Курсовая с практикой на тему Проектная команда: формирование, развитие и мотивация
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
анализа деятельности проектной команды.. 6
1.1. Сущность командной деятельности и ее роль в
управлении проектами. 6
1.2. Формирование и функционирование проектной
команды: организационно-управленческие аспекты.. 10
Глава 2. Особенности деятельности проектных
команд в современных организациях. 17
2.1 Проектные организационные структуры: практика
создания и развития. 17
2.2. Характеристика работы проектной команды на
примере маркетингового агентства «Nectarin». 24
2.3. Основные направления совершенствования
практики управления проектными командами. 34
Заключение. 39
Список использованной литературы.. 40
Введение:
В последнее десятилетие
весь мир постепенно движется к формированию проектно-ориентированных
организаций, к формированию проектно-ориентированного общества. В Российской
Федерации все чаще применяются методы проектного управления, которые так
распространены за рубежом. К сожалению, на сегодняшний день проектное
управление пока не имеет широкого распространения в РФ в силу того, что
является принципиально новой организационной и профессиональной рыночной культурой
для российских руководителей, управленцев и менеджеров.
Однако интерес к
применению проектных методов управления в последние годы имеет актуальность,
причем во всех отраслях экономики.
Еще несколько лет назад
вопросы проектного управления рассматривались скорее как новомодное течение,
нежели как необходимый инструментарий управления. Полезным считалось само
включение в управленческий лексикон слов «проект», «проектное управление». Но к
концу этого периода уровень общих теоретических знаний стал выше и спрос на проектное
управление конкретизировался. Задачи проектного менеджмента начали
привязываться к текущим процессам компаний, организационным структурам,
стратегиям их развития.
Важнейшей составляющей
реализации любого проекта является процесс подбора его участников, от степени
совершенства которого зависит эффективность проекта в целом.
Команда проекта — это
коллектив специалистов, объединенных для достижения общих целей и решения,
поставленных перед ними задач в течение всего жизненного цикла проекта. Это его
основная часть, так как именно команда проекта воплощает в жизнь его замысел.
В современном мире командная
деятельность является одним из главных элементов, при помощи которых
осуществляется деятельность большинства компаний и организаций, ведущих
деятельность на рынке. Одной из основных форм командной работы в организациях
является работа над определенным проектом, для реализации которого формируется
команда.
Командной работы
изучается в социальной психологии длительное время, и в настоящее время данный
вопрос достаточно хорошо проработан и изучен. Проектные команды начали активно
изучаться в период роста интереса к межличностным отношениям, а также
отношениям личности и группы, влиянию группы на формирование и развитие
личности. Проблемы командообразования
активно изучаются в рамках социологии управления и менеджмента
организаций, в частности, в трудах С.А. Баркова «Социология организаций»,
Лукичевой Л.И. «Управление организацией» и пр.
Вопросы повышения
эффективности командной работы рассматриваются в публикациях, посвященных проблемам
социального проектирования. Значимыми трудами на данную тему выступают учебное
пособие В.А. Лукова «Социальное
проектирование». Кроме того, проблемы управления проектами рассматриваются в
публикациях И.И. Муазура и В.Д. Шапиро
«Управление проектами», Баганова В.Ю. «Управление проектами» и других.
Цель
курсовой работы – выявить особенности управления проектными командами.
Задачи
курсовой работы:
— раскрыть понятие команды и ее роли при реализации проекта;
— изучить специфику формирования и управления проектной
командой;
— охарактеризовать особенности развития проектных
организационных структур;
— проанализировать опыт работы проектной команды маркетингового
агентства «Nectarin»;
— определить направления совершенствования практики управления проектной
командой.
Объект
исследования в курсовой работе – система управления проектными командами.
Предмет
исследования – особенности управления деятельностью проектной команды.
В
процессе написания курсовой работы использовался анализ учебной и
научно-методической литературы, электронных библиотек, информационных сайтов.
Информационной базой курсовой работы служат теоретические разработки и другие
исследования в области управления организацией, формирования и управления
проектами.
Структурно курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым
к оформлению, и состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические выводы и предложения в рамках
представленной темы.
Команда – объединение
людей, имеющих общую цель и находящихся друг с другом в непосредственных личных
контактах. Отличительным признаком команды от простого скопления людей является
взаимодействие ее участников между собой.
Изучив материал по теме курсовой работы, можно сделать вывод: проектная
команда имеет важное значение в процессе организации работы современных
предприятий, поскольку работа в команде, за счет эффекта синергии дает
возможность более качественно и комплексно подходить к решению задач, стоящих
перед предприятием.
