в первую очередь трудовая, не может осуществляться успешно, если между теми, кто ее выполняет, а не будут налажены соответствующие контакты и не будет существовать взаимопонимание [Майерс 2008].
Коммуникативные навыки проявляются во всех жизненных сферах. От степени их сформированности зависит способность человека адекватно ориентироваться, вести себя в различных социальных ситуациях. Поэтому главной целью обучения английскому языку учащихся средней ступени является формирование у них коммуникативных навыков, базой для которых являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний [Мухамеджанова 2016].
Сущность коммуникативного направления состоит в обучении учащихся решать коммуникативные задачи с целью овладения высоким уровнем общения на иностранном языке, то есть сформировать навыки свободного выражения мыслей и чувств во всех видах речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письме и в различных сферах общения: личностной, публичной, образовательной, то есть выработать коммуникативную компетенцию личности; овладеть культурой речи [Методика обучения иностранным языкам… 1999].
Таким образом, у учащихся должны быть сформированы определенные навыки, которые они будут использовать в процессе своей будущей профессиональной деятельности.
Важной составляющей коммуникативных навыков считаем навыки иноязычного говорения учащихся.
В социальном аспекте говорение рассматривают как социально обусловленный вид деятельности человека, процесс передачи информации в условиях общения с помощью коммуникативных средств, как потребность человека (духовную, социальную, ментальную, коммуникативную) для полноценной жизни в целях взаимодействия и общения, социальных преобразований [Леонтьев 1986]. Заметим, что в процессе говорения осуществляется формирование и развитие социального опыта, носителем которого является человек, а также познания действительности и самосознания личности.
Итак, говорение, регулирующее речевое поведение, является необходимым условием формирования человека как личности, продуктом социального взаимодействия, потребностью коммуникативного взаимодействия индивидов как части социума. С точки зрения психологов (В.М. Букатов, А.П. Ершов, П. М. Ершов [Ершов 1998]), говорение является «инструментом влияния на внимание, чувства, воображение, память, мышление, волю» [24], что побуждает партнера быть внимательным, помнить, чувствовать, представлять и самое главное – думать, что помогает определить содержание высказывания. Психологи и психолингвисты (Л.С. Выготский [Выготский 1982], И.А. Зимняя [Зимняя 2001], А.А. Леонтьев [Леонтьев 2001], С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн 2015]) квалифицируют говорение как процесс формирования и формулирования мысли в момент высказывания, «переход внутренней речи в акустическую, перекодировка мысли в звуковые сигналы» [Леонтьев 2001]. Таким образом, в психологическом плане процесс говорения предполагает овладение внешним устным способом формирования и формулирования мысли с помощью языковых средств, то есть устной речью.
Говорение в лингвистическом плане трактуется как:
1) деятельность говорящего, который применяет язык для взаимодействия с другими членами определенного языкового коллектива; использование различных средств языка для передачи сложного содержания, включая, помимо собственно информации, обращения (призыв, крик) к слушателю, побуждение к действию (определенному ответу) [Ахманова 1966];
2) образование звуковой речи, предусматривающей также слуховое восприятие этой речи не только слушателем, но и говорящим, для которого слуховой контроль играет роль обратной связи [Ахманова 1966]. Говорящий создает высказывания, рассчитанное на восприятие его адресатом – слушателем, реакцию и обратную связь (ответ словом или поступком).