Перед руководителем проектной команды стоят задачи грамотного подбора
участников команды, доведения до них целей и задач проекта, ознакомление со
спецификой и всей информацией, которая необходима участникам команды для
реализации проекта. Кроме того, важным вопросом является формирование
благоприятного социально-психологического климата внутри команды, а также формирование системы мотивации, которая будет
удовлетворять всех участников команды.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические
аспекты анализа деятельности проектной команды 1.1. Сущность
командной деятельности и ее роль в управлении проектами В условиях перехода на постиндустриальную стадию развития
происходит значительная трансформация всех сфер общественной жизни.
Информация и знания становятся основой экономики, а качество
человеческих ресурсов признается главным стратегическим ресурсом государства.
Усиливается тренд на демократизацию управления, все шире применяется проектный
подход. Изменяется вектор развития организаций – меняется внутриорганизационное
пространство, формы и принципы взаимодействия организаций с внешней средой.
Демократизация организационного управления является ответом на новые вызовы,
создает возможности для формирования новых структур – «временных рабочих групп,
возникающих и прекращающих свою деятельность в соответствии с темпом перемен в
окружающей организацию среде». Очень часто структурные изменения в организациях
связаны с внедрением командного стиля руководства и созданием команд[1].
Команда – это группа людей, которые обладают различными
навыками и действуют совместно для решения стоящих перед ними задач. Работа в команде является одним из наиболее
эффективных инструментов, который позволяет людям и организациям достигать
намеченных целей[2].
Каждый из участников команды выполняет свои функции: кто-то
является источником идей, кто-то разрабатывает цели и задачи, которые позволят
достичь поставленных целей, кто-то взаимодействует с внешним окружением, кто-то
мотивирует прочих участников на достижение высоких результатов. Действуя
совместно, они являются дополнениями друг друга, формируя сбалансированную
группу, в которой каждый имеет возможность продемонстрировать свои сильные
стороны; при этом слабые стороны могут быть компенсированы за счет усилий
других участников[3].
Командная работа является одним из основных аспектов, на
которых базируется современная экономика. Можно назвать ряд оснований,
вызвавших данную тенденцию. Во-первых, командная работа дает возможность
достижения более высоких результатов за более сжатые сроки. Также работа в
команде удовлетворяет чувство причастности, которое является одной из
потребностей большинства людей. В команде человек может, с одной стороны,
реализовать свои личностные качества, с другой – раскрыть себя как профессионала[4].
Важное значение командная работа имеет в процессе управления
проектами. Управление проектами — методология организации, планирования,
руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических
ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение
его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления
для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ,
стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
Представляет интерес так называемая процессная концепция управления
проектами, получившая распространение на Западе. Суть ее состоит в том, что
сложная интегрированная природа управления проектами описывается через
процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи. В данном случае под
процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией функций
управления[5].
Каждый проект предполагает, что для его реализации создается
временная организационная структура и соответственно система управления
проектом (СУП). Таким образом, одной из первоочередных задач менеджера проекта
является создание системы управления, которая позволит ему реализовывать свою
власть на проекте, планировать и организовывать исполнение работ,
контролировать и координировать действия всех участников проекта.
При
организации работы над проектом необходимо решить две главные задачи:
— как
сформировать команду проекта;
— как
организовать эффективную работу команды[6].
В зависимости
от специфики, размера и типа проекта в его реализации могут принимать участие
от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций и столько же
отдельных специалистов. У каждого из них свои функции, степень участия в
проекте и мера ответственности за его реализацию. Специалистов и организации, в
зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно
конкретные группы (категории) участников проекта, в состав которых входят:
заказчики, инвесторы, проектировщики, поставщики ресурсов, подрядчики,
консультанты, лицензиары, финансовые институты — банки и, наконец, команда
проекта, возглавляемая проект-менеджером (в принятой на Западе терминологии)
или руководителем проекта, а также другие участники — в зависимости от специфики
проекта[7].
Следует
отметить, что участники проекта — категория более широкая, чем команда проекта.
Команда
проекта — одно из главных понятий УП. Это группа сотрудников, непосредственно
работающих над его осуществлением и подчиненных руководителю проекта, основной
элемент его структуры, так как именно команда проекта обеспечивает реализацию
его замысла. Эта группа создается на период реализации проекта и после его
завершения распускается.
Команда проекта ― это малочисленная группа людей (желательно
2–8 человек), которые владеют необходимыми для достижения единой цели знаниями
и умениями и совместно отвечают за достижение результата.
Команда характеризуется следующими признаками[8]:
— малочисленная группа людей (5–20 членов;
командная работа эффективна, если команда состоит из 4–8 членов);
— каждый член команды обладает
взаимодополняющими умениями, которые используют другие члены команды;
— у всех членов команды единая цель, и все
настроены на достижение этой цели;
— у всех членов команды есть задачи,
результаты выполнения которых измеримы и решение которых наблюдается всеми
членами команды;
— у всех членов команды один метод работы,
который постоянно совершенствуется;
— члены команды чувствуют свою
принадлежность к команде и акцептируют совместную ответственность.
При формировании команды необходимо учитывать множество
аспектов: психологические особенности людей, входящих в состав команды,
возможность наладить взаимопонимание и взаимодействие, наличие общей для всех
мотивации, нацеленность на достижение единого результата и пр. Формирование
команды само по себе должно способствовать формированию доверия между членами
команды, раскрывать их потенциал и создавать значимый стимул для осуществления
трудовой деятельности[9].
Команда проекта выполняет две основные функции. Во-первых, ее
действия направлены на решение задачи проекта: поиск информации, выработку
решений, участие в итоговых обсуждениях и т.д. Во-вторых, команда действует в
поддержку руководителя проекта и товарищей (важнейшее здесь – умение слушать, поддерживать
и ободрять других)[10].
Эффективность команды следует определять, как соотношение
результата решенной задачи и совокупности усилий, направленных на создание
команды и руководство. Экономическая целесообразность командных методов работы
далеко не всегда позволяет применять их. Но особенности проектной задачи весьма
благоприятны для успешности командной деятельности.
Формирование и управление проектной командой – трудоемкие и
дорогостоящие мероприятия. Затрачивается время, средства на планирование и
подбор участников команды. Сформированную группу необходимо развить до
командного уровня, а затем управлять ею, что также влечет определенные
издержки. [1] Тоффлер О. Адаптивная
корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.,
1999, с. 453 [2] Авдеев В.В. Формирование
команды — М.: Сфера, 2019. — 542 с. [3] Кричевский Р. Л.,
Дубровская Е. М. Психология малой группы. — М., 2016. – С.15. [4] Сидоренков А.В. Психология
малой группы. методология и теория. Учебник и практикум. – М., 2020. – С.105. [5] Управление проектами:
учеб. пособие для студентов вузов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г.
Ольдерогге, А. В. Полковников ; под общ. ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. —
10-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2014. — 960 с. [6] Беннет Р. Секреты
эффективного управления // М.: ЛОРИ, 2019.- 216 с. [7] Управление проектами:
учеб. пособие для студентов вузов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г.
Ольдерогге, А. В. Полковников ; под общ. ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. —
10-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2014. — 960 с. [8] Авдеев В.В. Формирование
команды — М.: Сфера, 2019. — 542 с. [9] Кричевский Р. Л.,
Дубровская Е. М. Психология малой группы. — М., 2016. – С.15. [10] Попов Н.А. Психология
малых групп // В сборнике: Инновационные психологические и педагогические
технологии как механизм повышения качества образования. сборник статей
Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 134-137.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМАНДЫ ПРОЕКТА 5
1.1 Основные понятия, сущность проектной команды 5
1.2 Структура и классификация проектных команд 7
1.3 Основные подходы формирования и развития проектных команд 8
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ 19
2 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕМОНТНОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Проект мероприятий 19
2.2 Организация проектных работ 30
2.3 Роли в проектной деятельности 31
2.4 Мотивация проектной команды 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. В последнее время в менеджменте, управлении проектами и других разделах прикладной теории управления все большее внимание уделяется командной деятельности персонала организации. Под проектной командой понимается совокупность отдельных лиц, групп и организаций, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю проекта. Основная задача этой группы — обеспечение достижения целей проекта. Создается целевым образом на период осуществления проекта. Включает также всех внешних исполнителей и консультантов. Команду создают на период реализации проекта и после его завершения распускают.
Таким образом, актуальность курсовой работы определяется необходимостью эффективного формирования и функционирования проектных команд, с учетом необходимости слаженного взаимодействия членов команды.
Объект исследования команда проекта — совокупность работников, которые осуществляют функции управления проектом и персоналом проекта.
Предметом исследования выступает процесс формирования и развития проектной команды и мотивация ее сотрудников.
Целью работы является анализ методов формирования, развития и системы мотивации проектной команды на примере проекта, разработка предложений по совершенствованию деятельности компании.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих основных задач:
Дать определения основным понятиям, затронутым в работе, а именно «проект», «управление проектом», «проектная команда»
Рассмотреть сущность, понятия, структуру, состав и типы проектных команд;
Проанализировать существующие принципы, подходы формирования и развития команды проекта;
Проанализировать существующие способы мотивации участников проектной команды;
Разработать предложения по совершенствованию методов работы с проектной командой на примере проекта;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Формирование и развитие команды – процесс, имеющий определенную продолжительность. Команда, из каких бы сильных личностей и специалистов она ни была собрана, не может в одночасье стать высокоэффективной и сразу давать отличные результаты. Менеджеру проекта следует с терпением и последовательностью проводить своих людей по пути становления сообщества единомышленников.
Признаки:
• цели и задачи проекта объединяют и сближают людей в команде;
• индивидуальные и командные результаты обретают признанное качество и однозначность;
• руководитель проекта обладает чертами не только формального, но и неформального лидера;
• в коллективе царит уважение и позитивный настрой, конфликты носят конструктивный характер и быстро улаживаются;
• ошибки возникают, не рассматриваются как трагедия, сделанные выводы исключают повторения;
• команда осознает потребителя и заказчика проектного продукта и точно ориентирована на удовлетворение их запросов;
• проблемы не остаются без разрешения, а командные навыки позволяют находить оптимальные выходы;
• высока мотивация членов команды на решение задач.
Особенности и специфика проектной команды определяют поэтапность ее становления. Наиболее признанной считается модель американского социального психолога Б. Такмана, который предложил выделять пять стадий развития команды как малой группы. Предлагаю вам познакомиться с этими стадиями.
1. Стадия формирования. Участники знакомятся, приглядываются друг к другу, выжидают, как будут развиваться события. Менеджеру проекта рекомендуется помочь членам команды преодолеть неуверенность, давая для коллективного исполнения несложные задания.
2. Стадия выяснения отношений. Также дискомфортный этап, когда немного освоившись, люди начинают действовать каждый, как умеет. РМ целесообразно спокойно реагировать на возникшую критику членами друг друга, совместно обсуждать результаты и показывать сильные стороны каждого участника.
3. Стадия согласования правил. Наступает фаза привыкания и принятия друг друга, появляется конструктив в диалогах и общих обсуждениях. Менеджеру нужно постепенно включать свое лидерство и вдохновляющий посыл к команде, сокращать время на споры и организовать работу по формализации правил совместной работы.
4. Стадия продуктивной работы. Команда развернута, максимизировано сотрудничество и взаимодействие. Руководитель проекта должен поддерживать деловую атмосферу, не допускать неконструктивные конфликты и быстро разрешать их. Конструктивные противоречия нужно приводить к позитивным решениям.
5. Стадия завершения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМАНДЫ ПРОЕКТА
1.1 Основные понятия, сущность проектной команды
Проектная команда – не просто группа людей, стремящихся к единой цели, а сложный механизм, эффективная работа которого зависит как от совместного труда, так и личного вклада каждого из резидентов. И прежде чем назвать команду идеальной, необходимо сформировать её, руководствуясь следующими принципами :
1. Постановка задачи, определение целей
Главным условием создания идеальной команды является четкая постановка цели, которую в ходе работы необходимо достигнуть. Важно, чтобы все члены команды несли ответственность за свой участок проекта, но при этом, видели единую цель, понимали и осознавали свой вклад в проект и общее дело компании. Чтобы не получилось, как в
известной басне про лебедя, рака и щуку – цель одна, а идут они к ней
разными путями
2. Согласование, коммуникация, распределение ролей
Немаловажно заранее согласовывать все этапы работы, тем самым, исключая ситуацию, что два сотрудника работают над одной и той же задачей, дублируя друг друга. Для этого в команде должна быть хорошо организована внутриколлективная коммуникация.
3. Стандартизация и регламенты
Члены проектной команды должны строго следовать единому регламенту . Стандарт предприятия помогает настроить работу так, чтобы получить проектную документацию единого формата. Отсутствие в организации стандарта работы приводит к разрозненности отображения элементов в документации. Исправление ошибок – это потеря времени – от нескольких часов до нескольких недель, и, как следствие, денег компании.
4. Окончательное формирование команды
Итак, резиденты и их количество определены, роли обозначены, стандарты изучены. Чтобы все члены команды могли работать на равных и обладали единым пониманием технологии и инструментов современного проектирования, последним этапом в формировании команды является совместное обучение всех ее участников. Это помогает решить сразу несколько задач проектной команды :
• во время совместного (корпоративного) обучения проектная команда разбирает сложности, возникшие при работе над реальными проектами компании, и, с помощью преподавателя-практика, разбирает ошибки и находит решение;
• программа корпоративного обучения формируется индивидуально под каждую компанию, с учетом применяемых в ней технологий проектирования и ее специализации. Это позволяет членам проектной команды по завершению обучения работать в комфортной и понятной всем среде;
• если программа обучения предполагает работу с шаблонами, то по окончанию курса преподаватель передает членам проектной команды настроенный шаблон, который облегчает и стандартизирует работу над проектной документацией.
Говоря об идеальной команде, мы подразумеваем общность специалистов и профессионалов, обеспеченных необходимыми ресурсами и комфортными условиями труда.
Руководствуясь стандартами и тесно сотрудничая с заказчиком, такая команда способна выполнить работу с максимальной успешностью и минимальными затратами!